88
89
90
91
92
АВТОМОБИЛИТЕСТ ВАЗ-2108, ВАЗ-2113ВАЗ-21131,5 л, 74 л. с., механическая 5-ступенчатая коробка передач, $6200.КОМФОРТ ПОРТИТ ХАРАКТЕРПоздний звонок давнего знакомого: «Не хочешь ли вспомнить прошлое и поездить на ВАЗ-2108 – 1988 года, в идеальном состоянии? Ну а сумеешь найти нынешний аналог «восьмерки» – ВАЗ-2113, дуэль может оказаться весьма интересной…» Признаюсь, поначалу не воспринял всерьез. Однако нахлынуло так, что впору останавливать плановую работу ради возвращения в молодость. Далекие восьмидесятые: одна из первых, еще предсерийная «восьмерка» цвета «липа зеленая» с номером кузова 13. Вообще ей было уготовано «погибнуть» на одном из крэш-тестов. Но в планах завода что-то изменилось, и машину передали в НАМИ для испытаний. На ней яи учился экспертной оценке, основам управления в нештатных ситуациях. Прошли годы, а с ними сотни, если не тысячи протестированных автомобилей. Но до сих пор помню: критики «восьмерке» доставалось немало, как, впрочем, и комплиментов. Ведь в то время никакой другой отечественный автомобиль не мог похвастать столь спортивно-молодежным характером поведения на дороге. К сожалению, ни одна из последующих моделей ВАЗа не оставила столь ярких воспоминаний.Сергей Воскресенский. Фото: Георгий Садковбытых светло-коричневых оттенков, втон ему велюровый рубчик обивки. Хозяин демонстрирует чудом сохранившуюся баночку ярославской нитроэмали и сверкающий набор еще того, штат-ВАЗ-2108, ВАЗ-2113ВАЗ-2108 представили в 1984 г. и с тех пор неоднократно модернизировали. В 2002-м появилась модель ВАЗ-2113. Двигатели: на ВАЗ-2108 устанавливали карбюраторные моторы 1,1–1,5 л (54–70 л. с.), впоследствии их заменил более современный впрысковый 1,5 л (74 л. с.), который прижился и на ВАЗ-2113. Без нейтрализатора мотор развивал 78 л. с. Коробка передач: 5-ступенчатая механическая с главной парой 3,7 или 3,9. На первых «восьмерках» применяли 4-ступенчатую коробку. Цена: ВАЗ-2108 – 8500 руб. (1988 г.), ВАЗ2113, комплектации «стандарт», «люкс» – от 175000 руб.СЛУЧАЙНАЯ ВСТРЕЧАЛюбопытные уже устали цокать языками, оценивая состояние ВАЗ-2108: машина будто сошла с конвейера год-полтора назад. Бежевое лакокрасочное покрытие не растеряло былой блеск, на нем ни единой «червоточинки». Шины ите родные – модели Ех-85. В салоне неплохо подогнанный пластик почти за-88За рулем 08/2005 ТЕСТ ВАЗ-2108, ВАЗ-2113В подкапотном пространстве наиболее заметен фактор времени. «Восьмерка» – сама простота, а вот «тринадцатая» на ее фоне – собрание современных технологий.По форме и содержанию таблички почти одинаковы. Но надпись «Сделано в СССР» нынче воспринимаешь как гарантию куда лучшего качества, чем нынешнее.ВАЗ-21081,3 л, 64 л. с., механическая 5-ступенчатая коробка передач, ок. 8500 руб. (1988 г.). АВТОМОБИЛИ ТЕСТ ВАЗ-2108, ВАЗ-2113ного инструмента. На языке так и крутится: «Делали же раньше!» Под капотом забытый, наверное, даже вазовцами, карбюраторный мотор 1,3л мощностью 63,7 л.с. Мы долго пытаемся вспомнить тогдашние цены и сходимся на том, что в восьмидесятых ВАЗ-2108 стоил около 8500 рублей. Стоящая рядом «тринадцатая» стоит больше 6000, только, извините, долларов США. Действительно, много воды утекло. Что же изменилось в машине за почти 20 лет? В первую очередь, конечно, внешность. Жаль, что иное оформление передка, другие бамперы и широкий молдинг сегодня тоже не выглядят современно. Интерьер преобразился существеннее. Симпатичная передняя панель, удобные шкалы приборов, рулевая колонка, регулируемая по высоте, и, безусловно, иная, более «взрослая», что ли, гамма цветов в отделке. Пока «тринадцатая» нравится больше. Вот только запах в ней фенольно-синтетический, да подголовники для задних пассажиров попрежнему отсутствуют. Зато под капотом более-менее современный полуторалитровый двигатель в 74 л.