168
169
КОМПОНЕНТЫМУЗЫКАЛЬНАЯ ГРАМОТАУВЕСЕЛИТЕЛИМихаил КолодочкинФирменные разъемы обычно скрыты от взора людского – а жаль: красиво!«Усилители – для этих, которые ездят с открытыми окнами под дикий грохот, забивая децибелами все и вся. Анормальномучеловеку никакие «увеселители» ненужны…» Такая точка зрения действительно существует, и понять ее можно – отсутствие культуры раздражает многих. Но истинное призвание усилителей мощности – не децибелы, а качество звучания. Спросите, как мы жили без усилителей раньше? Ну, раньше много чего не было… А скромные усилители мощности прятались в недрах радиоприемников и магнитол: подключай динамики ислушай на здоровье. Да и сейчас практически каждое головное устройство оснащено встроеннымиусилителями – это кним относятся рекламные обещания типа «4 по 45Вт!» Только немногие престижные модели, именуемые деками, надменно заявляют, что никаких усилителей в них нет – мол, мы из высшего общества… А все потому, что встроенные усилители действительно не могут прыгнуть выше головы. Главным образом это связано… снапряжением питания! Если машина стоит с выключенным мотором втихом дворике, то слушать Шопена вней очень даже приятно – все почти как дома. Но стоит пустить мотор да выехать на улицу, как понимаешь168 За рулем 08/2005 МУЗЫКАЛЬНАЯ ГРАМОТАРабочий момент установки: усилитель OLS размещается в правом заднем крыле.– вокруг слишком шумно, да и Шопен кудато пропал. Прибавляешь громкость – поначалу это помогает, но постепенно вместо удовольствия начинаешь испытывать раздражение. Еще бы – с ростом выдаваемой мощности резко увеличивается уровень искажений сигнала, а этого ухо не терпит. Ичем выше класс аппаратуры, темвыше комфортная громкость звучания, которую мы устанавливаем. При чем тут напряжение питания? Так ведь максимум, на который может рассчитывать встроенный усилитель мощности, – это 14,4В! Отнимите падение напряжения на выходных транзисторах, будь они хоть «самые-самые», прикиньте амплитуду выходного сигнала – нет, много не получится. А уровень искажений при выходной мощности 35Вт легко достигает 20% вместо приемлемых 0,1% – это уже не музыка и даже не какофония, апросто мерзкий шум. Микросхема встроенного усилителя реально выжмет из себя 18… ну, 20–22 Вт «нормальной музыки» – не больше. А чтобы идти дальше, нужно для начала повысить напряжение питания – иначе откуда взяться неискаженному выходному сигналу? И внешние усилители мощности с этой задачей справляются. Грубо говоря, чем лучше (читай, чем тяжелее!) блок питания такого усилителя, тем лучше он должен работать. А как же рост искажений? Его никто не отменял, но в серьезных усилителях он достигает неприятных значений гораздо позднее – поэтому обещанные производителями сотни ватт неискаженной мощности, как правило, вполне реальны. Но тем, кому захочется побеседовать с продавцом или ус-тановщиком про нюансы схемотехнических решений разных усилителей, придется капитально покопаться в учебниках по радиоэлектронике – иначе восторженные рассказы спецов про усилители классов А, АВ иD останутся, мягко говоря, недопонятыми. Впрочем, кое в чем можно разобраться и без спецподготовки. К примеру, усилители различаются числом каналов – это пояснять не нужно. Одноканальный усилитель будет обслуживать, например, только сабвуфер, авот пятиканальный потянет к тому же фронтальные итыловые динамики. Цены представленных на рынке усилителей лежат в широчайших пределах: примерно от 60 до 5500 долларов – от ширпотреба до дорогущего «эксклюзива». В какой-то степени цена усилителя отражает его качество, хотя различные фирмы понимают это по-разному. Скажем, американские производители любят все «большое» – как литражи двигателей, так и мощности усилителей: за свои деньги вы всегда получите у них солидные ватты. Авот итальянцы исповедуют иную «веру»: там что ни производитель, то Гварнери или Страдивари, исповедующий собственный подход к музыке. Мощности там поменьше, но насчет хитрой схемотехники, увенчанной чуть ли не золотом, будьте уверены. Изнаиболееизвестных имен на рынке отметим американские Soundstream Tarantula и Rockford Fosgate, английский Genesis Monoblock, шведские DLS A7 и Audison, а также итальянский Altomobile. Не отдавая предпочтения конкретному бренду, можно предположить, что победу по очкам на «увеселительном» рынке потихоньку одержат так называемые цифровыеДействительно, «сделано в Англии».усилители. Упомянутый выше итальянский «Альтомобайл» – один их них. Цифровые технологии хозяйничают в музыкальном мире давно, а потому наше предположение вполне обоснованно. Главные преимущества таких усилителей – компактность плюс высокий КПД. Вотличие от аналоговых собратьев, вних нет ни разделительных конденсаторов, ни предварительных усилителей, ни цепей обратной связи – от«прежней жизни» остался разве что одинокий выходной каскад с высоковольтным питанием. Авсю обработку сигналов, включая коррекцию и исправление ошибок, производит на цифровом уровне особый блок между аналого-цифровым и цифроаналоговым преобразователями. Кстати, частота обработки сегодня достигает 350МГц – это очень «круто»… И еще очень важный нюанс. Не забывайте, что музыкальный комплекс будет звучать так, как звучит его наихудший компонент! Иными словами, выбрав дорогой усилитель, не пытайтесь сэкономить на динамиках или кабелях. Впрочем, ни один действительно грамотный установщик никогда такого и не предложит…За рулем 08/2005 169