Автосалон в Дели: индийское кино
В РОЛЯХ
Индия – вторая страна в мире по населению (около 1,21 млрд), при этом самая молодая среди развивающихся стран (по среднему возрасту). Третья экономика Азии. ВВП за десять лет, с 2000-го по 2010-й, увеличился вдвое. По прогнозам, и в этом десятилетии экономика страны будет расти на 7% в год. При этом Индия – страна с очень низким уровнем автомобилизации: 15 машин на 1000 человек (в Китае – 50, в России – 300, в Западной Европе – 600). Поэтому все мировые автопроизводители стремятся здесь закрепиться.
В прошлом году, правда, местный авторынок упал на 6% (до 2,6 млн автомобилей, седьмое место). Но к 2020-му, по прогнозам, он вырастет в три раза – до 9,3 млн машин в год. Индия станет третьим рынком в мире.
Какие же это будут автомобили? – вот что я пытался понять, перемещаясь по десяти залам автомобильной выставки. Сегодня в Индии первые места в рейтинге популярности занимают автомобили «Марути», выпускаемые совместно с японской фирмой «Сузуки» («Альто», «Свифт», «Вэгон R»). Абсолютный бестселлер – заслуженный хэтч «Альто»: ежегодно продают свыше 260 тыс. таких микролитражек. Вообще, на долю индийско-японского СП приходится 40% продаж легковых автомобилей в стране. Так ведь оно и появилось более 30 лет назад. А сегодня «индояпонцев» активно теснят обосновавшиеся в Индии относительно недавно «Хёндэ», «Тойота», «Рено»... По местному законодательству, если хочешь продавать автомобили, собирай их в Индии, иначе нарвешься на неподъемные пошлины. Вот и открывают ежегодно новые автозаводы. Почему бы и нет? Рынок перспективный, законодательство для инвесторов привлекательное, рабочая сила очень дешевая.
ВТОРАЯ СЕРИЯ
Новинки, которые представляли на выставке и местные, и зарубежные компании, можно условно разделить на две группы. Первая – модели, которые выходят на рынок завтра (или только что вышли). Тут правят бал небольшие седаны с вкраплениями маленьких хэтчбеков. Любовь индийцев именно к таким машинам объясняется очень просто. Автомобили меньше 4 м в длину, снаряженные дизелем до 1,5 л (или бензиновым мотором до 1,2 л), относятся по здешней классификации к компактам, а правительство установило для таких сниженные налоги. Если длиннее 4001 мм, налог вырастет вдвое!
Цель государственной программы – превратить Индию в мирового производителя таких компактных авто. Но пока не насыщен даже внутренний рынок, и маленькие машины разлетаются как горячие сомосы (это такие индийские пирожки). Неслучайно главные премьеры автосалона – миниатюрные «Хёндэ-Эксцент», «Тата-Зест» и «Болт», «Форд-Фиго», «Хонда- Эмейз»... Говорят, в этом калибре собираются вывести на рынок свои новинки «Фиат», «Джи-Эм», «Фольксваген»… А инженеры «Форда», к примеру, даже укоротили «Экоспорт» на несколько сантиметров, чтобы попасть в вожделенный сегмент. Автомобили здесь стоят 550–700 тыс. рупий (300–400 тыс. рублей).
Вторая тема на выставке – концепты, которых в Дели показали небывало много. Перспективные новинки привезли «Рено», «Фольксваген», «Джи-Эм» и «Датсун», подготовили «Тата» и «Махиндра». Это, как правило, небольшие кроссоверы: видимо, в стране, где нормальных дорог мало, будущее за такими моделями. И есть пример «Дастера», который за год стал самым продаваемым иностранным автомобилем.
