Экспертиза бензина: от южных гор до северных морей

Мы с интересом исследовали бензины из двенадцати различных регионов России.

Профессор Генри Хиггинс из «Пигмалиона» легко определял родословную человека по его произношению. Интересно, а насколько одинаковыми окажутся 95-е бензины, приобретенные в разных регионах России? Нет ли у них своего рода «акцента» – калмыцкого или, скажем, архангелогородского? И поймет ли такие «диалекты» двигатель? Что же, проедем по стране «с южных гор до северных морей», закупим бензин на дюжине разных АЗС да и сравним. О том, как это происходило, – в нашем лирическом отступлении.

Требования Техрегламента к разным экологическим классам горючего (так у нас официально называются «евры») приведены ниже. Оценим также октановое число и содержание смол – параметры, важнейшие как для мотора, так и для экологии. Сделаем вид, будто не знаем, что чья-то мудрая рука исключила именно эти параметры из инспекционного контроля.

А после химической лаборатории сожжем остатки горючего на стендовом моторе, чтобы посмотреть реакцию реального двигателя на незнакомый «диалект».

Таблицы и схемы открываются в полный размер по клику мышки.

УГАНДА ПОЗАДИ

Из двенадцати образцов лишь два оказались явно некондиционными (коды 4 и 5). В обоих случаях – проблемы с октановым числом плюс явный перебор бензола и серы. Такие топлива опасны и для окружающей среды, и для современного мотора. Конечно, дедушкин 412-й скушает их за милую душу и не поперхнется, но, раз с точки зрения Техрегламента они некондиционные, всё, дальше о них молчим.

Гораздо удивительнее другое: по составу все бензины оказались не хуже третьего класса, а половина – и вообще четвертого! А как же известное сравнение с Угандой? Пару лет тому назад СМИ писали, что по уровню качества бензинов у нас всё хуже, чем в этой африканской стране… Но тогда международные эксперты анализировали топлива по содержанию серы. Смотрим в таблицу: из двенадцати образцов восемь (!) уложились в 50 ррm серы, то есть в требования класса 4, при этом два из них вообще залезли в требования класса 5! Еще два – уверенный класс 3. Неожиданный и очень обнадеживающий результат. Вспомните, где бензины отбирались: только один был столичным, а остальные – со всей России.

КОМУ ДОБАВКИ?

Так что же добавляют в российский бензин? Ни железа, ни марганца, ни свинца ни в одном образце не нашлось. Более того, некогда любимого бодяжниками монометиланилина (ММА) нашлось совсем чуть-чуть только в одном бензине (код 4), который мы уже заклеймили. Метанола – нет, других спиртов – тоже. Нашелся только разрешенный МТБЭ (метилтретбутиловый эфир), причем в допустимых концентрациях.

Особо продвинутых читателей приглашаем обратить внимание на две строчки в таблице: «Эфиры С5 и выше» и «Содержание МТБЭ». Главный эфир «С5 и выше» – это МТБЭ и есть. И для большинства проб эти цифры совпадают. А вот там, где этого совпадения нет, в топливо намешано что-то непонятное, а потому непредсказуемое. Отличились здесь три образца – коды 4, 5 и 6. Впрочем, одно это не делает их некондиционными (не запрещено – значит, разрешено). Но все-таки интересно – а что еще за «эфиры С5 и выше» туда намешаны?

ЭФИРЫ И МОТОРЫ

Если всё (кроме двух образцов) кондиционно, то откуда разница, выявляемая на моторе? Она невелика (1,5…2,0% в мощности и расходе бензина), но все-таки есть. Профессор Хиггинс подобные нюансы замечает мгновенно!

Дело в том, что при практически одинаковых октановых числах и углеводородном составе бензинов основная разница определяется содержанием высокооктанового компонента – того самого МТБЭ. При больших концентрациях он заметно меняет и скорость сгорания топлива, и его теплотворную способность. Поэтому есть некий оптимум его содержания. А в наших образцах оно менялось от 0,5 до 9,3%. Там, где есть перебор, заметны снижение мощности и рост расхода топлива. Зато доля СО в отработавших газах падает: эфиры содержат много кислорода.

Содержание серы и МТБЭ в бензине (при отсутствии других присадок) в определенной степени характеризует уровень технического совершенства технологий синтеза бензинов на НПЗ. Чем современнее производство, тем меньше требуется МТБЭ для получения 95-го. И тем меньше в нем будет серы.

Смотрите таблицу – и делайте выводы сами. Нехороший бензин с кодом 4 здесь не показатель – в нем использовано что-то другое.

