66
67
АВТОМОБИЛИАВТО НА ЧАСТРУДНОСТИ ПЕРЕВОДААнатолий Карпенков. Фото: Александр БудкинВ66ряд ли сегодня нужно объяснять преимущества газового топлива. Его популярность растет с очередным скачком цены на бензин. Для «Нивы», а в нашем случае «Шевроле-Нивы», выгода от перехода на газ особенно ощутима – ее аппетит побольше, чем у обычной легковушки. Однако предложений по переводу тольяттинского «Шевроле» на газ практически нет, а редкие обсуждения темы в интернет-конференциях заканчиваются категоричными «нет» и «нельзя». Причина антагонизма новой «Нивы» и газового топлива кроется в недрах самого автоЗа рулем 08/2005мобиля, а точнее – в системе управления двигателем с блоком «Бош МР7.0», отключающей в режиме принудительного холостого хода не только впрыск, но и свечи зажигания. Так, по крайней мере, утверждают газовщики. Поэтому устанавливать на автомобиль традиционную эжекторную аппаратуру, подающую газ практически непрерывно, нельзя. За время задержки искрообразования голубое топливо успевает накопиться во впускном коллекторе, цилиндрах, выпускной системе. А когда искра проскочит вновь... Ба-бах! Но газовую аппаратуру на «Шевроле-Ниву» все же ставят – так называемые системыРЕЗУЛЬТАТЫ ЗАМЕРОВ «ЗА РУЛЕМ»БензинПропан Динамические качества Разгон, с: 0–40 км/ч4,504,51 0–60 км/ч8,578,85 0–80 км/ч14,2914,90 0–100 км/ч22,1123,55 Макс. скорость, км/ч139134 Расход топлива, л/100 км (режим шоссе)10,412,1 Эластичность Время разгона, с: 60–100 км/ч (IV передача)20,923,2 АВТО НА ЧАСчетвертого поколения. Они работают по сигналам «родного» модуля управления зажиганием и способны по его команде полностью отключать подачу газового топлива. Причем и сжиженного (пропан-бутан), и сжатого (метан): систему несложно скомпоновать для работы на любом виде топлива. Потребуется заменить редуктор и баллон. Внешне газовая «Шевроле-Нива» не отличается от обычной. Заправочный клапан выведен под лючок бензобака, в салоне едва заметна кнопка принудительной смены горючего. Под капотом отличия видны лучше, в багажнике – тем более. Кстати, 50-литровый баллон – один из немногих элементов российского происхождения. Также «наши» модуль управления подачей газа и некоторые крепежные элементы. Цена оборудования при установке у газовщиков – около 18тыс.руб. (650долл.). Но имейте в виду: станция обслуживания, на которой вы обычно проходите ТО, скорее всего снимет машину с гарантии. Не хочется? Многие продавцы отечественных машин и некоторые торговцы иномарками готовы переоборудовать автомобиль сами, сохранив гарантию, но возьмут примерно вдвое дороже. Так к кому обратиться? Как минимум стоит прикинуть риск. Скажем, для того, чтобы автомобиль потребовал гарантийного ремонта на $650, с ним должна случиться очень большая неприятность. Для отечественных машин это, например, капитальный ремонт двигателя. Для иномарки – замена нескольких мелких узлов или агрегатов. Эксплуатируя машину на голубом топливе, вы экономите деньги при каждой заправке. Для «Нивы», как показывает редакционный опыт и проведенные нами замеры расхода газового топлива, выгода может составить около 50 копеек на километр пробега. Конечно, приходится учитывать и негативную сторону перехода на газ. Кроме проблем с уже упомянутой гарантией, это, например, сократившийся объем багажника. Есть над чем подумать, не правда ли? Автомобиль предоставлен фирмой «РЕЗИС».Редуктор для пропан-бутана невелик – с мужской кулак.Рампа газовых форсунок, способных полностью перекрывать подачу топлива.Штуцеру для заправки газом трудно найти более подходящее место. Такое размещение баллона позволяет хоть как-то трансформировать салон и перевозить длинномеры. За рулем 08/200567