146
147
ГРУЗОВИКИЗАВОД «ФОРД-ОТОСАН»СТУРЕЦКИЙ «ТРАНЗИТ»тали бы вы покупать иномарку, собранную в…. Не станем никого обижать, скажем обобщенно – в не самой развитой индустриальной стране? Думаю, многие предпочли бы «родную» европейскую или японскую сборку. Среди наших читателей, например, 85% убеждены, что иномарка, собранная в России, уступает по качеству сделанной у себя на родине. И несмотря на это, с радостью покупают «акценты», «рио» и «фокусы» «Made in Russia». На всеволожский «Форд» уже какой год очередь выстраивается; приемлемая цифра на ценнике – лучшее лекарство от сомнений. Автомобили собирают и будут собирать там, где это выгодЗавод «Форд-Отосан» расположен на берегу залива Золотой Рог. Морской транспорт удобен и для поставки комплектующих, и для отгрузки готовых автомобилей на экспорт. Специализированные суда принимают их на борт сотнями штук. Через заводской порт не только уплывают турецкие «форды», но и приезжают машины других моделей для продажи вТурции. Впрочем, доля импорта в местном парке сравнительно невелика.Игорь Твердунов. Фото«Форд»нее, а не там, где престижнее. Качество же товара зависит не от цвета кожи или вероисповедания рабочего, а от организации дела. Наверное, в этом хотели убедить российских журналистов, пригласив их на новейший завод, где собирают коммерческие автомобили «Форд». Не в Германию и не в Англию, а в Турцию.Сразу скажу, что завод в турецком местечке Косаели сильно отличается от российского производства «Форда» под Питером. Наш заводик – собственность компании. Турецкий – совместное предприятие, где по 40% акций имеют «Форд» и местная финансовая группа «Коч». Поэтому и имя у завода двойное «Форд-Отосан». Наш завод де-Ассортимент коммерческих автомобилей традиционно широк. «Транзиты» (как и младшие «коннекты») выпускают в десятках модификаций и сотнях вариантов. Почти все это разнообразие собирают на конвейере. Только для самых редких комплектаций выделен отдельный участок. Вот и ползут по конвейеру вперемежку автобусы, фургоны, «борта», передне- и заднеприводные, с низкой или высокой крышей, бензиновые и дизели… Автомобиль здесь рождается из листа проката – точнее, из рулона. Металл разрежут, отштампуют, сварят кузов, окрасят……соберут «Транзит Коннект» и отправят покупателю. Куда? Да куда угодно. Ведь «коннекты» делают только в Турции.лает единственную модель легкового автомобиля для внутреннего рынка, турецкий экспортирует большую часть продукции – коммерческих «транзитов» и «коннектов». Мы планируем перейти рубеж в 30 тысяч машин в год, турки собирают 200 тысяч. Местный завод значительно больше по площади, здесь мощный прессовый цех, собственное производство штампов. Их, кстати, тоже делают «на экспорт» – для «Ягуара», на-пример. В общем, здесь, на юге, размах пошире, чем у нас, на севере. Еще отличаются лица людей и язык, на котором сделаны надписи… Впрочем, эти указатели могли быть на русском, немецком, испанском, китайском, арабском и любом другом языке – сути это не изменило бы. Современный автомобильный завод сегодня могут построить (и строят) в любой точке земного шара – производство везде будет вы-глядеть примерно одинаково. Так что затея «Форда» удалась: я увидел не турецкий автозавод, а просто современный, какие видел в других странах. Порой куда более развитых. Какой же «Форд» лучше – немецкий, турецкий или российский? А ведь есть еще бразильский и (о ужас!) южноафриканский. Спорить на эту тему можно до бесконечности и не найти ответа. А стоит ли спорить? В век глобализа-ции бизнес стал интернациональным. И кто бы ни собирал автомобиль – питерские ребята или смуглые турецкие парни, машина с голубым овалом должна отвечать стандартам качества фирмы. А уж устраивает вас качество автомобилей «Форд» или нет – это другой вопрос. Потребитель вправе предпочесть ту марку, которая ему ближе и милее. А вот выбирать ту или иную «сборку» сегодня, по моему, бессмысленно.На правах рекламыЗа рулем 08/2005 147