134
135
ГРУЗОВИКИMAN TGLЗАБЫТАЯ МЕЛОДИЯНиколай Мордовцев. Фото: MANЗахлопнув за собой дверь MANTGL, я замер – в кабине приглушенно звучала музыка «Би-Джиз». Точно как в начале 80-х, когда мы, студенты МАДИ, подрабатывали ночами, развозя по магазинам Москвы молоко. Тогда мелодия лилась из пристегнутого к панели приборов эспандерной резинкой «кассетника», который не мог заглушить надрывный стон двигателя едва живого ГАЗ-52. Некоторым везло поработать на иномарке. Взамен за-болевшего водителя могли посадить за руль чехословацкой «Авиа». Большая кабина, независимая передняя подвеска и дизель под средним сиденьем. Не секрет, что чехи делали машину по лицензии французской «Савьем», но только теперь, на презентации нового легкого семейства, я узнал, что двигатель разработал и производил для французов MAN. В середине 60-х это оказалось выгодно: у французов не было своего дизеля, а немцы не могли спокойно смотреть, каким успе-хом пользуются в Европе легкие грузовики соотечественника-конкурента «Мерседес L319D». Так практически один и тот же грузовик бегал по соцлагерю под маркой «Авиа», а на Западе – как «Савьем» и MAN одновременно. В 1977году стартовал новый совместный проект MAN, на этот раз с «Фольксвагеном». MAN-VW серии G90 легко узнать по «фольксвагеновской» кабине от LT-эшки. В 1993году запустили в производство новое поколение – L2000. Через пять лет автомо-биль модернизировали, прибавив к обозначению букву Е – Evolution. Теперь наступила очередь следующей модернизации «младшей» серии. В новой гамме грузовики полной массой 7,5, 8, 10 и 12тонн, девяти колесных баз (от 3050 до 6700мм) и длиной кузова до 10метров. Для TGL разработали новую заднюю электронно-управляемую пневматическую подвеску на полурессорах с двумя баллонами. Ее заказывают те, кого не устраиваютпараболические рессоры.134 За рулем 08/2005 MAN TGLТри варианта кабин: С – дневная короткая с низкой крышей, L – длинная, чуть повыше с одним спальником, LX – длинная и самая высокая. Эта даст ночлег еще и пассажиру. Кстати, ширина спальной полки на зависть полноразмерным грузовикам – целых 75 см.ДВИГАТЕЛИ MAN TGL «КОММОН РЕЙЛ» ЕВРО IIIМодельЧислоДиаметрРабочийМощность,Крутящий цилиндровцилиндра х объем, лл. с. примомент, ход поршня,об/минН ммпри об/мин .мC LD0834LFL404108х1254,58150/2400570/1400 D0834LFL414108х1254,58180/2400700/1400 D0834LFL424108х1254,58206/2400830/1400 D0836LFL406108х1256,87240/1800925/1200 –2400–1800LXСЕМЕЙСТВО MAN TGLПолная масса автомобиля, кг800010 00012 000 Снаряженная масса, кгнет данных Максимальная скорость, км/ч90 Тип двигателя, расположение и число цилиндровтурбодизель, Р4 и Р6 Рабочий объем, л4,58 или 6,87 Мощность, л. с150/180/206/240180/206/240180/206/240 при об/мин240024002400 Крутящий момент, Н . м570/700/830; 925700/830; 925700/830; 925 при об/мин1400; 1200–18001400; 1200–18001400; 1200–1800 Коробка передачМ5; М6 и электронноуправляемаяTipMaticМ9 Главная передачаодинарная гипоидная, блокировка дифференциала – опция Подвеска: спереди/сзадипараболические рессоры/параболические рессоры или пневмоподвеска Тормозадисковые, с электронным управлением и пневмоприводом, с АBS Размер шин215/75R17,5235/75R17,5245/75R17,5С тормозами вариантов нет – вентилируемые диски даже на самосвалах. Повысить эффективность торможения и уменьшить износ тормозных механизмов помогает моторный тормоз-замедлитель. Здесь, как иу «старших братьев» – F2000 и TGA, моторный тормоз работает в паре с темпоматом – устройством поддержания заданной скорости. Раскатилась машина с горы – автоматически отключается подача топлива и срабатывает замедлитель. MAN серьезно модернизировал заслуженное семейство дизелей D08. Эти четырехи шестицилиндровые двигатели в исполнении Евро III, кроме турбонаддува и интеркулера, получили систему питания «коммон рейл» и четырехклапанные головки. Диапазон мощности у «четверок» – от 150 до 206л.с., у «шестерки» – 240л.с. Согласитесь, достаточно для небольшого грузовика. Впрочем, по утверждению инженеров MAN, обоим двигателям вскоре добавят еще сил по двадцать. На новой легкой серии стоят гидроусилители руля и коробки передач ZF. С четырехцилиндровыми моторами работают механические пяти- и шестиступенчатые КП, по заказу установят электронно-управляемую шестиступенчатую TipMatic. Шестицилиндровые дизели агрегатируют с девятиступенчатыми КП «Итон» – с «черепахой», четырехступенчатой основной коробкой и планетар-ным демультипликатором. Втакой комплектации к грузовику можно и прицеп подцепить, и на горных серпантинах он не станет помехой. Взависимости от мощности двигателя и будущей работы предложат ведущие гипоидные мосты с разными передаточными числами и блокировку дифференциала. Все коробки могут оснастить механизмом отбора мощности. Для TGL спроектировали новую кабину, придав ей сходство с флагманом – TGA. Передняя панель, бампер, подножки, арки колес – из пластмассы, стальные панели и каркас оцинкованы. Чтобы понять, какой мотор спрятан под кабиной, достаточно взглянуть на тоннель. Если короткий – «четверка», по заказу на него ставят сиденье для второго пассажира, если длинный, почти до панели – «шестерка». Внутри полностью новый интерьер. Утверждать, что скругленная панель лучше старой, угловатой или что четырехспицевая баранка вместо двухспицевой помогает удержать грузовик в повороте, оснований нет. Это как вквартире – настало время чуть изменить обстановку. Поднадоела… В одном из германских кафе, стилизованных под деревенскую харчевню, обратил внимание на спинки лавок. Так вот, на всех шурупах шлицы располагались не как попало, а строго горизонтально. Вот из таких мелочей и складывается немецкое качество.За рулем 08/2005 135