182
183
184
186
РЕМОНТ И СЕРВИСТЕСТ-РЕМОНТ MAZDA 3Видит око...При самостоятельном обслуживании любого автомобиля встречаются узкие места. Смысл этого выражения применительно к «Мазде-3» первого поколения раскрывают Павел Трусов и Игорь Козлов. Фото Александра Батыру.НА ПЕРВЫЙ ВЗГЛЯД И ПОСЛЕ Оно самое сильное, первое впечатление. Но нередко обманчивое. Так и сейчас: заглянул под капот – сразу отметил удобный доступ ко  всем горловинам, что не предвещает трудностей с заменой жидкостей. Поначалу так и есть. Масло из двигателя сливаем, вывернув ключом «на  19» пробку в картере, при этом штатная пластиковая защита моторного отсека не мешает. В ней предусмотрено отверстие для доступа к  фильтру, через которое пройдет и съемник. Но только если под капо182 За рулем 11/2009том 1,6-литровый мотор. У  двухлитрового фильтр расположен в  другом месте, а  защита та  же, унифицированная. Придется ее снимать  – удобнее на  смотровой канаве или подъемнике (следует надеть головной убор, дабы уберечься от  осыпающейся грязи). Запаситесь терпением: крепежа много, в  том числе гаек, приваренных к  закладным пластинам. Если соединение закисло, такая гайка обрывается и  крутится вместе с  болтом. Как  же неудобно придерживать ее ключом «на  10»! При  первой возможности замените крепеж вазовскими саморе-зами вместе с закладными пластинами – этим ржавчина не страшна. Для замены охлаждающей жидкости защиту снимаем без раздумий, поскольку в  ней нет отверстия для доступа к  сливной пробке в  левом бачке радиатора. Прежде чем ее выкручивать, приготовьте широкую емкость для сбора жидкости и дайте мотору хорошенько остыть  – чтобы не  обжечься и  не сорвать голову пластиковой пробке. На горячую это запросто. Поменять масло в МКП несложно – доступ к  пробкам вполне приемлемый. В автомате замена не предусмотрена, однако не стоит уповать на официальный регламент. Если масло дурно пахнет или сильно потемнело, лучше его поменять, чем рисковать здоровьем недешевого агрегата. Ключом «на  19» откручиваем пробку в  поддоне и  сливаем отработку. Через трубку щупа заливаем столько же свежего ATF Mercon V (без вариантов!), после чего пускаем двигатель. Передвинув селектор АКП по  всем позициям с двух-трехсекундной задержкой в каждой из  них, проверяем уровень и  при необходимости доводим до  нормы. Такую замену дилеры считают достаточной несмотря на то, что около половины объема поменять не удается. Владельцы часто довольствуются частичной заменой тормозной жидкости. Делают так: шприцем отсасывают из  бачка отработавшую и  заливают столько  же свежей. При  ежегодной замене такой способ вполне приемлем. Но в «трешке» им не воспользуешься, поскольку из-за сетки в горловину не залезешь даже иголкой. Поэтому загодя доработайте пробку: проделайте в ней отверстие, вставьте в  него вентиль от  бескамерного колеса и  заполните герметиком лабиринт воздуховода, связывающего полость бачка с атмосферой. Надев штуцер шинного насоса на  вентиль, создайте в бачке небольшое избыточное давление (до 0,5 атм) и выгоните старую жидкость через штуцеры прокачки. Поочередно – через задний правый, задний левый, передний правый и передний левый тормозные механизмы. При  этом следите за  уровнем в  бачке, подливая свежую жидкость, а по окончании работы удалите герметик из-под крышки. При установке защиты не  перепутайте болты. В  штатном варианте они одинаковые, но если установлена дополнительная стальная защита, то  крайние угловые болты могут оказаться длиннее. Такой нельзя ставить по центру спереди, иначе он повредит радиатор! Если собираетесь заменить и  поликлиновый ремень, не  спешите прикручивать защиту к  правому брызговику моторного отсека – его все равно придется снимать.