105
КУРЬЕР | ОБРАТНАЯ СВЯЗЬке обходится без выразительно поднятого вверх большого пальца или возгласов «красавица!». А вот другой комментарий: житель прерий купил для своей фермы подержанную «Ниву» 1990  года за 300  долларов, затем потратил еще около тысячи на ремонт и  окраску, после чего также нахваливает свое приобретение. В первые недели его трижды (!) останавливали местные полицейские  – мол, что это за марка такая? Фермер добавил, что в его гараже стоят… еще три «Нивы» 1982 года. Понятно, что без насмешек не обошлось. Дескать, «Ладу» покупают потому, что она работает на  водке! Не  секрет, что ее владельцам часто приходилось заглядывать под капот, регулировать карбюратор, менять свечи и все такое. Но  те, кто приобретали этот незамысловатый автомобиль, изначально были энтузиастами, а потому делали все это охотно. Русскую машину покупали не  умом, а  сердцем. Да,  не  больно комфортная и не особенно надежная, но зато на ней всегда можно перемахнуть через любой сугроб… Кроме «шестерки» и  «Нивы», канадцы покупали модели 2104 (Signet), 2105/2107 (Riva) и,  наконец, переднеприводные 2108/2109 (Samara). Легковые «лады» оказались менее популярны, чем SUV Niva, а  их владельцы уже всерьез морщились от  неудобных сидений и  скрипящего пластика. Но,  тем не  менее, таким машинкам прощалось многое. Читаем очередной отзыв тех лет: на  «Самаре» слишком быстро износились тормозные накладки, порвались чехлы ШРУСов, на  задней двери и  колесных арках проступила ржавчина, омыватель вышел из  строя, глушитель продырявился, отопитель плохо работает, салон скрипит и шумит… А итоговая оценка при этом, представьте себе, все равно положительная! И все потому, мол, что автомобиль столь древней конструкции легко починить на коленке! Недавно, отдыхая на  севере провинции Онтарио, в  небольшом городке Халлибёртон я вдруг увидел ВАЗ2104 (по-местному  – Riva Wagon), перекрашенный обычной малярной кистью в  темно-зеленый цвет. Это типичный подход к такому авто: едет – и ладно, остальное не имеет значения! Но энтузиазм неприхотливых владельцев явно угасал – постоянные сетования на заклинившие двери, отказавшие тормозные цилиндры, прогнившие кузова и  отвалившиеся глушители делали свое дело. И даже когда выяснялось, что раз-валившаяся начисто «Самара» пробежала перед этим 200 тысяч километров, ее владелец кивал на  стоящую рядом «Тойоту», которая на десять лет старше, но выглядит куда более пристойно… Надо сказать, дилеры очень старались довести русский автомобиль до  стандартов Канады. На  «лады» устанавливали кондиционер, магнитофон, а в последние годы – современные аудиосистемы с CD-проигрывателем и  шестью динамиками. Колеса украшали хромированными колпаками, в крышу врезали люк. Но ставка на Самоделкиных оправдывалась все хуже. Известный канадский журналист Дон Питтис, купивший в  свое время «Ладу», ехидно заметил, что авто было оборудовано всевозможными примочками – и даже сиденьями! А  купил его, дескать, по единственной причине – из-за дешевизны. Главный  недостаток машины  – репутация. Дошло до  того, что, когда хозяин договорился отдать ее на  свалку за  25 долларов, водитель эвакуатора наотрез отказался дать больше десятки. Пришлось согласиться. «Лады» продавали в  Канаде вплоть до  1997  года. Правда, в  1996-м покупателя нашла 981  машина, а  в  1997-м – 646. Всего же в стране продавалось тогда около полутора миллионов автомобилей в год. В 1996-м, когда я приехал в  Канаду, на  дорогах еще можно было встретить «лады» – в основном «Ниву» и «Самару»,  – но  очень редко. Я  как-то подсчитал, что количество «лад» на  дорогах примерно равно числу «роллсройсов». А в последние годы нашу марку и  вовсе вытеснили с  рынка стремительно ворвавшиеся на него «корейцы»: «Дэу», КИА и  «Хёндай». Они были дороже, но  современнее, производители и дилеры предложили лучший сервис, большее разнообразие моделей и  уровней отделки. После окончания продаж «лады» быстро исчезли из  виду вследствие их недолговечности. Министерство транспорта Канады собрало интересные данные о  количестве эксплуатируемых автомобилей, выпущенных не  позже чем десять лет назад. Среди авто марки «Порше», чей возраст составляет от  10 до  15  лет, на  ходу еще 98%, «Вольво»  – 87%, БМВ – 84%, «Мерседес-Бенц» – 83%, «Кадиллак»  – 75%, КИА  – 33%. А  среднее для всех марок значение – чуть больше 60%. Что касается «Лады», то для нее этот показатель равен, увы, лишь 5%. Дольше они не живут.О спринтерах и пробкахМатериал «Спринтер, стайер... и зануда», опубликованный в ЗР, 2009, №10, комментирует директор по связям с общественностью GM Russia Сергей Лепнухов. Мы с энтузиазмом приняли участие в 60­часовом ресурсном испытании журнала «За рулем» с нашей «Шевроле­Каптива». Ведь именно эта модель «Шевроле» первой сошла с конвейера нового завода «Джи­Эм» в Санкт­Петербурге, открытого в конце прошлого года. Нам было важно, чтобы российские автолюбители сами убедились: «Шевроле­Каптива» – не только стильный и практичный автомобиль, но и абсолютно надежный и хорошо приспособленный к российским дорожным условиям. А по качеству сборки российское предприятие ничем не отличается от любых других заводов «ДжиЭм» по всему миру. Статью «Когда пробке крышка», опубликованную в ЗР, 2009, № 6, комментируют специалисты владимирского ОАО «Завод «Автоприбор». Напоминаем – в материале содержался негативный отзыв о продукции этого предприятия. Журнал «За рулем» зарекомендовал себя как авторитетное издание, формирующее взгляды автолюбителей. Служба качества нашего предприятия постоянно ведет мониторинг уровня дефектности по всем группам изделий. Но после выхода статьи наши технические специалисты провели внеочередные испытания пробок, выпущенных с действующей оснастки. Результаты показали соответствие изделий требованиям ТУ. А изделия, описанные в ЗР, представляют собой очередной пример контрафакта. Мы готовы направить в ваш адрес информацию о контрафактных изделиях, выпускаемых под маркой завода «Автоприбор». С уважением, коммерческий директор И.В. АксеновЗа рулем 11/2009 105