162
163
164
КОМПОНЕНТЫЭКСПЕРТИЗА ОКТАН-БУСТЕРЫОКТАНОВЫЕ ИЛЛЮЗИИБМихаил Васильевывают товары, само появление которых порой вызывает удивление – дескать, а зачем это нужно? Виной тому обычно – бедность. Не хватает денег на кофе – берешь кофейный напиток, не можешь позволить себе спортивную машину – вешаешь насадку на глушитель «восьмерки». Аесли не хватает на нормальный бензин? Тогда заливаешь что подешевле и добавляешь то, о чем и пойдет здесь речь. Конечно, можно сказать, что октан-бустер, октан-корректор или октан-плюс – это как вам будет угодно – штука очень полезная и иногда даже незаменимая! Представился вам, например, случай уехать на машине куда-нибудь подальше от города, ивдруг бензин кончается… Надо заправиться, но ваше избалованное авто «кушает» исключительно «вкусный»высокооктановый бензин, а на провинциальных АЗС такую роскошь нечасто встретишь. И тут «на сцену» выходит наш герой – иллюзионист октан-бустер. Действуя строго по инструкции на баночке, выливаете в бензобак определенное количество этой жидкости, и у топлива, как по мановению волшебной палочки, повышается октановое число! Здорово – можно ехать дальше! Но это в идеале, а как оно на самом деле, мы решили проверить. В крупных московских магазинах закупили октанбустеры – те, что встречаются чаще всего – целых 12 наименований. Передали их во ВНИИНП для экспертизы. Исследовались состав препарата и его эффективность. Присадки проверяли в контрольном топливе с октановым числом 93,6 – по исследовательскому мето-ду. В топливо добавляли рекомендуемые производителем максимальные концентрации октан-бустеров (так, как написано на упаковке), а затем определяли прирост октанового числа благодаря компонентам, входящим в их состав. Это могут быть присадки на основе: N-монометиланилина, свинца, железа, марганца, объемнойдоли МТБЭ, спиртов и простых эфиров. Отметим, что некоторые присадки содержат не только добавки, увеличивающие октановое число, но и другие: очищающие, смазывающие и прочие. Но нас интересовал только прирост октанового числа. Результат нашей экспертизы невеселый: шесть на-РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗМЕРЕНИЙ№ об-РекомендуемаяПриростСостав присадок разцапроизводителем октановогоЖелезоМарганецСпирты и Ароматиконцентрация числапростыеческие присадки в бен-эфирыуглевозине, мл/лдороды 14,70,5железо––– 24,7-0,2–––– 30,370,0–––– 47,90,1железо––– 55,5-0,2–марганец–– 65,00,2––изопро-– панол 74,40,7железо––– 85,0-0,3––этанол– 93,940,4железо––– 108,9-0,5–––– 114,40,4–марганец–– 125,50,0–––толуол1. ABRO2. GUNK3. Hi-Gear4. KerryСтрана-изготовитель – США. Ориентировочная цена – 60 руб. Баночка не имела аннотации на русском языке, но надпись «Octane Booster» выдавала назначение ее содержимого. Упаковки достаточно, чтобы повысить октановое число 20 галлонов топлива. На сколько – не уточнялось. Оказалось, всего-то на пол-единицы. Негусто, однако это второй результат.Страна-изготовитель – США. Ориентировочная цена – 55 руб. Судя по описанию, присадка, рассчитанная на 75–80 литров, не только повышает октан, но и убирает свист! О каком свисте идет речь, выяснить не удалось, но октановое число уменьшилось на 0,2 единицы. Как ему увеличиватьсято – ведь активных соединений вэтой жидкости найти не удалось.Страна-изготовитель – США. Ориентировочная цена – 335 руб. Упаковка, конечно, удобная – смерным стаканчиком! И надпись имеется: «октан плюс» с ER. Накапав в 40-литровый бак с бензином этой жидкости всего на два деления, октановое число можно увеличить на 5–6 единиц, а мощность – на 20%. В реальности эффект октан-бустера отсутствует.