ВСТАВЛЯЕМ ПИСТОНЫ Главное  – запомнить положение ремня на  шкивах, а  уж о  его натяжении позаботится автомат. Его отводим в сторону, поворачивая ключом «на 14» болт ролика по  часовой стрелке. Усилие потребуется немалое, поэтому нужен хотя  бы полуметровый рычаг. Для замены воздушного фильтра отстегиваем четыре пружинные защел-ки крышки, приподнимаем ее за правую сторону и  вынимаем фильтрующий элемент  – все просто. Если подошло время менять свечи, то фильтр пока не ставим. Освобождаем трубку вакуумного усилителя, отстегнув хомут в  задней части корпуса фильтра, и  ключом «на  10» откручиваем три болта корпуса. Отводим его по ходу авто и, чтобы не мешал, заводим за тросик газа. Крышку приподнимаем повыше и подпираем ее, скажем, отверткой. Путь к катушкам открыт. Выкручиваем болты крепления и  вынимаем катушки из  колодцев, при этом проводку отсоединять необязательно. Свечи  – под ключ «на  16». При  их затяжке выдерживаем момент 15  Н·м, иначе свеча может обломиться, что доставит немало хлопот. Болты катушек тоже затягиваем в меру, чтобы не расколоть крепежные ушки. Устанавливая корпус фильтра, обязательно убедитесь, что шланги вентиляции картера вошли в зажимы. Часто этим пренебрегают  – шланги перетираются и мотор начинает хандрить. Топливный фильтр встроен в насос и согласно регламенту замене не подлежит. Решение спорное, но  в  дилерской практике не  отмечено каких-либо проблем с  питанием двигателя даже при пробегах под 150 тыс. км. С заменой передних колодок трудности вряд  ли возникнут, важно лишь не  перепутать их: внутренние, с  трехпалой пластиной, вставляем в поршень. На оригинальных колодках стрелки показывают направление вращения колеса. Прежде чем вворачивать направляющие пальцы, очистите их от продуктов износа и обязательно смажьте. С  задними колодками сложнее. Они  же работают и  от  ручника, поэтому поршень суппорта надо не  вдавливать, а  вкручивать. Без приспособления тут не обойтись, за что оценку снижаем. О том, что все подвижные соединения суппортов надо смазать, напоминать, надеемся, излишне. А вот поработать педалью и ручником по окончании работ, чтобы выбрать все зазоры и привести систему в  рабочее состояние, забывают порой и бывалые. Меняем лампочки. К  правой фаре доступ отличный, а  к  левой путь преграждает воздухозаборник. Демонтировать его несложно  – снимаем резиновое кольцо, придерживающее деталь около радиатора, и  извлекаем пистон над фарой. Кстати, все пистоны в  машине, по  сути, одинаковы: сперва извлекаем сердцевину, а  затем вынимаем тело. Причем, несмотря на  шлицы под крестовую отвертку в  шляпке сердце-Mazda 3Дебют – 2003 год, рестайлинг – в 2006-м. В 2009-м представлено новое поколение модели. КУЗОВА: седан, хэтчбек. ДВИГАТЕЛИ: бензиновые,1,6 л, 105 л.с.; 2,0 л, 150 л.с.; 2,3 л, с турбонаддувом 260 л.с. КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ: М5 или А4. ПРИВОД: передний. КОМПЛЕКТАЦИИ: Base, Touring, Flash Edition*, Sport, MPS*. ЦЕНЫ В СЕНТЯБРЕ 2009 ГОДА (с учетом скидок): от 535 000 руб. за Base, от 578 000 руб. за Touring и от 731 000 руб. за Sport.*К моменту подготовки материала не было в наличии.ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКАНЕКОТОРЫЕ РАБОТЫ ПО ЗАМЕНЕНаименование позиции Масло в двигателе, масляный фильтр Воздушный фильтр двигателя Салонный фильтр Топливный фильтр Свечи зажигания Ремень привода навесного оборудования Масло в МКП/АКП Антифриз в системе охлаждения Жидкость в приводе тормозов Периодичность, тыс. км (лет) 20 (1) 60* 60* –** 60 120 60 (3)/– 200 (11)*** 40 (2)*Продувка каждые 20 тыс. км или раз в год. **По факту критического снижения давления в топливной рампе. ***Только FL22. Срок службы прочих жидкостей, допущенных к применению, – 100 тыс. км или четыре года.ПРИМЕРНАЯ СТОИМОСТЬ НЕКОТОРЫХ РАБОТ У ДИЛЕРОВРабота* Компьютерная диагностика двигателя Замена масла и фильтра двигателя Замена фильтра воздушного/ салонного Замена свечей зажигания Замена ремня навесных агрегатов Замена охлаждающей жидкости Замена ламп в фонарях (седан) Замена тормозных колодок передних/задних Нормочас Стоимость, руб.** 1980 2430 320/640 700 700 1280 320 1280/1280 1600*Для двигателя 1,6 л. **Постоянным клиентам «Ю.С.ИМПЕКС» предоставляется скидка: 10% на работы и запчасти при общей сумме до 15 000 руб., 15% – до 20 000 руб.; 20% – более 20 000 руб.ПРИМЕРНАЯ СТОИМОСТЬ НЕКОТОРЫХ ЗАПЧАСТЕЙ У ДИЛЕРОВЗапчасть Крыло переднее Накладка бампера переднего Блок-фара Капот Фильтр масляный/воздушный/ салонный Свечи зажигания, комплект Ремень поликлиновый Тормозные колодки передние/ задние Стоимость, руб.* 5550 13 670 12 060 13 040 290/1060/1000 780 2850 3730/4190*Постоянным клиентам «Ю.С.ИМПЕКС» предоставляется 10-процентная скидка на запчасти.За рулем 11/2009 183 РЕМОНТ И СЕРВИС | ТЕСТ-РЕМОНТ MAZDA 3   Воздушный  фильтр неправильно не вставишь: помогут  стрелочка  «вверх» и надпись «перед»,  а для особо  невнимательных  элемент сделали  асимметричным.   Труднее  всего поменять  свечу в четвертом цилиндре  на моторе 1,6 л.  Длина ключа  зависит от подпорки крышки  фильтра, а она –  от податливости  шлангов. На двухлитровом моторе  все проще.   Прежде чем  вкручивать поршень, отделите  от него прикипевшую манжету,  чтобы не порвалась. Для этого  отлично подходит тупая спица,  смоченная  в тормозной  жидкости.   Натяжитель  поликлинового  ремня крутим  за болт ролика  по часовой  стрелке. Только  без удлинителя  на ключе (как  на фото) его  вряд ли стронешь с места.  Без такого  приспособления  заменить задние  колодки непросто. Конечно,  его можно приобрести. Уже на  второй замене  окупится.   Вид на левую  фару со стороны  снятого воздуховода двигателя.  Патрон лампы  поворотника  показан стрелкой. Проще подобраться к нему,  сняв крышку  блока предохранителей.   Чтобы разом  увидеть все лампочки в крышке  багажника, будете долго выковыривать 13 пистонов обивки.   Не жалейте  денег на качественные  лампочки  для фонарей –  реже придется  разбирать полмашины (если  у вас седан)!  При замене  ламп хэтчбека  самый сложный доступ –  к третьему  стоп-сигналу.  Устанавливая  накладку, проверьте, все ли  пружинные  защелки  на месте (порой  они вылетают).   При виде  наполовину  разобранного  салона боязно  самостоятельно  менять салонный  фильтр (показан стрелкой).  