НЕ СТРАШНО

Многие могут не поверить нашим данным: уж больно все сладко получается. Но что вышло, то вышло. Спорить со страшилками не будем. Нельзя сказать, что с бензином в России все хорошо. Но с учетом абсолютно случайного отбора проб по всей европейской части страны результат неплохой.

***

Профессор Хиггинс воспитал-таки из уличной торговки цветами светскую леди.

ЧТО ПРОВЕРЯЛИ

Октановое число (ОЧ) – основной параметр бензина, определяющий его детонационную стойкость. Определяли ОЧ по исследовательскому и моторному методам – это характеризует поведение бензина в разных режимах работы мотора. Норма ОЧМ для 95-го – не менее 85.

Объемная доля углеводородов. Содержание ароматических углеводородов влияет на токсичность, увеличивает склонность к отложениям; содержание олефинов определяет стабильность бензинов при длительном хранении.

Массовая доля кислорода – производная от содержания оксигенатов, опосредованно ограничивает предельную долю их содержания в топливе.

Объемная доля бензола. Бензол – носитель канцерогенной опасности. Его содержание сейчас резко ограничивают: не более 1%.

Концентрация серы. Имеет значение для экологии и влияет на ресурс – нейтрализаторов отработавших газов в первую очередь.

Концентрация смол. Влияет на ресурс двигателя. Смолы – причина многих бед, от зависания клапанов до залегания поршневых колец.

Объемная доля и состав оксигенатов. Эти компоненты снижают теплотворную способность бензина, повышают его агрессивность к резинам и пластикам.

Содержание МТБЭ. Этот эфир входит в число оксигенатов, характер влияния – см. выше.

Концентрация марганца и железа. Металлосодержащие антидетонаторы запрещены!

Моторные показатели. Показывают поведение реального мотора в зависимости от параметров заливаемого топлива.

Объемная доля ММА. Эта составляющая ароматики в топливе при больших концентрациях усиливает его канцерогенную опасность, ухудшает процесс сгорания и увеличивает склонность к отложениям.

ПЕРЕКУР: КАК И ГДЕ МЫ ЗАПРАВЛЯЛИСЬ

Вспоминают Антон Чуйкин, Игорь Моржаретто, Алексей Воробьев-Обухов и Михаил Колодочкин.

Изначально хотели заправляться либо на самых распространенных в регионе АЗС, либо с упором на местное название – типа «Рязаньнефтепродукт». Вот что в итоге получилось.

1. Калмыкия.

Местных названий пока не видим, зато попадается дивная заброшенная колонка с пасущимися среди шлангов коровами. Фотографируем. Тянуть дальше нельзя, и заворачиваем на довольно приличную АЗС «Ноган», обнаруженную в поселке Годжур (это 70 км от Элисты в сторону Волгограда). Откровенно местечковая станция, но начало положено.

2. Новоаннинский район Волгоградской области.

Уже под вечер залились на «Лукойле». Бензин пахучий, съемка красивая.

3. Воронежскую область проходим краем.

На АЗС «Калина-Ойл» слышим: «В пластик не заправляем». Странное правило! Залились чуть дальше на безымянной АЗС в 377 км от Волгограда.

4. Последние километры Тамбовской области, «Липецкая топливная компания», 620 км от Волгограда.

Правда, на чеке выбито что-то совсем другое. Бывает.

5. Трасса «Холмогоры» захватывает кусочек Владимирской области, где мы сразу же и стали выискивать АЗС. Справа по курсу оказалась заправка ООО «СТРОМСТРОЙ». Ей «повезло».

6. Вообще-то, в столичном регионе мы намеревались заправиться на АЗС «Московской топливной компании» (МТК): самое подходящее, казалось бы, название. Но не нашли! В Интернете есть, а приезжаешь – там на самом деле «Газпромнефть-Центр». Ну, значит, так тому и быть.

7. За команду Ярославской области мы пригласили сыграть «ТНК-Ярославль». Имя вполне подходит, да и с трассы сворачивать не потребовалось.

8. Костромская область находится правее основной трассы, но не посетить ее нельзя. Увозим с собой канистру с бензином от ООО «Костромская топливная компания».

9. До Вельска Архангельской области добрались с огромным трудом: десятки километров трассы, словно подвергшейся бомбежке, изматывают сильно. Утешительный приз – канистра бензина от ООО «РН-Архангельскнефтепродукт».

10. Из Архангельской области обратно в Вологодскую, а оттуда, мимо Череповца, – на Тихвин. Топливо покупаем в Шексне, на АЗК № 2 (ИП Шерстаков В.Д.).

11. Ленинградская область.

Заправляемся на ООО «Тихвин-Петрол», АЗС № 4. Название вполне местное.