с., свпры-Сколько же ворчания этот аскетичный интерьер вызывал раньше! Дескать, и простовато, и грубовато, и однообразно. «Тринадцатая» определенно взрослее, богаче, насыщеннее. Жаль, до идеала далеко.У «старушки» крышка «бардачка» часто перекашивается при закрывании – как в давние времена. Ныне эта особенность изжита.Глядя на комбинации приборов, лучшую определить нетрудно: новая логичнее и насыщеннее. Но тот, первый вариант подкупает именно простотой.90За рулем 08/2005 ДАННЫЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЯМодельВАЗ-2108 ВАЗ-21130 1988 г.2005 г. Общие данные Размеры, мм: длина40064122 ширина16501650 высота14021402 база24602460 колея спереди/сзади1400/13701400/1370 Радиус поворота, м5,55,5 Снаряженная масса, кг900975 Полная масса, кг13251395 Время разгона 0–100 км/ч, с1613,2 Максим. скорость, км/ч148158 ТопливоАИ-93АИ-92 запас топлива, л4343 Расход топлива, л/100 км: загородный цикл*6,15,7 городской цикл8,68,9 Кузов Кол-во дверей/мест3/5 Объем багажника (VDA), лн. д.330/600 Двигатель Расположениеспереди поперечно КонфигурацияР4 Число клапанов8 Рабочий объем, смз 12891499 Степень сжатия9,99,8 Мощность, кВт/л.с.47/63,754,4/74 при об/мин56005200 Крутящий момент, Н . м94115,7 при об/мин35003200 Трансмиссия Типпереднеприводная Коробка передачМ5 Передаточные числа: I3,643,64 II1,961,96 III1,361,36 IV0,940,94 V0,780,78 з. х.3,533,53 Главная передача3,943,7 Ходовая часть Подвеска: сперединезависимая типа «Мак-Ферсон» сзадиупругая балка Рулевое управлениереечное Тормоза: передниедисковые задниебарабанные Размер шин165/70R13175/70R13* При скорости 90 км/ч.Почти одинаковы и багажные отсеки. ВАЗ-2113 богаче благодаря обивкам. Зато у ВАЗ-2108 – неплохой набор инструмента – ныне большая редкость. Задние сиденья времени неподвластны: цельные спинки, отсутствие подголовников. Согласитесь, для современного авто – нелогично.ском топлива. Соперничать с таким мотору «старушки» будет сложновато.ГДЕ ЭТА БАРЫШНЯ, ЧТОЯВЛЮБЛЕН?Я довольно быстро обживаюсь в «восьмерке». Комбинация приборов лаконична, но неплохо читается. Рулевое колесо удобно в хвате и сечении. Рычаг коробки передач коротковат и длинноходен, зато его работа почти безупречна. «Почти» – из-за не очень удачного алгоритма включения заднего хода. Оживший двигатель тут же напоминает о себе характерными вибрациями на баранке. Эту особенность машины критиковали, помню, немало. Разгонные способности «восьмерки», конечно, средненькие. Приходится интенсивно раскручивать двигатель на каждой передаче. Высшая пятая нужна лишь для поддержания крейсерскойскорости на горизонтальных участках. Тем не менее автомобиль легко принимаешь таким, как он есть. Единственное, что откровенно раздражает, – «певучесть» деталей интерьера, поскрипывающих на любой неровности. Зато в настройках шасси чувствуется задоринка. Плотные и энергоемкие подвески неплохо справляются с большинством колдобин, шумно реагируя лишь на швы, стыки и другую «мелочь». Подчеркнута и их «фамильная» черта – с ростом скорости машина начинает, раскачиваясь, подробно повторять профиль дороги. Зато реакции ВАЗ-2108 быстрые, точные, что позволяет уверенно двигаться по заданной траектории. Не зря управляемость «восьмерки» в 1980-е оценивали довольно высоко. Пересев в «тринадцатую», попадаешь словно в другое, параллельное измерение. Салон, несомненно, богаче и удоб-РЕЗЮМЕОбщая оценка7,1 7,5ВАЗ-2108 – конечно, несовременен, скромен в своих возможностях, явно шумноват и жестковат. Однако у этого автомобиля честный характер.