АВТОВАЗ в 2009 году стал первым по выручке на российском рынке

АВТОВАЗ в 2009 году снова стал лидером на российском рынке по выручке, обойдя по этому показателю российское подразделение Toyota - "Тойота Мотор". По итогам 2008 года АВТОВАЗ впервые уступил по размеру выручки по РСБУ "Тойота Мотор".

Российский автомобильный рынок в 2009 году переживал кризис - доходы большинства ведущих автоконцернов сократились на десятки процентов, почти все компании получили убыток. По данным, опубликованным в базе "СПАРК-Эмитент", ООО "Тойота Мотор", импортер автомобилей Toyota и Lexus и запчастей к ним, в 2009 году сократило выручку почти вдвое - до 83,64 млрд руб. с 166,17 млрд руб. Продажи АВТОВАЗа сократились до 84,18 млрд с 160,2 млрд руб.

Проигрыш Toyota можно оспорить, если приплюсовать к результатам "Тойота Мотор" показатели "Тойота Мотор Мануфэкчуринг Россия" (ТММР, завод Toyota под Санкт-Петербургом). Выручка ТММР в 2009 году составила 5,72 млрд руб., что на 1,7 млрд руб. больше, чем годом ранее. Однако выручка АВТОВАЗа по МСФО все равно чуть больше (92 млрд руб.).

Третье место в списке занимает "дочка" немецкого концерна Volkswagen - ООО "Фольксваген Груп Рус" - с выручкой в 82 млрд руб. В 2008 году компания отставала от другого претендента на вхождение в тройку лидеров, ЗАО "Форд мотор компани", но по итогам прошлого года производитель автомобилей Ford на открытом в 2002 году заводе во Всеволожске получил только 53,4 млрд руб. выручки, что почти в 3 раза меньше рекордного результата докризисного года.

Выручка ООО "БМВ Русланд Трейдинг" в 2009 году составила 35,4 млрд руб. против 37,1 млрд в 2008 г., с этим показателем компания замыкает пятерку лидеров. ЗАО "Мерседес-Бенц Рус", чья выручка упала до 33,3 млрд руб. с 53 млрд, топ-5 российского рынка покинуло.

Российские подразделения азиатских автоконцернов переместились ближе к концу списка: ООО "Хонда Мотор Рус" выручило 27,1 млрд руб. в прошлом году (против выручки в 61,7 млрд руб. по итогам 2008 года), Таганрогский завод (ООО "ТагАЗ"), который собирал автомобили марки Hyundai, выручил 11 млрд руб. (против 36,8 млрд руб. в 2008 году), выручка ООО "Субару Мотор" составила 7,16 млрд руб. против 19,2 млрд руб. годом ранее. Пока нет актуальных данных по российским "дочкам" Nissan, Peugeot, Citroen, Mitsubishi, Mazda. СП General Motors и АВТОВАЗа - ЗАО "GM-АвтоВАЗ" - сократило выручку по итогам 2009 года вдвое, до 8,3 млрд руб.

Год назад отмечалось, что в условиях сокращения платежеспособного спроса покупатель будет выбирать более дешевые автомобили, а это на руку АВТОВАЗу, который может предложить наиболее дешевые автомобили, и по итогам года вернуться на первое место, что и произошло.

Подпишитесь на «За рулем» в