226
227
228
230
СПОРТ И ТЮНИНГЭКИПИРОВКАКОЛПАК ОТ НЕСЧАСТЬЯВадим Никишев. Фото автора и Георгия СадковаКольцевые гонки, ралли, кросс, картинг… Какую ни возьми дисциплину вавтоспорте, для всех ее пилотов шлем – обязательный элемент экипировки. На заре автомобилизма (и автогонок в частности) надевали кожаные шлемы с характерными очками-«консервами». С годами выросли скорости, и последствия аварий на трассе стали куда более тяжелыми. Тогда-то шлемы для участия в гонках стали обязательны.КОСМИЧЕСКАЯ СЛОЙКАПрорыв в проектировании средств защиты головы связан с эрой покорения космоса, когда уникальные технологии стали проникать во все сферы земной жизни. Современные шлемы мало похожи на своих кожаных предков. Всех их роднит многослойность. Внешний, самый прочный слой из высокотехнологичных полимеров защищает голову пилота от контакта с элементами салона автомобиля и служит каркасом для крепления второго слоя. Фиберглас, кевлар и карбон – близкие родственники, но в силу ряда особенностей самым распространенным материалом для внешнего слоя стала смесь карбона с фибергласом. Кевлар, успешно применяемый в бронежилетах, все-таки тяжел для шлема, а чистый карбон невероятно дорог и весьма сложен для формовки. Но шлемы для пилотов «королевы автогонок», формулы1, делают, конечно, из чистого карбона. Стоимость одного такого переваливает за 5000 евро.Даже в шлемах средней ценовой категории внешний слой необычен. Его плотность при толщине 4–5 мм меняется от более высокой снаружи к меньшей внутри. Сделано это, как нетрудно догадаться, для поглощения энергии при ударе – контакт головы со сверхтвердой «скорлупой» оболочки чреват тяжелыми последствиями. Но и эта мера не спасла бы гонщика от тяжелого сотрясения мозга, не будь второго слоя – демпфирующего или адсорбирующего. Его толщина на порядок выше первого и составляет 40–50 мм. Наконец, третий слой – он ближе всего к голове пилота – состоит из химического волокна «номекс» (Nomex). Это – разработка компании «Дюпон». Основное назначение «номекса» – обеспечить гигиену и «антипригарные» свойства – материал прекрасно впитывает пот и практически не горит.Шлем серии Sparco WTT с дополнительным спойлером и элементами крепления системы Hans.ЗАКРЫТЫЕ, ОТКРЫТЫЕ…Шлемы различаются в зависимости от видов соревнований. Закрытый шлем,226 За рулем 08/2005 НАША СПРАВКАВ соответствии с требованиями Международной автомобильной федерации (FIA) шлемы, применяемые в автомобильных соревнованиях любого вида и уровня, должны иметь омологацию (официальное признание, подтверждение), то есть пройти тесты на надежность и безопасность. В настоящее время действуют несколько видов омологаций. 1. Самый свежий стандарт FIA 88602004 (разработан в 2004 году). Омологационная наклейка расположена на внешней поверхности шлема, сзади внизу. 2. Традиционный американский стандарт Snell SA2000 (Snell Memorial Foundation). Наклейка – на внутренней поверхности шлема, за подкладкой. 3. Традиционный европейский стандарт BS6658-85 type A/FR (British Standards Institution). Наклейка на внешней поверхности шлема, слева внизу. 4. Американский стандарт SFI 31.1A и SFI 31.2A (SFI Foundation Inc.). Наклейка навнутренней поверхности шлема, за подкладкой. 5. Для автокроссовых шлемов Дивизиона 3 действующие стандарты, кроме названных, включают также традиционный американский стандарт Snell M2000 и Snell M95 (Snell Memorial Foundation). Наклейка на внутренней поверхности шлема, за подкладкой.Stand 21 CH17. Открытый шлем высокого класса. Область применения: легковые автомобили. Вес – 1080 г, цена – 645 евро, отвечает требованиям Snell SA2000. Снабжен съемными подушечками для подгонки по форме головы. Совместим с системой защиты шейных позвонков Hans. Может быть оснащен раллийным переговорным устройством.Stand 21 