Есть и третья тема, о которой пока говорят мало, но думают все. В Индии принадлежащим к нижнему слою среднего класса считается человек, готовый выложить за новый автомобиль наличными 300–500 тыс. рупий (170–280 тыс. рублей). Это много в стране, где в городах зарплата 200 долларов считается достойной. Так вот, к упомянутому слою ныне причисляют себя 150–200 млн индийцев. За такой рынок стоит побороться! Cегодня здесь продается «Тата-Нано» (цена 2,7 тыс. долларов) и на подходе еще несколько моделей – как от местных производителей, так и от иностранцев. Словом, картинка на индийской выставке пестрая и любопытная, с песнями и танцами (этого тоже хватало на каждом стенде). Как и положено в индийском кино.
ИНТЕРВЬЮ
Лоренс ван ден Акер, директор по дизайну компании «Рено»
Можно ли создать некий универсальный с точки зрения дизайна автомобиль, который нравился бы всем – и в Европе, и в Азии, и в Южной Америке?
Что касается дизайна – наверное, можно. Но по стоимости, увы, не получится. Ведь у большинства потребителей общие ценности, покупательная же способность сильно различается. Например, всем понравился новый «Рено-Клио», но для большинства покупателей даже в Южной Америке он оказался слишком дорогим.
И куда в таком случае двигаться – предлагать особые модели для разных регионов?
Необязательно. Мы стараемся через дизайн выразить общие ценности марки, но при этом адаптируем модели к потребностям того или иного рынка. И хотим, чтобы наша марка везде воспринималась как яркая, эмоциональная, сексуальная, если хотите. Это понимают потребители во всем мире.
Но посмотрите на улицы индийских городов! В потоке – или моторикши, или страшненькие седаны. А еще водители украшают свои авто яркими рисунками, в салонах бахрома, блестки, мишура, раскрашенные фигурки. Выходит, если следовать местным традициям, надо рисовать прямо-таки ярмарочные машины?
Не совсем так. Местный рынок очень важен, и для его изучения мы создали два дизайн-бюро – в Мумбае и Ченнае. Мумбай – культурная столица Индии, здесь музеи, галереи, художественные школы, кипит творческая жизнь, снимаются сотни кинофильмов. Дизайн-центр здесь работает на уровне озарения, смело играет с линиями, цветами…
А потом идеи дорабатываются в дизайн-центре в Ченнае, он рядом с нашим заводом. Возможно, будущее мирового автопрома, то, как он преобразится лет через десять-двадцать, решается в таких молодых центрах, на таких молодых рынках, как индийский. Ведь здесь пока самый низкий в мире уровень автомобилизации населения.
Что же предлагают ваши дизайнеры – больше играть цветом, выбирать яркие краски?
Между прочим, это тоже очень важно. Вроде бы мелочь – цвет отделки салона, но нет, индийцы всегда выбирают светлые тона. Это оправданно: в местном климате в воздухе всегда висит пыль, мельчайший песок – на светлой ткани это не так заметно. У «Дастера», который продается в Индии, не только большая хромированная решетка радиатора, но и серьезные изменения в интерьере, уровне комфорта и т. д. В наших дизайн-бюро не только адаптируют выпускаемые модели к местным условиям, но и создают свои, оригинальные. Между прочим, здесь сделали концепткар «Твизи»!
Мировые компании уверяют, что хотели бы создать автомобиль ценой 3–5 тыс. евро для развивающихся рынков. И у всех, как показывает практика, получаются неказистые...
У «Рено» уже достаточно большой опыт, мы ведь сделали «Дастер» – бюджетный кроссовер с привлекательным обликом. Да, работа дизайнера становится очень сложной, когда у него столько ограничений – и по цене, и по материалам, и по размерам авто. Но это интересная работа! Уверяю, вам понравится бюджетный автомобиль, который мы покажем в 2015 году, – он не покажется дешевым, будет выглядеть очень динамичным. И сразу даст понять: это – «Рено».
Почему вы решили впервые показать концепткар «Рено-Квид» именно здесь? Ведь местный автосалон далеко не самый крупный в мировой иерархии...
Для нас Азия очень важна, мы считаем этот регион очень и очень перспективным. Дизайн концепта разрабатывала международная команда. По-моему, он удался. Не знаю, станет ли «Квид» когда-нибудь серийным автомобилем… Во всяком случае, он заставляет людей мечтать.