12. Карелия совсем близко.

Но добраться от Тихвина до трассы «Кола» – это что-то… Убитая, заброшенная дорога. Время поджимает, а ничего, кроме заправки ТНК, не видать. Однако нам везет: за известной вывеской скрывается ОАО «Карелиянефтепродукт». Дюжина в сборе!

Отбор закончен: двенадцать безымянных канистр с кодами с 1 по 12 доставляем в АНО «Центр сертификации «Северо-Запад». Так начиналась очередная экспертиза...

ЧТО МОЖНО И ЧЕГО НЕЛЬЗЯ

Что можно и что нельзя лить в бензин для получения нужного октанового числа? Согласно Техническому регламенту все, что содержит свинец, марганец и еще недавно любимое нефтехимиками железо (в виде ферроцена), – нельзя! Обожаемый спортсменами метанол – опять же нельзя! Очень дешевая и эффективная, а потому также милая бензинщикам присадка монометиланилин (жутко ядовитая гадость!) ограничена смешными полутора процентами, не способными кардинально переделать 80-й в 95-й.

Что же остается? Некоторые спирты и эфиры. Например, этанол. Его можно добавить аж до 5% объема топлива! Но для русского человека лить драгоценный пищевой продукт в бензобак – великое преступление. А наши Большие Начальники обложили топливный этанол такими же акцизами, как пищевой, после чего использовать его стало накладно. Хотя во всем мире этанол является чуть ли не единственной разрешенной присадкой, ведь «спиритус вини» ни мотору, ни природе особо не вредит.

А еще у нас разрешен, причем в больших объемах, метилтретбутиловый эфир (МТБЭ) – его можно лить в бензин до 15%. Кстати, в Штатах он запрещен – вредит природе. Не верите? Понюхайте – ощущение незабываемое!

При этом МТБЭ не очень эффективно повышает октановое число, зато заметно снижает калорийность топлива, поэтому перебор такого ингредиента мотор сразу ощущает. Наши испытания это вполне подтвердили.

Михаил КОЛОДОЧКИН, заведующий отделом экспертиз ЗР:

Любопытнее всего то, что за все время топливных экспертиз мы довольно редко натыкались на откровенную, извините, дрянь. Но при этом лично я предпочитаю заправляться на ограниченном числе сетевых заправок – ВР, Neste, «Лукойл». Отказываюсь понимать логику тех, кто выискивает топливо «на рубль дешевле», совершенно не задумываясь о возможных последствиях подобной «экономии».

Александр ШАБАНОВ, доцент кафедры ДВС Санкт-Петербургского политехнического университета:

Мне по роду работы приходится постоянно сталкиваться с проблемами качества бензина в Санкт-Петербурге. Не все так страшно, как живописуют некоторые особо продвинутые издания. Более того, годика полтора назад специальная комиссия попробовала поискать сенсаций, явившись с неожиданной проверкой на полтора десятка питерских АЗС. Увы (а может, ура), сенсации не получилось. Проколов, к всеобщему изумлению, не нашли. Наши результаты в целом подтверждают: далеко не все еще хорошо, но и откровенные ужасы встречаются нечасто. Разделяю предпочтения соавтора: заправляться на проверенной АЗС как-то спокойнее.

ПОДРОБНЕЕ

1 Место и время заправки: АЗС ИП КАТАЕВ Б.С. 25.04.2012 14:31

Марка бензина (по чеку) АИ-95-4

Цена, руб./л 28,90

По всем характеристикам очень средненький бензин. В класс 4 пролезает без минимального зазора – ароматики впритык! Октановое число тоже на пределе ругани. Но в целом все честно. Хотя и недешево.

+ Очень мало серы, олефины практически не наблюдаются – значит, стабилен!

- Да, 95-й, но на грани срыва.

2 Место и время заправки АЗС № 113 ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт» 25.04.2012 20:52

Марка бензина (по чеку) ЭКТО Plus (АИ-95-4)

Цена, руб./л 29,75

Такой «Лукойл» мы еще не встречали! Самое большое содержание высокооктанового компонента (МТБЭ) заставляет задуматься: а не франчайзинг ли? Но в требования Техрегламента вписывается, – а значит, какие могут быть претензии? Самый дорогой из всех закупленных.

+ Хороший запас по октановому числу, по ароматике – гарантированный класс 4.

- Высокое содержание малокалорийного компонента МТБЭ ухудшило моторные показатели.

