Бюджетные седаны: гранты – народу!
Своеобразное это понятие – «народный автомобиль». Первым на ум приходит седан. Интересно – почему? Ведь отечественная история знает примеры необъятной любви к совершенно иным типам кузовов. И ведь ездили, считая их верхом универсальности и совершенства, пока не погрязли в навязанных стереотипах. Ерничаю, конечно. Но емкость и одновременно разношерстность понятия «народ», наверно, обуславливает выгодность производства именно таких машин, как в нашей сегодняшней компании, – небольших и недорогих седанчиков.
Кто из нашей четверки претендует на звание самого симпатичного? Вопрос без ответа. Народному автомобилю положено быть в первую очередь практичным – чтобы багажник большой, чтобы всё раскладывалось и трансформировалось. А как насчет удобства на задних местах? Семью же возить надо! Но при этом народ желает и остальное по-взрослому: чтобы коробка-автомат, бойкий мотор сил на сто и чтобы интерьер поинтереснее. Мы же, выбирая конкурентов для «Рено-Логан» нового поколения, прежде всего ориентировались на цену – как ни крути, именно она чаще всего оказывается решающим фактором.
РЯДОМ НЕ СТОЯЛИ?
Частенько перед съемкой фотограф пристает с одним и тем же вопросом: какую машину ставить на первый план? А вот сейчас он сам с деловитым видом командует парадом, ибо с «Логаном» все понятно. Он не только самый блестящий в силу обильного хромированного декора, но и, пожалуй, самый симпатичный. Конечно, в его профиле легко угадываются нехитрые пропорции старого «Логана», но с других ракурсов выглядит свежо: с экстерьером хорошенько поработали, машину сложно упрекнуть в невзрачности.
И все же внешняя гармония в «Логане» – лишь дополнение. Важно нутро! А здесь глаза разбегаются: новая архитектура двухцветной передней панели, совершенно иная комбинация приборов, в одном из информационных окошечек которой отображается забортная температура. Прельщают стильный руль, подогреваемое ветровое стекло, удобный и логичный климатик. Профиль передних сидений подогнан под совершенно иные стандарты, а еще удивляют отнюдь не логановские диапазоны их регулировок (особенно продольной) и долгожданный правильный лифт водительского кресла. Даже зуммер поворотников теперь щелкает по-взрослому!
Многое из представленного откровенно заимствовано у других «Рено» – у того же «Флюэнса». Но что с того? Для «Логана» это только плюс! Ведь заиграл совсем по-новому, оставив в прошлом неуклюже-бюджетные решения. А то, что пластик остался жестким, – не беда! Зато окружающий мир стал доброжелательнее.
И еще. «Логан» оказался единственным в нашем квартете с 5-ступенчатой механической коробкой передач, поскольку версии с «автоматом» пока нет. «Кобальт» оснащен 6-ступенчатой автоматической коробкой, а «Гранта» и «Алмера» – 4-ступенчатыми «автоматами». Зато двигатели удалось подобрать близкие по мощности: от 97 до 106 «лошадок».
Кто встанет рядом с «Логаном»? Может быть, не любимый фотографами за сомнительные формы «Шевроле- Кобальт»? А что! При внешней неказистости у него симпатичное и местами даже оригинальное нутро. Просторный салон удачно дополняют добротные передние кресла. А внушительный даже на фоне логановского багажник? А раскладываемая раздельно спинка заднего дивана? Кстати, складным сиденьем теперь может похвастаться и «Рено» – вот что значит народная критика!
В «Кобальте» очень неплохой водительский инструментарий, вот только приборы слишком пестрые. Поэтому всерьез придраться можно разве что к трип-компьютеру, который озадачил аж тремя управляющими кнопками (в «Логане» всего одна), к очень скромному диапазону продольного перемещения водительского кресла да крайне неэффективной вентиляции. В остальном это удобный и продуманный представитель своего класса. Не исключено, что на переднем плане кадра окажется «Лада-Гранта». Не спешите упрекать меня в пристрастии к исконной продукции АВТОВАЗа. Поверьте, в этом тесте ей еще достанется. А пока, знакомясь с интерьером, в какие-то моменты я нахожу «Ладу» даже несколько современнее своего земляка – седана «Ниссана-Алмера». Взять хотя бы комбинацию приборов или крупные кнопки и крутилки на передней панели, отвечающие за управление вентиляцией и подогрев передних сидений. Попробуйте без подготовки найти нужную кнопку на «Логане» и в «Алмере». Задумались? А в «Гранте» они на самом виду – всегда под рукой! А кто из участников этого теста может похвастаться современным указателем поворотов, моргающим несколько раз после однократного касания? А автоматическим включением дворников? Для новичка «Логана» это недоступная роскошь.
