Гусеничный экскаватор Cat 330: работа на износ — журнал За рулем

Гусеничный экскаватор Cat 330: работа на износ

Американская компания Caterpillar выпускает под маркой Cat спецтехнику, которая занимает верхний ценовой сегмент рынка — там «музыку заказывают» покупатели, которым принципиально важно, чтобы их машины могли работать, что называется, на износ, но при этом почти не изнашиваться. Для гусеничных экскаваторов, нередко работающих круглосуточно с двумя-тремя сменными операторами, выбор марки по принципу «дорого и сердито» вполне оправдан.

Наибольшим спросом пользуются экскаваторы эксплуатационной массой около 30 тонн, имеющие оптимальное сочетание цены, эффективности и экономичности — есть такие и в производственной программе компании Сaterpillar. Тридцатитонники обычно заняты на разработке котлованов при строительстве зданий, прокладке траншей для нефте- и газопроводов, выемке грунта при дорожном строительстве, в горнодобывающем секторе и на многих объектах иного профиля.

В 2018 году компания представила в России последнее поколение гусеничных экскаваторов среднего класса. В новую линейку входят и две тридцатитонные машины. Облегченная модификация Cat 330GC предназначена для работы с невысокой и средней интенсивностью. Основная модель Cat 330, о которой мы расскажем подробнее, рассчитана на жесткую эксплуатацию в условиях непрерывной работы 24/7.

Отсутствие дополнительных букв и цифр в обозначении модели как раз и указывает на экскаватор последнего поколения — напомним, его предшественником был тоже тридцатитонный Cat 330D 2. Что же изменилось в конструкции машины?

Гусеничный экскаватор Cat 330: работа на износ

Двигатель

Изменился, прежде всего, двигатель, прибавивший 48 л.с. мощности. В основе это все та же 7,1-литровая рядная «шестерка» Cat 7.1 с цилиндрами размерностью 105х135 мм. На двигателях этого семейства по три клапана на каждый цилиндр: выпускной один, а впускных два, на стержни которых нажимает двуплечий мост под давлением носка коромысла.

Главное отличие нового двигателя от моторов прежнего поколения — в топливной аппаратуре. Теперь вместо механического впрыска применена система Common Rail, что позволило машине соответствовать экологическим нормам Tier 3 (на технике для российского рынка) и даже Tier 4 (на продаваемых в Европе и Америке экскаваторах). На Cat 330 мотор идет с настройкой мощности в 261 л.с. В системе охлаждения двигателя на экскаваторах новой линейки применены электровентиляторы, включаемые по команде контроллера, только когда это необходимо. Если надо очистить радиатор от пыли или налипших в сотах семян растений, машинист активирует режим продувки, в котором крыльчатки вращаются в обратную сторону, выгоняя воздух из моторного отсека наружу.

Кабина оператора

Второе важнейшее отличие от машин предыдущего поколения — совершенно новая кабина оператора. Ее можно заказать в стандартном варианте «Комфорт» и более дорогом «Делюкс», отличающемся пневматической подвеской (вместо базовой пружинной), а также подогревом и пневморегулировками сиденья.

Гусеничный экскаватор Cat 330: работа на износ

Гусеничный экскаватор Cat 330: работа на износ

«Триста тридцатый» оборудован электронными помощниками, снижающими зависимость скорости работы от квалификации оператора. Например, идеально ровно спланировать дно траншеи поможет система GradeAssist. Это очень важно, в частности, при прокладке канализации — уложенный трубопровод не будет иметь прогибов. Оператор экскаватора управляет лишь движением рукояти, а требуемый поворот ковша, снимающего слой грунта со дна траншеи, обеспечивает электроника.

Активировав систему контроля профиля поверхности 2D, оператор видит на дисплее заданные границы будущего котлована с нужными углами откосов, а также положение ковша. А значит, может разрабатывать грунт гораздо быстрей, не боясь снять лишнее. Если обновить систему до уровня 3D, экскаватор будет копать, ориентируясь по спутникам GPS или ГЛОНАСС.

Гусеничный экскаватор Cat 330: работа на износ

Ходовая часть

Ходовая тележка машины собрана на Х-образной раме, гусеницы — с овальным обводом, приводимые двухскоростными аксиально-поршневыми гидромоторами через планетарные редукторы. Для работы на обычном грунте оптимальны гусеницы с башмаками шириной 600 мм. Но можно заказать и 800-миллиметровые, больше подходящие на заболоченной местности. Рабочие тормоза — с многодисковыми механизмами, встроенными в приводы хода.

Поворотная платформа вращается на роликовом подшипнике увеличенного, по сравнению с Cat 330D 2, размера. Привод механизма поворота — с помощью гидромотора и планетарного редуктора. Мощность привода также возросла, что способствует снижению времени рабочего цикла, особенно при отсыпке на большие расстояния. Экскаватор Cat 330, разумеется, полноповоротный, жидкость к гидромоторам привода гусеничных движителей проходит через центральный коллектор, не имеющий ограничителя по оборотам.

Проблем с проведением техобслуживания и ремонта у владельцев экскаваторов Cat обычно не бывает, даже в отдаленные регионы страны выезжают сервисные бригады из дилерских центров. Дорогостоящих внеплановых ремонтов техника, как правило, не требует, поскольку фирменная профилактика включает взятие проб масел и прочих жидкостей на анализ, после чего может быть назначен упреждающий ремонт — гораздо менее затратный, чем при эксплуатации «до упора». Плановое ТО периодичностью 500 моточасов большинство эксплуатационников проводят самостоятельно.

Технические подробности — по этой ссылке.

Фото: Caterpillar

Понравилась заметка? Подпишись и будешь всегда в курсе!

За рулем на Яндекс.Дзен
Количество просмотров19163
Оцените материал
13:0
Загрузка...