Страна-изготовитель – Россия. Ориентировочная цена – 40 руб. Упаковка октан-корректора, рассчитанная на 40–50 литров топлива, в качестве активной составляющей заявляла N-монометиланилин, но вместо него эксперты нашли железо. Все бы ничего – ито и другое дает результат, однако прирост октана составил всего одну десятую.162 За рулем 08/2005 ЭКСПЕРТИЗА ОКТАН-БУСТЕРЫ5. NOS6. NST7. Quaker state 4x48. SCTСтрана-изготовитель – США. Ориентировочная цена – 500руб. Самый дорогой экземпляр. Согласно описанию, прирост должен составлять три единицы, на самом же деле октановое число уменьшилось на 0,2. Заметим, препарат одобрен к применению компанией BMW – так написано на упаковке…Страна-изготовитель – Россия. Ориентировочная цена – 30руб. Самая недорогая и самая невзрачная присадка, согласно описанию, пригодна только для автомобилей, оснащенных карбюратором. Гарантирован прирост октанового числа на 3–5 единиц, оказалось – только на две десятых...Страна-изготовитель – США. Ориентировочная цена – 100руб. Лидер теста. Увеличивает октановое число на 0,7 единицы! Производитель честен: «золотых гор» не обещает, но готов повысить мощность двигателя и защитить всю топливную систему от коррозии. Флакон рассчитан на 80 литров бензина.Страна-изготовитель – Германия. Ориентировочная цена – 75руб. На упаковке написано: тюнинговая и очищающая добавка SUPER BENZIN Oktan Plus – повышает октановое число, устраняет детонацию и проблемы с зажиганием. Пусть так, но октановое-то число уменьшилось на 0,3 единицы!именований присадок из всего списка (фото 1, 4, 6, 7, 9, 11) лишь с натягом можно назвать пригодными – «чемпион» в этой группе увеличил октановое число всего насемь десятых единицы, которые при всем желании не смогут превратить 92-й бензин в 95-й. В следующей группе – два препарата (фото 3, 12) – на-зовем их «нейтральными», поскольку октановое число вих присутствии никак не меняется – эффекта ноль! Но это, оказывается, не самое страшное! Есть еще одна «ко-манда» – оставшиеся четыре наименования (фото 2, 5, 8, 10), которые вообще показали отрицательный результат! Октановое число благодаря им не только не увеличилось,9. SNAP10. Step Up11. STP12. РубиконСтрана-изготовитель – США. Ориентировочная цена – 140руб. Валюминиевом флаконе, согласно приведенной аннотации, находится суперконцентрированная жидкость для повышения октанового числа. На сколько оно должно измениться – не сказано. Оказалось, на четыре десятых единицы. Упаковка рассчитана на 120 литров бензина.Страна-изготовитель – США. Ориентировочная цена – 90руб. Октан-корректор-очиститель комплексного действия обещал поднять октановое число на 4–5 единиц. «Два в одном» не получилось – октан опустился на пол-единицы. В инструкции сказано: помогает пройти техосмотр. Интересно, каким образом? Баночка сама договорится с инспектором?Страна-изготовитель – США. Ориентировочная цена – 135руб. Одна банка рассчитана на 80–100 литров топлива. На сколько увеличится октановое число, вописании нет ни слова. Выяснилось – на 0,4 единицы. Плюс все же есть: если вы живете в США, то купив два таких флакончика, получите фирменную футболку с надписью: «Моя тачка надерет твою!»Страна-изготовитель – Россия. Ориентировочная цена – 35руб. Отечественный продукт, содержащий толуол, не дал никакого эффекта, другими словами, повысил октановое число на ноль единиц. Рубикон не перешел... Эксперты осторожно предположили, что толуола в составе присадки было мало. По описанию упаковка расчитана на 60–100 литров топлива. За рулем 08/2005 163 КОМПОНЕНТЫЭКСПЕРТИЗА ОКТАН-БУСТЕРЫSonaxWynn’sСтрана-изготовитель– Германия Прироста нет, а есть отъем– в контрольном топливе «пропала» одна десятая октанового числа.