194
РЕМОНТ И СЕРВИСКОНКуРССдвиг по фазеЗа ответ на задачу № 20 «Воспитание ремнем» Сергей Воронов из Вологды получает от торговой компании ЗАО «РИК» автомобильный GPS-навигатор NTW (модель GNT-C430) с кардридером Microsonic. Подробности – на сайте www.r-i-c.ru.К! ПРИЗдругой не на 180, а примерно на 90 градусов. И еще: «Совмещаем наши ремни наружными, ровными сторонами…». Действительно, при этом риск сползания ремней меньше. Но  отметим и  обстоятельство, осложняющее ситуацию: в  отличие от  ВАЗ-2105, по  поводу которого давал совет В. Зоммер, на переднеприводных ВАЗах легко вытащить лишь порванный ремень. Иначе, чтобы его снять, владелец должен еще вывинтить болт крепления шкивов к коленвалу и снять шкив привода генератора. Операция эта сложная, силовая. Понятно, почему некоторые предлагают разрезать ремень не  снимая его, а затем уже, ослабив натяжение, сместить одну часть относительно другой. Но тут уж как у кого получится. Разумеется, после придется выставить фазы по  меткам, а  затем выработать тактику и график дальнейшего движения. Важно свести нагрузку на привод ГРМ к  минимуму  – ехать с  умеренными оборотами, без рывков. Глядишь, при удачном раскладе доберетесь до цели. Благодарим всех участников конкурса. А Сергея Воронова поздравляем с победой!ратко напомним задачку. Парень ехал ночью по  таежной трассе, когда в его «девятке» с ремня ГРМ срезало штук пятнадцать зубьев, и  мотор замер. До  леспромхоза полсотни километров – водитель попытался оживить машину, чтобы хоть какнибудь доехать. У него получилось! Действительно, в  постоянном жестком соприкосновении с  зубьями шкива ремень может лишиться части своих зубьев  – сталь шкива всетаки крепче резины ремня, даже армированной. Волокна от возраста и нагрузок надламываются, в стареющей резине появляются трещинки и со временем разрастаются; особенно уязвимы самые нагруженные места, например у  основания зубьев. За 60 тыс. км пробега «девятки» каждый нагружается и  разгружается около 25 млн. раз!.. Напряжения в  зубьях особенно велики при пуске сильно выстуженного двигателя с задубевшим ремнем. Чем это кончается? Герой задачи, как заметили многие участники конкурса, «еще легко отделался: мотор скорее всего, 1,5-литровый, а был бы  1,3-литровым, не  избежать погнутых клапанов…» Другой вариант развития событий – досрочное, без каких-либо признаков усталости материала, разрушение зубьев: они как бы содраны, даже видны ошметки волокон армирующих нитей. Нам пишут: «Возможно, ремень был сильно замаслен. Либо, как бывает на двигателях переднеприводных ВАЗов, клинило помпу. В  таких случаях, пока не  устраните причину, ремни обречены». Наконец, как утверждают некоторые авторы, попадаются низкокачественные, плохо обработанные шкивы, которые и сами быстро изнашиваются, и  пожирают ремни. Впрочем (вспомним условие задачи), если осыпалось полтора десятка зубьев на одном участке ремня, а остальные сохранились, то эта версия ни при чем. Ну  и  как быть страдальцу из  задачи? Может, заменить поврежденный ремень колготками подружки? Как ни странно, в редакцию поступили и такие наивные советы. Их авторы забыли,что ремень ГРМ должен не просто крутить распредвал, но и  жестко синхронизировать обороты коленчатого и распределительного валов. Как ни  натягивай колготки – не получится. Итак, отвалились 15  зубьев подряд. Дальнейшие действия предложил победитель конкурса. Совершенно справедливо указал: «Нужен ремень со  всеми 111  зубьями». Но  где  же его взять на  таежном тракте?.. А ведь мы не только испытывали читателей на  сообразительность, но  и проверяли память старшего поколения. Многие вспомнили-таки совет В.  Зоммера из  июньского номера за  1984  год, а  кому-то, писали, довелось им воспользоваться. Выход – ремень разрезать посередине вдоль на  два узких ремня, а  затем установить половинки так, чтобы беззубый участок одного перекрывался зубастым участком другого. Но и тут есть нюансы. Победитель отметил: «Когда на  первой половине ремня «щербина» наезжает на шкив коленвала, нежелательно, чтобы «щербина» второй половины оказалась на шкиве распредвала». Верно, это увеличивает неравномерность нагрузки и риск срезать другие зубья, вдвое ослабленные. Посему следует сместить одну половину относительноЗадача № 23ОШИБКА «Я учусь в МАДИ. В одном из журналов увидел графики мощностей (N1 и N2) и крутящих моментов (Мкр.1 и Мкр.2) в зависимости от оборотов для двух разных двигателей. Рисовали, похоже, далекие от техники художники – в графиках очевидны существенные ошибки!» А как их оценят участники конкурса знатоков? Ответ с пометкой «Конкурс» отправьте до 1 декабря 2009 года по адресу: 107045, Москва, Селиверстов пер., 10, или по e-mail: [email protected]. Укажите ваш контактный телефон или иной способ быстрой связи.194 За рулем 11/2009