Выбираем машину для «чайника» — 7 главных принципов
Дорогая или нет?
Конечно, все зависит от возможностей покупателя. Одному и древняя Ока кажется дорогой, а другой может покупать Мерседесы хоть каждую неделю. Если хватает денег на большой внедорожник или седан бизнес-класса, почему бы не купить машину комфортнее, безопаснее и солиднее, чтобы никто не обижал на дороге?.. Но такие машины дороже содержать, они привлекательнее для угонщиков и прочего криминалитета. И нафаршированы сверх меры: начинающему водителю может быть сложно разобраться в многочисленных кнопках, режимах работы двигателя, трансмиссии, подвески. Поэтому, на мой взгляд, среднестатистическому «чайнику» больше подойдет недорогая и простая в обслуживании и управлении машина. На дорогих и навороченных еще успеет поездить.
Важнейшие качества — обзорность и управляемость. Они должны быть хорошими у любой машины, но у «чайницкой» — в первую очередь. И, конечно, безопасность. Чем выше рейтинг Euro NCAP и IIHS, больше подушек безопасности и электронных ассистентов, тем лучше.
Какого класса?
Сразу стоит подумать и о ликвидности — как продать машину через несколько лет с наименьшими потерями. Быстрее дешевеют изначально дорогие автомобили, медленнее — популярные, классов А и B, с минимальным набором оснащения. Или компакт-кроссоверы. Соответственно, на эти машины и нужно смотреть. Кроме того, маленькая машина манёвреннее, ее проще парковать — у начинающего водителя будет меньше стрессов.
Что касается кузова, по-моему, лучший вариант – хэтчбек. Далеко не всем «чайникам» нужен большой багажник, но они часто ездят с пассажирами, оказывающими моральную поддержку. У машины с двухобъемным кузовом (хэтчбека) проще контролировать габариты, глядя назад. Грубо говоря, машина кончается за задним стеклом. В случае с седаном порой сложно разглядеть через заднее окно, где там заканчивается багажник. Хотя при покупке автомобиля для «чайника» от парктроников или камеры заднего вида, если такие предлагаются, лучше все-таки не отказываться. А если нужно перевезти что-то крупногабаритное, достаточно сложить заднее сиденье. Впрочем, для транспортировки холодильника или дивана лучше все-таки заказывать доставку.
С каким приводом и дорожным просветом?
Разумеется, привод должен быть передним. Но, скорее всего, у вас даже не будет вариантов. Небольшие машины с задним приводом ушли в прошлое, а представительские седаны явно не для новичков. Рамные внедорожники – для лесников, вахтовиков, джиперов. А кроссоверы — далеко не внедорожники. Проходимость таких машин получше, чем у переднеприводных, но ненамного. Конечно, с полным приводом легче выехать из заваленного снегом двора, вскарабкаться на скользкую горку, но и только. В серьезную грязь на них лучше не соваться, тем более без навыков езды по бездорожью.
А вот большой дорожный просвет – хорошее подспорье для начинающего водителя. В городе он может помочь без испуга пропустить между колес сильно выступающий колодец на ремонтируемом участке дороги, запарковаться, вывесив бампер над бордюром, а в случае с параллельной парковкой — смело открывать дверь, не боясь ее повредить о бордюр. На высокой же машине лучше видно дорожную обстановку.
За городом можно смелее ездить по грунтовым дорогам, вообще двигаться свободнее где бы то ни было. Благо, машин с большим клиренсом на российском рынке хватает. В том числе компактных. У некоторых моноприводных хэтчбеков просвет даже больше, чем у так называемых кроссоверов. Например, у Лады Kalina Cross — 183 мм при полной загрузке, по замерам «За рулем» — 200 мм. У Renault Sandero Stepway — 195 мм по паспортным данным, а по нашим замерам — целых 205 мм!
Бензиновый или дизельный мотор?
Кроме выбора между типом топлива, на который рассчитан двигатель, возникает и масса сопутствующих вопросов. Какого объема, мощности? А может быть, гибрид или электромобиль, чтобы бесплатно парковаться? С бензиновым двигателем машина заметно быстрее прогревается зимой, а если автомобиль небольшой, то мотор, скорее всего, будет радовать экономичностью. Но при этом нужно постараться выбрать максимально мощную из доступных версий. Резвый автомобиль позволяет легче перестраиваться, быстрее обгонять грузовики, автобусы. А это опять же безопасность. Гибриды слишком дороги, как и электромобили, которые пока негде заряжать даже в Москве.