И не надо – стоимость этой работы у дилеров  многим покажется гуманной.184 За рулем 11/2009 РЕМОНТ И СЕРВИС | ТЕСТ-РЕМОНТ MAZDA 3ОЦЕНКА ТРУДОЕМКОСТИ ОБСЛУЖИВАНИЯ*Название операции Замена масла в двигателе Замена воздушного фильтра Замена свечей зажигания Замена ремня навесных агрегатов Замена ОЖ двигателяОписание операции Итоговая оценкаВ штатной защите моторного отсека есть отверстие для доступа к фильтру Маловато отверстие в дополнительной защите (если установлена) Не нужен инструмент Велика вероятность сорвать с фиксаторов шланги вентиляции картера Можно не снимать разъемы с катушек Надо снимать корпус воздушного фильтра, затруднен доступ к свече четвертого цилиндра Есть автомат натяжителя Сложная трасса укладки, неудобно придерживать гайки, оторвавшиеся от закладных пластин Есть пробка в левом бачке радиатора Нужна широкая емкость для ловли потока Приемлемый доступ к пробкам Нужно снимать защиту моторного отсека Простота конструкции передних механизмов Нужно приспособление для замены колодок в заднем механизме Похвалы ничто не заслуживает Крайне неудобный доступ, нужно отсоединять АКБ и центральный блок коммутации Удобный доступ справа Нужно снимать воздуховод двигателя для доступа к левой фаре Похвалы ничто не заслуживает При отсутствии подъемника доступ затруднен Продуманный доступ на хэтчбеке Сложный доступ на седане (много крепежа, тугие защелки)4 3,5 3,5 4443 2,5 4 3,5 3**вины, ее действительно проще вынуть, чем выкрутить. У седана на крышке багажника таких пистонов чертова дюжина  – повозитесь, пока доберетесь до  лампочек. Не  проще ис крайними секциями фонарей, что в  крыльях,  – чтобы преодолеть хватку мощных защелок, удерживающих порожек, нужна сила в  руках. Не  потому  ли столько «трешек» ездит с перегоревшими лампочками? Чем возиться с их заменой, проще подавать сигналы руками... Хэтчбек, похоже, проектировали другие люди. Здесь для замены лампочек предусмотрели лючки в  обивках, а чтобы их снять, инструмент не нужен. Лишь после замены ламп в третьем стоп-сигнале под накладкой пятой двери может завестись «сверчок».СЕКРЕТНЫЕ ПРИЕМЫ Перед заменой салонного фильтра снимаем клемму с аккумулятора. Но только при выключенном зажигании и не раньше, чем дроссельная заслонка закончит калибровку, то есть прекратит жужжать! Отодвинув пассажирское кресло до  упора назад, готовим лежбище. Для удобства неплохо постелить на пол толстый ватник. Снимаем накладку порога и  три щитка: перед дверным проемом, под бардачком и  снизу центральной консоли. Отсоединив нижние разъемы от  коммутационного блока, выкручиваем барашковые гайки и,  откинув блок вниз, снимаем верхние разъемы и сам блок с кронштейна. Снимаем и кронштейн, вывернув ключом «на 10» две гайки. Цель близка: лючок в отопителе уже можно потрогать… Отсоединяем разъемы с датчиков температуры, примостившихся на  лючке, и  выкручиваем четыре самореза. Доступ к  верхнему переднему перекрыт теплоизоляцией трубки испарителя, часть поролона попросту обрываем. Наконец снимаем лючок и  вынимаем элемент  – сперва нижнюю, а  затем верхнюю часть. С  установкой свои трудности: для равновесия опираемся одной рукой на  порог, другой вставляем верхнюю половинку фильтра, а... незадействованной частью тела  – нижнюю. При  этом важно, чтобы нижняя половинка точно попала в паз верхней! Чтобы упростить задачу, некоторые мастера снимают накладку панели, дверной уплотнитель и  бардачок. Считают, что так удобнее (хотя вряд ли это слово здесь вообще уместно).Замена масла в МКП Замена тормозных колодок Замена салонного фильтра Замена ламп в основных фарах Замена ламп в противотуманных фарах Замена ламп в фонарях*Авто с мотором 1,6 ли МКП в сравнении с «Ладой-Приора», трудоемкость обслуживания которой условно оценена в четыре балла по пятибалльной шкале (ЗР, 2008, № 1). **Средний балл за два варианта исполнения.Благодарим компанию «Ю.С.Импекс» за помощь в подготовке материала.186 За рулем 11/2009