Рациональный интерьер, взвешенность ездовых характеристик, высокое качество сборки. Посредственные комфорт и разгонная динамика.Общая оценкаВАЗ-2113 – стал динамичнее, комфортнее и… взрослее «бабушки». Вот только растерял часть качеств машины, якобы ориентированной на молодых.Симпатичный интерьер, хорошая разгонная динамика, высокий уровень комфорта. Шумная коробка передач, посредственная управляемость.нее. Однако «безопасная» баранка неприятно «дышит» в руках. Тумблеры на передней панели нечеткие, ватные. Конечно, заметно улучшился акустический комфорт, снизились вибрации. Естественно, и двигатель стал куда удобнее, тяговитее. И тут поток комплиментов прерывает трансмиссия. Поначалу настораживает лишь куда менее четкое переключение передач. Но по мере увеличения нагрузок коробка принимается «петь» на разные голоса. Н-да – пожалуй, трансмиссия «старушки» собрана лучше. Неожиданно оказывается, что ив настройках подвесок разница: «тринадцаЗа рулем 08/200591 АВТОМОБИЛИТЕСТ ВАЗ-2108, ВАЗ-2113РЕЗУЛЬТАТЫ ЗАМЕРОВ «ЗА РУЛЕМ»МодельВАЗ-2108 ВАЗ-21130 Динамические качества Разгон, с: 0–40 км/ч3,973,0 0–60 км/ч7,616,51 0–80 км/ч11,989,01 0–100 км/ч18,315,3 0–120 км/ч30,423,2 0–140 км/ч54,538,6 0–400 м21,3319,75 0–1000 м40,6636,75 Максимальная скорость, км/ч145,2157,9 Эластичность Время разгона, с: 60–100 км/ч (IV передача)18,3615,09 80–120 км/ч (V передача)34,3725,34 Выбег, м: 120–50 км/ч12221196 50–0 км/ч613580 1988 г.2005 г.С.Воскресенский: «Как и ожидал, новизна взяла верх. И все же попрежнему уверен: для подобных автомобилей важен не только итоговый балл, но и индивидуальность, самобытность характера. Ведь ориентированы они на потребителя с узкими, специфичными требованиями, в которых, например, комфорту уделено не так много внимания».ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА АВТОМОБИЛЕЙ(максимальная оценка – 10 баллов)ВАЗ-2108ВАЗ-2113тая» заметно комфортнее «восьмерки». Она почти не замечает мелких неровностей, не склонна к раскачке на пологих волнах и повторению профиля дороги. Вот только… все это отразилось на управляемости. Машина, извините, превратилась в пародию на саму себя. О быстроте откликов говорить не приходится. Скорее наоборот: любое движение рулем сначала вызывает большой крен кузова и только потом – реакцию на ваши действия. Где ты, молодежно-спортивная идеология?КТО ЕСТЬ КТО?Если «восьмерке» и «тринадцатой» скрупулезно проставить оценки в баллах, можете не сомневаться – последняя выиграет. Она современнее, комфортнее, быстроходнее. Вот только мучает вопрос: на кого рассчитана машина? Если на молодых – они с удовольствием по-жертвовали бы комфортом иплавностью хода ради лучшей управляемости. А захотят совместить одно сдругим – выберут, наверное, другой автомобиль. Получается, что «старушка» при всех ее недостатках с этой точки зрения куда более «идеологически выдержана». Она позволяла быстрее почувствовать тонкости управления, даже со скромным 1,3-литровым мотором. Не говоря о том, что на ней не боялся чиркнуть бампером о сугроб – ездить-то без этого не научишься! Возможно, к моим рассуждениям примешана доля ностальгии, но воспоминания все возвращают к добротной машине с ярким характером. Да, за прошедшие двадцать лет она немало приобрела – увы, растеряв самобытность. Автомобиль ВАЗ-2113 предоставлен салоном «ЛАДА» НА ВАРШАВКЕ».Рабочее место водителяСиденье77 Органы управления67 Обзор77СалонПередняя часть77 Задняя часть77 Багажник78Ходовые качестваДинамика68 Тормоза77 Поведение на дороге86КомфортШум68 Плавность хода79 Климат77Приспособленность к РоссииГеометр. проходимость88 Сервис88 Эксплуатация88Общая оценка7,17,5На правах рекламы