Недостатков у «Гранты» тоже хватает. Она теснее конкурентов, причем и спереди и сзади. У нее традиционно не лучшие сиденья, в набивке которых тонешь по самый каркас. Бросается в глаза откровенно дешевый пластик, от которого не смог избавиться даже руль. Вот и с селектором «автомата» немного напортачили. Глядя на рычаг, трудно понять, какой режим включен в данный момент. А дублирующее окошко на панели приборов не отличается четкой графикой: с непривычки цифру и букву не разберешь. Отдельного упоминания заслуживают тесные карманы в дверях и удивительно «прозрачная» работа большинства реле: такое ощущение, что все это тикает и щелкает где-то за водительским ухом, прямо как в троллейбусе. Так и хочется воскликнуть: «Какая акустика!».
Самая сильная сторона интерьера «Ниссана-Алмера» – небывалый на фоне соперников простор во втором ряду. Хотя с места водителя ясно понимаешь, за чей счет организовано благополучие. Продольный диапазон регулировки водительского сиденья явно на пределе, причем даже для человека среднего роста. Да и само кресло оставляет желать лучшего. У него мягкая набивка (очень похоже на «Гранту»), бесхарактерность «хвата» которой не в силах компенсировать даже приемлемые размеры подушки. В общем, далеко не лучший вариант, уступающий и «Кобальту», и «Логану».
Интерьер «Алмеры», клонированный еще из того, первого «Логана», устарел уже на стадии проектирования. Помимо внутренней индивидуальности «Алмере» остро не хватает жизнерадостности. Не спасает даже символ некого благополучия – ниссановская система навигации. Ей-богу, даже «Гранта» в чем-то интереснее!
В ОБЪЯТИЯХ БОЛЬШОГО ЗВУКА
Речь не об акустических системах, радующих слух чистотой звучания, – народным автомобилям «хай-энда» не положено. Бесформенная песнь, льющаяся из штатной аудиосистемы, порою пробивается сквозь такую череду посторонних шумов, что впору формировать претензии не к качеству, а к количеству проникающих в салоны звуков.
На первый взгляд, «Рено-Логан» неплох по части акустического комфорта. С первых минут общения понимаешь: с шумоизоляцией неплохо поработали. «Логан» не давит посторонними звуками при скорости 60–80 км/ч, почти не реагирует на шероховатости асфальта. Морщиться начинаешь чуть позже – вместе с нарастающим гулом двигателя, который назойливо прорывается в салон уже с 3000 об/мин. А это всего лишь 100 км/ч на высшей, пятой передаче. Сэкономив на передаточных числах трансмиссии (одна коробка и главная пара для двигателей 82 и 102 л.с.), создатели весьма спорно подошли не только к акустике, но и к расходу топлива. За 400 км тестового пробега «Логан» с «механикой» потребовал столько же бензина, сколько «Гранта» с «автоматом», – в среднем 7,1 л/100 км. Комментарии излишни.
Положительные моменты тоже есть. Сочетание короткого трансмиссионного ряда и 100-сильного двигателя – это, конечно, не ураган страстей, но тандем надежный и резвый. Да, 1,6-литровому мотору недостает тяги при троганье, зато он хорош на средних и высоких оборотах. Можно крутить двигатель до самой отсечки, и тогда «Логан» покажется очень живым и напористым. А можно включить пятую передачу на 40 км/ч, забыв про остальные, – и автомобиль поедет!
«Логан» вообще очень мускулистый, плотненький. Подвеска в ходе модернизации не утратила основных свойств. Став немного собраннее, она по-прежнему отменно справляется с большинством неровностей. Тормоза радуют стабильностью результатов. Даже управляемость вполне можно охарактеризовать не только как надежную, но и как интересную, заточенную под водителя. Хорош «Логан» в езде, этого у него не отнять.