Механика или автомат?
Не о чем спорить. Конечно, автомат, с которым новичку элементарно удобнее. И – не устану повторять — безопаснее, так как коробка не отвлекает внимание, запутаться в двух педалях намного сложнее, чем в трех. Как ни крути, механические коробки передач уходят в прошлое.
Трудно поверить, но даже среди современных автожурналистов находятся те, кто не умеет ездить на механике. Хотя в некоторых автошколах по-прежнему учат обращению с механическими коробками передач. А еще учат устройству карбюратора. Если человеку захочется, он легко освоит и карбюратор, и механику, и двойной выжим сцепления. А также рычажок опережения зажигания Форда-Т 1924 года и даже АрКПП — арзамасскую коробку передач, которую ставили на УАЗы. Но зачем?
Новая или подержанная?
С одной стороны, подержанную не так жалко, если водитель-новичок не рассчитает и притрет порог, крыло или дверь. С другой стороны, на новой и ездить будет аккуратнее, боясь оцарапать девственную краску. И на новые автомобили действует гарантия (обычно – 3 года или 100 000 километров пробега, что наступит раньше). С подержанной дела обстоят иначе. Обращаться с негарантийной машиной в официальный сервис для ремонта, как правило, не имеет смысла: дороже выйдет. В большинстве случаев можно сэкономить, отдав машину неофициалам. Но чтобы вас не обманули, придется поискать хороший сервис и мастеров. А это лишние хлопоты. Да и выбор подержанной машины существенно сложнее, чем покупка новой.
Поэтому мы рекомендуем все же новую машину или с очень небольшим пробегом в возрасте до трех лет, чтобы гарантия еще действовала. Сильно бэушная поможет лучше разобраться в устройстве машины, но, как мне помнится, перед нами стоит задача выбрать машину для «чайника», а не тренажер для будущего автомеханика.
Автомобили для «чайников» часто пытаются выбирать на разнообразных форумах. Иногда встречается рекомендация обращать внимание на количество дилерских центров, чтобы избежать проблем с сервисом. Однако большинство брендов постоянно расширяют сеть дилерских центров, и у жителей крупных городов вряд ли возникнут проблемы с их поиском. К тому же на ТО даже при ежедневной эксплуатации машины придется ездить максимум два раза в год. Плюс еще раз или два в случае форс-мажора (например, для замены стекла или ремонта поврежденного кузовного элемента).
Совет выбирать по количеству дилеров может быть актуален, если вы живете далеко от больших городов. В таком случае здесь вне конкуренции Lada со своими тремя сотнями дилеров по всей стране. Второе место делят Renault и Kia. Затем идут УАЗ (но я бы не рекомендовал ульяновские машины «чайникам»), Hyundai, Lifan, Nissan, Volkswagen, Skoda и Mitsubishi.
Что с надежностью?
Определенно, автомобиль для «чайника» должен быть надежным – чтобы не подкидывал сюрпризы и не заставлял паниковать. Самым авторитетным в мире считается рейтинг надежности германской технической инспекции TUV, который превозносит собственно немецкие, японские и отчасти корейские машины. Разумеется, в этом рейтинге учитываются только автомобили, продающиеся или продавшиеся в Германии — и те могут быть в других, неактуальных для нас комплектациях. А чтобы составить свое мнение о надежности российских или тех же китайских моделей, остается изучать форумы и опрашивать владельцев приглянувшихся машин.
В сводках TUV Иксрея, конечно, нет — равно как и других моделей Lada. Однако следует учесть, что он сделан на базe франко-румынского хэтчбека Dacia/Renault Sandero, который занимает среднее положение в рейтинге надежности TUV для автомобилей 2-3 лет.
Впрочем, не присмотреться ли в таком случае к оригиналу под французской маркой? У Renault большая дилерская сеть, Sandero Stepway обеспечен всевозможными запчастями, недорог в обслуживании и ремонте, недорог и при покупке, у него большой дорожный просвет и выносливая подвеска. А кроме того, один из самых вместительных в своем классе салонов.
Но что бы вы ни выбрали, первая машина наверняка запомнится и полюбится на всю жизнь. Коллеги подтвердят.
Фото: фирмы-производители