214
215
СПОРТ И ТЮНИНГФОРМУЛА 1БУНТ НА КОРАБЛЕ«Формула 1 – спор тивное сор евнование. Оно должно пр оводиться на о снове ясных и че тких правил…» Т ак начинается документ, в котором ФИА публично о бвинила шинную компанию «Мишлен» и семь команд вб ойкоте и саботаже Гран-при США. Этот Большой Приз, ког да на с тарт в Индианаполисе вышли в сего шес ть машин, войдет в историю чемпионата мира не только как самый странный и скандальный. Скор ее в сего, он сов ершит вэ той ис тории пер еворот – как знать, може ти фата льный д ля с амой популярной в мир е серии г онок. Конфронтация меж ду командами и коммерческими хозяевами формулы 1, более-менее скрыв аемая до селе, впервые вылилась в открытый конфликт. Разгорелся он после свободных заездов. Несколько покрышек «Мишлен» «в зорвались» в с амом быс тром, профилированном пов ороте трассы (13-й по сче ту или, в о биходе, – «бэнкинг»). Францу зские шинники о бъявили, что их пр одукцию вэ той гонке использовать не льзя, иначе не миновать бе ды. И на чался дв ухдневный поиск выхода из тупика. Выхода, как оказ алось, нет. Различные пр едложения команд из лаг еря «Мишлен» не у страивали ФИА. А с ами «мишленовцы» нао трез о тказались от рекомендации ФИА «добровольно снижать ско рость в пово роте 13 до безопасной». Но и такой в ариант, впрочем, изрядно по дорвал бы авт оритет ф ормулы 1. Американцы, сидевшие на трибунах, не поняли бы, с чег оэ то в друг некоторые пило ты ползут как чер епахи там, где положено давить газ в пол. В «ясных и че тких» правилах ф ормулы 1 не нашлось строки, подсказавшей, чт о де лать в такой сит уации. Сказано лишь: «шины должны быть сконструированы так, чт обы о беспеГРАН-ПРИ КАНАДЫСе р ге йЗиновьев12 июня, Монреаль, 70 кругов по 4361 м 1. К. Райкконен (Финляндия, «Мак-ЛаренМерседес») – 1:32.09,290; 2. М. Шумахер (Германия, «Феррари») – 1,1; 3. Р. Баррикелло (Бразилия, «Феррари») – 40,4; 4. Ф. Масса (Бразилия, «Заубер-Петронас») – 55,1; 5. М. Уэббер (Австралия, «Вильямс-БМВ») – 55,7; 6. Р. Шумахер (Германия, «Тойота») – 1 круг; 7. Д. Култард (Великобритания, «BAR-Хонда») – 1 круг; 8. К. Клин (Австрия, «Ред Булл-Косворт») – 1 круг.чивать надежность при любых обстоятельствах». Если вдуматься, требование дов ольно абс урдное – наполненные воздухом шины нев озможно сделать абсолютно надежными! Семь команд-саботажниц вызваны на экс тренное з аседание в семирного совета ФИА. Их накажут по всей строгости. Смешно, но с амую очевидную кару – поголовную дисквалификацию всех виновных – применить не получится. А кашу , сваренную в Индиана -Тринадцатый поворот трассы в Индианаполисе стал яблоком раздора для чемпионата мира.214 За рулем 08/2005 ФОРМУЛА 1полисе, расхлебывать придется очень долго. Две из трех команд, выступавших на «Бриджстоуне» и получивших зачетные очки Гран-при США, – это как раз те, что подтвердили готовность подписать в 2007 году новый «Договор согласия», главный регламентирующий документ формулы 1. А почти все остальные причастны к ассоциации производителей («Рено», «Даймлер-Крайслер», БМВ, «Тойота», «Хонда»), грозящей в 2008 году учредить альтернативный чемпионат. Ох, не удастся формуле 1 их удержать! Саботажники виновными себя не считают. «Мы предложили кучу вариантов, но ФИА все их отвергла, не дав взамен ничего рационального», – под этой фразой из совместного коммюнике подписались все шефы команд-бунтовщиков. А главный конструктор «Мак-Ларена» Эдриан Ньюи пояснил: «Самая большая неудача Гран-при США – отказ ФИА искать компромисс. Проблемы с резиной – частность, мелкая техническая неурядица. Послушать ФИА, так мы должны были отправить своих пилотов на трассу и угробить их. Либо сделать из них клоунов, выставить на посмешище. Зато были бы соблюдены все правила и условия всех контрактов». «Впервые в жизни я поднимался на подиум, превозмогая острое желание куда-нибудь уйти и спрятаться», – признался через несколько дней после финиша Рубенс Баррикелло. А Найджел Мэнселл назвал этот Гран-при «публичным самоубийством». И верно, в другой раз американцы, скорей всего, не рискнут купить билеты на формулу 1. Да и вообще у всех болельщиков остался неприятный осадок. Многим нелегко понять, почему, например, никто не догадался обуть все машины в надежный и безопасный «Бриджстоун» – исключения ради. А бывает еще, что в случае форс-мажорных обстоятельств гонки переносят на другие сроки… «С каждым годом работать в формуле1 все трудней, – подводит итог Фрэнк Вильямс. – Мы давно не можем найти решений, устраивающих все стороны, почти ни по одному вопросу: порядок квалификаций, регламент тестов, распределение доходов, техническая политика и так далее. То, что случилось в Индианаполисе, должно было случиться рано или поздно. Смогли бы мы договориться, будь «Мишлен» единственным поставщиком шин в чемпионате? Сомневаюсь».За рулем 08/2005 215Задача Фернандо Алонсо упростилась: отрыв от преследователей сохранился, а этапов до финиша сезона осталось меньше… Позируя на «Старой Кирпичнице» задолго до старта, пилоты и не подозревали, что, может быть, так и придется решать, кто тут быстрейший.ГРАН-ПРИ США19 июня, Индианаполис, 73 круга по 4192 м 1. М. Шумахер – 1:29.43,181; 2. Р. Баррикелло – 1,5; 3. Т. Монтейро (Португалия, «Джордан-Тойота») – 1 круг; 4. Н. Картикеян (Индия, «Джордан-Тойота») – 1 круг; 5. К. Альберс (Голландия, «Минарди-Косворт») – 2 круга; 6. П. Фризахер (Австрия, «Минарди-Косворт») – 2 круга. После 9 этапов Пилоты: 1. Ф. Алонсо – 59; 2. К. Райкконен – 37; 3. М. Шумахер – 34; 4. Р. Баррикелло – 29; 5. Я. Трулли – 27; 6. Н. Хайдфельд – 25. Команды: 1. «Рено» – 76; 2–3. «Мак-Ларен», «Феррари» – по 63; 4–5. «Вильямс», «Тойота» – по 47; 6. «Ред Булл» – 22.Кими Райкконена лишили возможности отыграть еще несколько очков у Алонсо…