По акустическому комфорту «Шевроле-Кобальт» и «Ниссан-Алмера» очень близки. Главную солирующую партию ведут шины: и кобальтовский «Континенталь», и алмеровский «Амтел» бурно реагируют на разную текстуру покрытия, наполняя салоны машин морем паразитных звуков.
Некомфортно! А жаль. Ведь «Кобальт» подкупает очень плавным, логичным взаимодействием двигателя и «автомата»: при размеренной езде почти не чувствуешь переключений трансмиссии. И ездить удобно, и экономичность греет душу: у «Шевроле» лучший в четверке результат – 6,8 л/100 км. Да, ездовой характер «Кобальта» поскучнее, чем у «Рено»: он не подзуживает ехать активнее. Зато энергоемкая подвеска может показаться слегка грубоватой лишь на мелких неровностях. Неплохая машина!
Памятуя об основном агрегатном доноре «Алмеры», от нее ждешь если не акустического, то подвесочного комфорта. И действительно, в городе машина почти не замечает неровностей и выглядит предпочтительнее остальных, но... С ростом скорости колебания задней части кузова нарушают гармонию, укачивая пассажиров на асфальтовых волнах. На такой дороге «Логан» и «Кобальт» предпочтительнее.
Не готова «Алмера» к напористой езде. Четырехступенчатый «автомат» удручает запаздываниями при переключениях, и даже педаль акселератора какая-то инертная, тягучая. Не верится, что под капотом все тот же логановский мотор. Словом, скучно. И недостатком аппетита «Алмера» не страдает: за городом получилось 7,5 л на сотню.
«Лада-Гранта» после очередной заводской модернизации производит странное впечатление. С одной стороны, исчез дребезг, свойственный некачественно собранной механической трансмиссии, к тому же бесхитростный четырехступенчатый «автомат» пришелся «Гранте» настолько впору, что превратил ее чуть ли не в самый динамичный автомобиль нашего квартета! А с другой...
Нахлынувшая гордость за родной автопром была недолгой. Дабы продлить ее, неплохо бы вместе с японской коробкой передач и китайскими шинами (кстати, очень жесткими) поставить на «Гранту» грамотный усилитель руля от какой-нибудь «японки», а заодно приглядеться к заморским подвескам и тормозам. А в безобидном повороте поначалу удручает полное отсутствие обратной связи на руле, а затем – как обухом по голове! – усилитель вдруг начинает усердно усиливать. Мало того, что это пугает, так ведь и ямку при этом объехать крайне сложно – чувствительности, оказывается, тоже не хватает.
Безумие какое-то: на уже отработанной и настроенной машине (вспомним первые «гранты») откуда-то взялись жесткие, словно искусственно зажатые «под спорт» амортизаторы. Их энергоемкости теперь позавидует даже вседорожник, но скакать по мелким неровностям нет радости. А каким пронзительным (не оглохнуть бы!) гулом наполняется салон, когда автомобиль на жестких шинах и жесткой подвеске оказывается на традиционном для российской глубинки грубом асфальте... Вот вам и акустический комфорт. Остается только руками развести: как же так можно!
ИСКУССТВО БЫТЬ ДОСТУПНЫМ
Не все прозрачно и в стратегии производителей. «Логан» (543 000 рублей), уступая в цене только «Гранте» (448 800), оказался прекрасно оснащенным по меркам класса. А наиболее дорогая участница — «Алмера» (586 000) в состоянии противопоставить ему лишь не самый современный 4-ступенчатый «автомат» и просторный, но унылый интерьер. Даже «Кобальт» (570 000), поначалу не вызывавший никаких эмоций, оказался правильнее и интереснее. Есть над чем поразмыслить, не правда ли?
А наши оценки таковы.
«Гранта» на последнем месте. В ней тесно переплелись два желания: догнать и удивить. Она способна вызвать положительные эмоции, но их энергично сбивает холодный душ из недоработок. Серьезным оправданием до сих пор служит цена – минимальная среди тестовых машин
«Алмера» встала на одну ступень с «Грантой». Машина популярна благодаря специфическому облику с претензией на солидность, просторному салону и принадлежности к ниссановской семье, поскольку на эмблемы у нас смотрят в первую очередь. При этом «Алмере» остро недостает более мощного мотора и хоть каких-то ярких черт.