3 Место и время заправки АЗС ООО «ЛОМОВ Н» 26.04.2012 13:53

Марка бензина (по чеку) АИ-95

Цена, руб./л 27,50

Кто сказал, что в средней полосе России плохой бензин? Этот образец показывает: не всё так запущено! По всем параметрам нормальный класс 4, придраться не к чему. А с учетом цены и совсем радостно!

+ Доступная цена при достойном качестве.

- Ехать за ним из Москвы далековато…

4 Место и время заправки ООО «Предприятие «Управляющая компания» АЗС 26.04.2012 17:51

Марка бензина (по чеку) АИ-95-3

Цена, руб./л 27,60

НЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ!

А вот такой бензин мы не посоветовали бы лить! Не пролезает в требования Техрегламента по содержанию бензола. И по октановому числу хоть и маленький, но тоже прокольчик. Каталитическому нейтрализатор у от такого бензина плохо придется: уделает он его с таким количеством серы! Да еще и монометиланилин в нем нашелся, – хоть и разрешенный, но неполезный.

+ Старенькое авто без нейтрализатора переварит такое топливо без проблем.

- А вот в новое лучше бы такое не лить.

5 Место и время заправки ООО «СТРОМСТРОЙ» 14.05.2012 07:40

Марка бензина (по чеку) Аи-95

Цена, руб./л 28,30

НЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ!

Еще один «лидер с конца». Продавцы такого бензина любят свой кошелек, но не любят наши машины и окружающую среду. Бензола – в три с половиной раза больше нормы, серы – немерено, детонационной стойкости – никакой. Это не 95-й, а лишь слегка улучшенный 92-й. И сложно понять, что же такого в него набухали? Неизвестные науке эфиры какие-то…

+ ГАЗ-66 на нем поедет. И «Москвич-412».

- Дорого и некачественно. Не соответствует Техрегламенту – значит, нелегитимен!

6 Место и время заправки ООО «Газпромнефть-Центр» АЗС № 103 12.05.2012 06:04

Марка бензина (по чеку) Аи-95 (класс 4)

Цена, руб./л 28,90

Контроль качества топлива в Москве дает себя знать: бензин по всем параметрам кондиционный. Да и странно было бы от «национального достояния» ожидать другого. Недешево, конечно, зато класс 4 с хорошим запасом.

+ Полностью кондиционное топливо высшего экологического класса.

- Многовато кислорода в топливе, и мотор это чувствует.

7 Место и время заправки ОАО «ТНК-Ярославль» АЗС № 81 14.05.2012 08:54

Марка бензина (по чеку) Бензин-95 класс 4

Цена, руб./л 27,00

А вот это яркий пример чисто заводского топлива – хорошие антидетонационные свойства при минимальном присутствии чего-то лишнего. Но, увы, лишь класс 3 по содержанию ароматики. Еще одно достоинство – самый дешевый!

+ Высокое качество при самой низкой цене – это уметь надо!

- Чуть-чуть недотянуло до класса 4.

8 Место и время заправки ООО «Костромская топливная компания» 14.05.2012 11:32

Марка бензина (по чеку) АИ 95 класс 4

Цена, руб./л 27,30

Хорошее топливо, соответствующее классу 4, с самым малым содержанием каких-либо присадок. Серы и бензола очень мало – значит, явно «зеленое» в хорошем смысле этого слова. И при этом совсем не дорогое!

+ И снова дешевое качественное топливо, даже придраться не к чему!

- Обнаружены смолы.

9 Место и время заправки ООО «РН-Архангельск-нефтепродукт» 15.05.2012 07:27

Марка бензина (по чеку) АИ-95-3

Цена, руб./л 27,60

Рекордсмен по содержанию ароматики, типичное «тяжелое» топливо. С трудом вписалось в класс 3. Но ведь вписалось же! Специфический состав положительно повлиял на мощность, топливо калорийное. Какое и должно быть на Севере.

+ Хорошие моторные показатели, нормальная цена.

- Много серы и ароматики, нашлись смолы.

10 Место и время заправки - АЗК № 2 ИП Шерстаков В.Д. 15.05.2012 11:49

Марка бензина (по чеку) - ПремиумЕвро-95

Цена, руб./л - 28,60

Честный класс 4, но содержание МТБЭ явно высоко. Хотя требованиям Техрегламента не противоречит. Запас по октановым числам приличный, серы немного – можно смело лить в любые машины.

+ Вполне нормальное топливо.

- Дороговато, да и кислорода в нем много. Мотор это чувствует.

11 Место и время заправки - ООО «Тихвин-Петрол» АЗС № 4 15.05.2012 15:44

Марка бензина (по чеку) - Аи 96

Цена, руб./л - 28,70

Класс 3 – тоже вполне достойно. Но оксигенатов много – мотору это не очень нравится. При этом дороговато. И почти 9% МТБЭ мотору не слишком приятны. Поэтому по мощности недобор получается. И до обещанного 96-го недотянули…

+ На класс 3 вполне тянет.