А обещали,между прочим,две-три единицыприбавки. К томужене сказано,на какой объем рассчитана упаковка. Написано:250 млна petroltank.То естьпо-русски–на танк…Шутим – на бензобак, конечноже.Страна-изготовитель – Бельгия Ура – зафиксирован прирост октанового числа аж на 1,5 единицы!Правда, диаграмма на обратнойстороне флакона обещает чутьли не 20 единиц выигрыша, ноина том спасибо. Кстати, по моторному методу прибавка составила1,1 ед.А англоязычныйтекст (каки заклеенный русский) намекална приростдо 5 единиц.а, наоборот, стало ниже. Откровенно говоря, нас это особо не удивило – подобную экспертизу журнал уже проводил (ЗР, 1998, № 6). Не утешил и дорожный тест (ЗР, 2003, №11). Выходит, покупая такую присадку, вы не только выбрасываете деньги на ветер, но и вредите своему автомобилю. Но история на этом не закончилась… Сначала, конечно, была обида на буржуев, которые шлют нам из-за границы невесть что, а самитолько деньги считают. Да посмеиваются – мол, русский Иван все съест, а потом еще спасибо скажет. Но тут в голову пришло: а вдруг «тамошние» препараты действительно умеют повышать октановое число? В Россию частенько завозят что-то непотребное – это не секрет, но «у них» такой номер точно не пройдет. Значит, нужно проверить! Как раз в это время один из коллег собирался в командировку – его и озадачилиприобретением заведомой «заграницы». На обратном пути он прикупил на бензоколонке где-то между Питером и Прагой за свободно конвертируемую валюту две «ненашенские» баночки с «виагрой» для октанового числа – Sonax и Wynn’s. По виду иностранные делегаты очень напоминали своих собратьев, обитающих в России, – те же формы и объемы. И даже не зная ни одного языка из финно-угорской группы, по броским анонсам на этикетках «OCTAN 10+» и «Octane Power» нетрудно было догадаться, что декларируются примерно те же показатели, что иу нас. Впрочем, когда содной из баночек оторвали наклейку, под ней оголились другие – с русским переводом! Однако это уже не наше дело… Посмотрели, покрутили и отдали баночки в ту же самую лабораторию ВНИИНП. А для самых-самых неверующих и въедливых читателей попросили провести внеплановую проверку двумя методами – как исследовательским, так и моторным. Для полноты ощущений испытаниям по моторному методу подвергли также два препарата из предыдущей, «нашенской» партии – бытует мнение, что при этом результат может кардинально измениться. Ну, если народ просит…Пара дней на испытания, и диагноз установлен – те же данные, «только в профиль». Разница – в пределах точности измерений: ни метод испытаний, ни графа «гражданство» не смогли заставить октан-корректоры превращать низкооктановое топливо в высокооктановое. Самым способным оказался новоприобретенный «бельгиец» – полторы единицы прироста. Напомним, что лучший из купленных в России показал 0,7. Но в целом ясно, что не только нас дурят – и европейцам досталось. Но им-то что! Ведь если бензин изначально хороший, то даже самая плохая присадка из проверенных не сильно его испортит… А в Европе топливо вполне нормальное. Октан-бустеры расположены на фото в алфавитномпорядке, а наши комментарии смотрите в подписях кним. И последнее – эдакий осиновый кол в могилу несбывшихся надежд. Если допустить, что удастся все-таки отыскать работающий препарат, то даже это не поможет сэкономить. К примеру, если 95-й бензин сегодня примерно на рубль дороже 92-го, тосколько можно выгадать при заправке полного бака? Рублей 40–50? А сколько стоит флакончик со снадобьем? То-то…На правах рекламы