164
165
ТЕХНИКАЛИКБЕЗ КЛИМАТ-КОНТРОЛЬКажется, дождь начинаетсяПредсказывать погоду очень просто, если речь о погоде в машине. В роли автомобильного синоптика – Глеб Макаров.Чтобы создать комфортные условия в  салоне, воздух, как правило, приходится подогревать либо охлаждать. Пойдем буквально от  печки. В  щите моторного отсека установлен радиатор, которому отдает тепло жидкость из системы охлаждения двигателя. Вентилятор засасывает забортный воздух, тот нагревается, проходя через радиатор отопителя, и из дефлекторов дует теплом. Остудить салон сложнее. Когда температура за бортом выше 20ºС, без кондиционера не  обойтись. Представьте замкнутый контур, по  которому циркулирует хладагент, постоянно меняющий свое агрегатное состояние. Будучи в жидкой фазе, он поступает в испаритель, через который проходит горячий воздух с  улицы,  – хладагент отбирает тепло и превращается в пар. Вновь вернуть его в жидкое состояние помогает компрессор: он повышает давление – пар начинает конденсироваться, а  уже в конденсаторе, расположенном в носовой части автомобиля и  охлаждаемом набегающим воздушным потоком, хладагент становится текучим. Итак, тепло и  холод мы получили, остается их правильно смешать и  подать в  салон. Через испаритель забортный воздух проходит беспрепятственно, а на пути к радиатору стоит заслонка. Нужно поднять температуру – шторка открывается, и печка греет. В зависимости от исполнения эту заслонку перемещает сам водитель либо автоматика. Самая примитивная и  дешевая система  – с  ручным управлением. Поворачивая ручку, сидящий за  рулем задает положение заслонки. Иными словами, дозирует подачу теплого воздуха. Главный недостаток – при смене режима движения изменяется температура потока, выходящего из дефлекторов. Поэтому установки оснастили температурными датчиками: один – в  воздуховоде, другой  – на  панели приборов. Электронный блок сверяет их показания и  отдает команды сервоприводу, поворачивающему заслонку. Пе164 За рулем 11/2009ПРИНЦИПИАЛЬНАЯ СХЕМА УСТРОЙСТВА КЛИМАТИЧЕСКОЙ УСТАНОВКИ:1 – заслонка подачи свежего воздуха; 2 – привод заслонок; 3 – заслонка рециркуляции; 4 – вентилятор; 5 – испаритель; 6 – температурная заслонка; 7 – радиатор отопителя; 8 – заслонки зон обдува.  Автоматический  климат-контроль  Climatronic  на «ФольксвагенеДжетта».  Температура,  скорость вращения вентилятора  и работа компрессора – под надзором  электроники.   Климатическая  установка «ФордаФьюжн». Водитель  сам настраивает  печку, включает при  необходимости кондиционер и систему  рециркуляции,  регулирует скорость  воздушных потоков.   Полуавтоматическая климатическая установка  на «Ладе-Калина».  Ее особенность –  на красно-синей  шкале вокруг ручки,  регулирующей температуру воздуха,  нанесены цифры.ревели ручку на  22ºС, и  автоматика будет поддерживать заданную температуру. Правда, по-прежнему вручную приходится управлять вентилятором, включать при необходимости кондиционер и рециркуляцию. В  полностью автоматической системе, называемой климат-контролем, электронный блок командует не  только заслонками, но и вентилятором с бесступенчатой регулировкой и  даже компрессором кондиционера. Задаете нужную температуру и  распределение потоков, а  остальное электроника возьмет на  себя. Она следит за  температурой охлаждающей жидкости и  воздуха на панели приборов, в дефлекторах, снаружи автомобиля, контролирует давление хладагента и даже учитывает интенсивность солнечного излучения. Кстати, в режиме Auto (он включается соответствующей кнопкой) на  многих автомобилях компрессор кондиционера работает, даже когда на  улице прохладно. Подсушивая воздух в  салоне, он вытягивает из  бака лишние литры топлива. Желаете сэкономить? Перейдите на ручное управление.Электроника вмешивается и  в  режим рециркуляции, анализируя качество воздуха. Датчик с  чувствительным элементом из  оксида олова реагирует изменением проводимости на вредные вещества, содержащиеся в  выхлопных газах. Малейший запашок  – и  заслонка закроется. Кроме того, заботливая система перекрывает доступ воздуха с  улицы, если вы воспользовались омывателем ветрового стекла или включили заднюю передачу. Раздельный климат-контроль отличается парой лишних датчиков, заслонок и воздуховодов, ведь микроклимат для каждого пассажира настраивается индивидуально. Более того, на шикарных моделях для создания должного комфорта одной установки недостаточно  – для второго ряда требуется дополнительный испаритель, располагающийся между передними сиденьями или в  багажнике. Однако компрессор все равно один, а  потому часто употребляемый термин «с  двумя кондиционерами» не совсем точен. Погода заказана  – счастливого пути!На правах рекламы