- Дороговато за «класс 3»!

12 Место и время заправки - ОАО «Карелиянефтепродукт» Петрозаводский ТУ АЗК-2 16.05.2012 12:04

Марка бензина (по чеку) - Бензин-95 класс 4

Цена, руб./л - 27,80

Очень приличное топливо по приемлемой цене. По ароматике заявленный класс 4 подтверждает на самой грани, но по остальным параметрам всё честно. Малое содержание МТБЭ выдает в его производителе достаточно серьезный НПЗ.

+ Низкое содержание серы, бензола. Хороший запас по октановому числу.

- Есть смолы.

ВОПРОС - ОТВЕТ

- Несколько раз заправлялся на неприметной АЗС: бензин был на 2 рубля дешевле, чем у других, а машина реально летела. Потом эту точку прикрыли. Что это мог быть за бензин?

Можно предположить, что у той АЗС оказался нормальный хозяин, который не делал безумную наценку и закупал топливо у правильного оптового поставщика, работающего с хорошим НПЗ. Но вероятнее иной вариант (у нас были подобные случаи, когда дешевый бензин казался вроде как круче фирменного): прямо в бензовоз с помощью высокоточного дозирующего устройства, а именно грязного ведра, добавляли присадку, повышающую октановое число. И вместо ожидаемого 92-го из пистолета лился 95-й. Но последствия могут быть печальными: зарастание мотора грязью, зависание клапанов, коксование поршневых колец. Да, не все вкусное полезно.

- Читал, что 98-й выпускается только на нескольких НПЗ, а остальное высокооктановое топливо, в том числе и 92-й (!), получают путем «благородного купажа» 80-го с присадками. Насколько это соответствует истине сегодня?

В 2011 году на всех НПЗ вырабатывали чуть больше 6% 80-го, а 92-го – около 80%. Поэтому основы для «благородного купажа» практически нет, да и по финансам такая операция сегодня невыгодна. Есть варианты, когда в качестве базового топлива берут «самоварный» бензин либо бензин с мини-НПЗ, полученный из газового конденсата. Однако ни один серьезный оператор бензинового рынка на такое не пойдет, ибо подобные суррогаты выявляются при первой же проверке.

Другое дело, что в России преобладают старые НПЗ, построенные еще в середине прошлого века и практикующие столь же древние технологии производства топлива. Оттуда и берутся базовые топлива стандарта «Евро минус 1». Но постепенно ситуация улучшается, о чем свидетельствует и это наше исследование.

- Какого класса бензин мне заливают, если на АЗС пишут только октановое число? Если у меня машина под Евро-4, где мне ее заправлять-то? И чем?

Чем заправляют – смотрите паспорт на топливо, который на АЗС должны предъявлять по первому требованию. Маркировка топлива обязана соответствовать новому ГОСТ Р 54283-2010 «Топлива моторные. Единое обозначение автомобильных бензинов и дизельных топлив, находящихся в обращении на территории Российской Федерации».

Согласно этому ГОСТу в небытие ушли всякие «премиумы» и «суперы», все стало понятнее и проще. Теперь в обозначении бензинов присутствует только октановое число, определенное по исследовательскому методу, и экологический класс топлива. Например, «АИ-95-4» – топливо автомобильное, с ОЧИ не ниже 95 единиц, 4-го экологического класса.

Заправлять машину под Евро-4 желательно топливом соответствующего экологического класса. Если периодически заливать топливо классом ниже, сразу ничего страшного не произойдет, – но, может быть, в отдаленном будущем снизится ресурс катализатора.

- У иностранцев на колонках ничего про «Евро» не написано: там что, Евро-4 или Евро-5 всюду? И как их октановые числа соотносятся с нашими?

Отвечать за весь мир сложно... Учитывая их развитую систему добровольной сертификации, а также судебную практику защиты прав потребителей, торговать бодягой там просто опасно. Но одно дело, например, Европа, другое – Казахстан или Эфиопия. а ведь это тоже иностранцы.

Октановые числа те же. Определенное по исследовательскому методу (ОЧИ) – RON (Research Octane Number), по моторному методу (ОЧМ) – MON (Motor Octane Number). Методы определения октановых чисел тут и там идентичные, так что наши циферки должны соответствовать импортным.

В Штатах и Канаде используется некий антидетонационный индекс – AKI (Anti-Knock Index), определяемый как среднее арифметическое между RON и MON.

Подпишитесь на «За рулем» в