F21 double duty. Универсальный закрытый шлем. Область применения: формула, картинг, легковые автомобили. По желанию пилота устанавливается либо прозрачное забрало, либо козырек. Вес – 1230 г, цена – 1095 евро, отвечает требованиям Snell SA2000. Снабжен съемными подушечками для подгонки по форме головы. Совместим ссистемой защиты шейных позвонков Hans. Может быть оснащен раллийным переговорным устройством. Sparco voyager. Недорогой шлем, во многом схожий с мотоциклетным. Область применения: картинг. Вес – 1250 г, цена – 2300 руб., отвечает требованиям ЕСЕ 22-04 (не омологирован FIA).МАХ. Типичный мотоциклетный шлем, пригодный для автоспорта. Область применения: картинг. Вес – 1620 г, цена – 2000 руб., отвечает требованиям ЕСЕ 22-05 (не омологирован FIA).Sparco Rallyplus. Раллийный вариант закрытого шлема c переговорной системой Peltor. Вес – 1500 г, цена – 22 800 руб. Омологация BSI 6658 A/FR.Sparco Prorally. Открытый шлем исключительно для раллийных классов. Оснащен переговорным устройством Peltor. Вес – 1200 г, цена – 22 400 руб. Омологация BSI 6658 A/FR.В картинге применяется закрытый шлем с небьющимся стеклом, имеющий омологацию FIA. Масса шлема не должна превышать 1800 г для взрослых и 1550 г для юношей. Шлем должен иметь одну из следующих регистраций: Snell SA95, SA2000, SFI 31.1 или SFI 31.2, BS6658-85 type A/FR. До 31 декабря 2005 года разрешено использовать шлемы, имеющие национальные регистрации ряда стран или омологацию ЕЭС Е22 серии 03, 04, 05 (кроме шлемов, изготовленных из полипропилена).За рулем 08/2005 227 СПОРТ И ТЮНИНГЭКИПИРОВКА КТО В ЧЕМ?Какие шлемы используют наши известные пилоты? Возьмем, например, победителей традиционного опроса журнала «За рулем» «Лучший гонщик 2004 года» (ЗР, 2005, №2). Победитель номинации «Открытие года» Кирилл Ладыгин использует закрытый шлем Sparco. Лучший гонщик года Алексей Васильев отдал предпочтение модели F21 Double duty от Stand 21. А опытнейший раллист Сергей Успенский выступает в открытом шлеме Sparco Prorally.Sparco WTT-KF. Новейшая модель закрытого шлема для формульных гонок. Допускает регулировку циркуляции воздуха в системе вентиляции. Цена – 23 000 руб. Соответствует требованиям Snell SA2000.Sparco WTT-TK. Закрытый шлем, совместимый с системой Hans. Область применения: формула, картинг, кузовные классы «кольца». Цена – 23 000 руб. Имеет омологацию FIA Snell SA2000.или full-face, предназначен для формульных классов. В картинге его тоже применяют, но из-за высокой цены лишь в старших, профессиональных классах. Для массового картинга и по цене, и по степени защиты подходят многие мотоциклетные шлемы – их делают, обходясь без высоких технологий (читай – углепластика и «номекса»). Для гонок в открытом кокпите крайне важна аэродинамика шлема, с тем чтобы под напором набегающего воздуха он не задирал вверх голову или, наоборот, не прижимал, напрягая шейные позвонки и отвлекая внимание от пилотирования. Все дорогие модели шлемов, к которым относится, к примеру, серия WTT фирмы Sparco, прошли испытания в аэродинамической трубе – идеально выверены и сбалансированы. Мало того, пилот с учетом особенностей своего болида может сам откорректировать аэродинамику шлема: установить дополнительные пластиковые спойлеры либона затылочную часть, либо на уровне подбородка или оба сразу. Проблем с монтажом нет – накладки крепятся клейкой лентой. Название «закрытый» шлем предполагает, что лицо пилота полностью защищено от внешнего воздействия. Перед глазами находится забрало – прозрачное, тонированное или, как у Sparco, со специальным напылением. Тот или иной цвет тонированных стекол поглощает «мешающие» частоты спектра при различном освещении. Полезное дополнение к стеклу – набор пленок, которые крепят к забралу, практически не снижающих его прозрачность. Цель