«Кобальт» – твердый хорошист. Звезд с неба не хватает, но в очередной раз подтвердил свою готовность к нашим дорожным условиям. Не нужно его бояться: в деле он приятнее и удобнее, чем того ожидаешь, глядя в его грустные глаза.
А победил «Логан». Узких мест в нем хватает – одна «универсальная» трансмиссия чего стоит. Тем не менее создателям удалось собрать в нем многие из прижившихся на машинах более высокого класса достижений, не растеряв имевшихся на предыдущем «Логане». Так что, в сегодняшней компании именно «Логан» – наиболее выгодный грант, способный сделать жизнь на колесах приятнее и легче.
Вместе с другими экспертами я голосую за «Логан» – заметный получился автомобиль! Он не сдаст завоеванных предшественником позиций. Удивила «Гранта»: растет машина, развивается, только бы ей не мешали... Достойно проявил себя и «Кобальт», к которому год назад на «60 часах «За рулем» я отнесся скептически. А вот «Алмера» скорее разочаровала своей неоднозначностью.
Сергей Воскресенский
Благодарим официального дилера АВТОВАЗа – компанию «Авторезерв» за предоставленный автомобиль.
НА ПРЕДЕЛЕ
Народные автомобили – и переставка: есть ли смысл? Еще какой! Дополнительная проверка машин в нештатных режимах не повредит. Тем более что «Логан» и «Гранта» обзавелись новыми шинами – соответственно, отечественными «Формула Энерджи» и китайскими «Линлун Грин-Макс HP».
«Рено-Логан». Собранность и четкость выполнения команд водителя позволяют контролировать поведение автомобиля до тонкостей даже на пределе сцепных свойств шин. Система стабилизации (неотключаемая) работает грубовато, поначалу даже пугая водителя. Позже к ней привыкаешь и с ростом скорости просто перестаешь попадать в пределы размеченного коридора. Безопасно. Предельная скорость выполнения маневра очень высока: 96,4 км/ч.
«Лада-Гранта». Пустой руль и размытые реакции сильно озадачивают: не понимаешь машину, не чувствуешь положения управляемых колес. Отчасти «Гранту» выручают неплохие сцепные свойства шин, но... Водитель «Гранты» напоминает некое передаточное устройство, которое лишь весьма приблизительно контролирует возникающие скольжения. Так что неприятных ситуаций лучше избегать. V пр = 92,3 км/ч.
«Шевроле-Кобальт». До поры до времени поведением очень похож на «Логан» – с той лишь разницей, что здесь нет системы стабилизации. В целом четко и стабильно, но ближе к пределу появляется занос задней оси, коррекция которого растянута по времени. Именно занос и ограничивает скорость выполнения маневра. V пр = 95,3 км/ч.
«Ниссан-Алмера». Сначала приятно удивляет быстротой реакций в переходном коридоре. Однако с ростом скорости у «Алмеры» появляется неприятная вертлявость, вызванная, как можно предположить, инерцией тяжелой задней части автомобиля. Возникают большие крены кузова, вертикальная раскачка, а водителю во избежание ошибок приходится очень точно работать рулем. В пределе – занос и выход за обозначенный коридор. V пр = 93,2 км/ч.
ЗАМЕЧАНИЯ ЛИДЕРУ
По идее, АВТОВАЗ в тесном содружестве с компанией «Рено» должен твердо гарантировать качество автомобилей, сходящих с его конвейера. Мы не занимались серьезной оценкой качества сборки, но по ходу теста на «Логане» были замечены следующие недостатки.
1. Течь бачка омывателя ветрового стекла через неплотно прилегающую крышку (появился запах в салоне).
2. Следы моторного масла на клапанной крышке.
3. Неаккуратные жгуты электропроводки под капотом автомобиля, болтающиеся клипсы их крепления.
4. Пыль и пыльца в салоне – и это с фильтром в системе вентиляции! Подозрение на некачественные уплотнители дверей.
Не исключаем, что эти недостатки характерны лишь для данной конкретной машины, но что-то подсказывает: большинство замечаний является следствием локализации производства.