их – защищать стекло от грязи иабразивного воздействия. По мере ухудшения видимости пилот попросту срывает внешний слой, и забрало вновь становится прозрачным. Обычно пленки применяют на мокрых трассах, однако ив сухую погоду от них есть польза – повышают срок службы стекла. Впрочем, ре-шение за самим гонщиком: либо через пару-тройку гонок выкладывать 2000 рублей за новое стекло, либо купить набор из пяти пленок за вчетверо меньшую сумму. Многие пилоты предпочитают все-таки менять стекла: как бы плотно пленка ни прилегала к забралу, видимость все равно несколько ухудшается. Есть еще и внутренние пленки. Они – против запотевания стекла, правда, не всегда нужны: у некоторых дорогих моделей (например, фирмы Bell) специальные двойные стекла, изначально неспособные запотеть. Мы проверяли: дышали изо всех сил, но ни малейшего помутнения не заметили. Запотеванию препятствует еще и внутренняя вентиляция самого шлема. Современный шлем – это произведение инженерного искусства! Внутри демпфирующего слоя – система воздуховодов, которые начинаются и заканчиваются на поверхности шлема. Такая вентиляция необходима, чтобы поддерживать приемлемый микроклимат внутри «скорлупы». Многие модели позволяют регулировать интенсивность циркуляции воздушных потоков внутри защитной оболочки, открывая или закрывая дополнительныеНа правах рекламы228 За рулем 08/2005 ЭКИПИРОВКАНАША СПРАВКАСистема Hans разработана для фиксации головы пилота, предотвращающей ее продольные перемещения при резких ускорениях изамедлениях. Она крепится к шлему через специальные элементы, установленные производителем, и перераспределяет нагруз-куна плечи пилота. Является обязательной вофициальных чемпионатах FIA и рекомендуется к применению в остальных. Некоторое ограничение свободы движений головы, на что часто жалуются раллисты, компенсируется меньшими нагрузками на шейные позвонки.отверстия на поверхности шлема. Ведь закрытые используют не только в формульных болидах, но ив кузовных классах. Там, где нет интенсивно набегающего воздуха, разумнее задействовать для вентиляции все каналы.СКОЛЬКО ЭТО СТОИТНемного об особенностях шлемов, применяемых кольцевиками на закрытых легковых машинах. Регламент допускает и закрытые (как со стеклом, так и без), и открытые шлемы. Все зависит от пристрастий пилота. Если до «кузова» он ездил в формуле или на карте, психологически для него более комфортен закрытый тип. А бывший раллист, скорее всего, предпочтет открытый. Особых преимуществ в безопасности закрытый здесь не дает. Раллийные шлемы от кольцевых сородичей отличает переговорное устройство для общения пилота и штурмана. Зачастую у шлемов с поперечиной, защищающей подбородок, прорезь больше, чем у аналогичных кольцевых: в ралли, где мелькающие перед глазами пейзажи напоминают калейдоскоп, требует-ся больший угол обзора. Козырек, закрепленный над прорезью, защищает от прямых солнечных лучей. Создатели шлемов озабочены также дополнительным комфортом и правильной организацией внутреннего пространства шлема. Чтобы сделать его максимально эргономичным, отдельные элементы выполняют легкосъемными (пример – модельный ряд французской фирмы Stand 21). Меняя специальные подушечки, можно подогнать шлем под голову каждого пилота. У изделий высокого класса для формулы1 и ралли – полностью съемный внутренний слой. От такого рода нюансов зависит класс шлема. Хороший идеально сидит на голове, не отвлекая пилота от управления. Шлемы уровнем пониже вроде бы внешне и не отличаются от них, но требуют более тщательной подгонки. Как и везде, за все хорошее нужно платить. Защитить свою голову стоит немало – от 400 до 1200 долларов. Потому, выбрав вид занятий автоспортом, необходимо четко представлять, какой именно шлем вам нужен. Надеемся, прочитанное поможет в этом.