18
19
20
АКТУАЛЬНОТЕКСТ / ИГОРЬ МОРЖАРЕТТО ФОТО / АЛЕКСАНДР БАТЫРУЭТОТ ПРАЗДНИК... Осень 2001 года запомнится торжественным пуском ряда новых дорог и мостов. Начнем с того, что на головном отрезке автомобильной дороги М4 «Дон» открыли для проезда участок с 20-го по 124-й километр. Теперь здесь обеспечено скоростное, комфортное и безопасное движение на протяжении 192 км, начиная от Московской кольцевой автодороги. Ехать по такой трассе на самом деле большое удовольствие: все пересечения на разных уровнях, по путепроводам, а для стыковки с наиболее значительными автодорогами сооружены транспортные развязки. На разделительной полосе - металлическое барьерное ограждение, а разметка... нет, это не разметка, а просто мечта из термопластика и краски, которую видно в любое время суток! А если еще вспомнить, что вдоль дороги поставлены шумозащитные экраны, посажены многорядные лесополосы, а по всей трассе сооружена дождевая канализация с очистными сооружениями... Летишь по такому автобану от Москвы до Каширы - и поневоле гордишься: ведь можем, когда захотим! А еще в холодные октябрьские дни 2001 года в Санкт-Петербурге торжественно открыли первый 24-километровый участок восточного полукольца Кольцевой дороги (КАД) - от Приморского шоссе до проспекта Культуры. О необходимости объездной дороги вокруг северной столицы с населением 5 млн. человек начали говорить очень давно. Вопрос регулярно выносили на заседания правительства, начиная аж с 1965 года, но постоянно оказывалось что-то более важное. С того времени экологическая обстановка в городе все время ухудшалась, шумы, вибрации, загрязнение воздуха превысили все допустимые нормы. Не говоря о том, что большегрузный транспорт, двигаясь по центру города, наносил невосполнимый ущерб его неповторимым памятникам архитектуры. И вот в начале года, 6 марта, было подписано распоряжение Правительства РФ «Об ускоренном строительстве первоочередных участков кольцевой автомобильной дороги вокруг СанктПетербурга». А спустя всего полгода - оп-ля! - первый участок автодороги 1-й категории уже сдан! На новом шоссе возведено 10 путепроводов (более 100 м3 длиной каждый), отсыпано 3,3 млн. м грунта, заасфальтировано больше 400 2 тыс. м дороги... Вдоль разделительной полосы и обочин установлено дорожное ограждение, а для освещения 30-метровые мачты. До мая 2003 года предстоит построить все восточное полукольцо длиной 66 км, где будет 14 транспортных развязок, два тоннеля, два моста (через Неву и Охту). И понесутся по нему по 40 тысяч автомобилей в сутки со скоростью 120 км/ч - просто дух захватывает! ПО НИСХОДЯЩЕЙ После 200 км «европейского» участка трассы М4 «Дон» идет обычная наша раздолбанная «шоссейка», и до Воронежа лишь изредка встретишь островки приличной дороги, где хотя бы видна разметка. Но не все же сразу года через три-четыре обещают сделать все пятисоткилометровое шоссе от столицы до Воронежа автодорогой 1-й категории, с четырьмя-восемью полосами движения! Очень хотелось бы в это верить, честное слово. Тем более, что повод есть. Вспомним, какими темпами строилась и реконструировалась эта дорога в ходе прошлой пятилетней программы «Дороги России» - с опережением графика в полтора раза! В новой десятилетней программе «Дороги России XXI века» трасса М4 занимает почетное четвертое место - за автомагистралью «Амур», КАДом и Сочинским транспортным узлом. Так что будем надеяться. Однако далеко не всем российским дорогам так везло (и везет). Из 23 автомобильных магистралей России, внесенных в список приоритетных в программу «Дороги России», восемь строились опережающими темпами, остальные - со значительным отставанием от графика. Понять, почему одна^^^а^а^^^^^. ~ Д . » ^w»ra^ayr» r ^*-^^w^дорога попала в «любимчики» и на нее посыпался золотой дождь планового финансирования, а другая - сидит на «голодном пайке», рядовым гражданам не дано - слишком много привходящего. Повезло вот трассе М7 «Волга», где удалось построить и реконструировать в полтора раза больше, чем планировали, а на ее «соседку» М5 АКТУАЛЬНОгод, осваивать по 6-8 млрд. руб. В этом году дирекция получила лишь 1,5 млрд. Результаты - соответствующие. Другие примеры. Практически полностью застопорилось строительство моста через Кольский залив - сроки сдачи уже сдвинуты на три года, в очередной раз из планов «выпало» сооружение кольцевой автодороги вокруг Новосибирска... Но это еще - цветочки. Согласно новому Налоговому кодексу, с 2003 года вслед за Федеральным ликвидируются и территориальные дорожные фонды. Каким образом, за счет каких источников будут финансироваться строительство и содержание местных дорог, пока не знает никто. Раздаются отчаянные призывы Минфина типа «поднять налоги с владельцев транспортных средств в 20-50(!) раз». Замечательное предложение! Только вряд ли оно пройдет. Законодатели, наверно, понимают, что долготерпение наших автолюбителей не бесконечно. В любом случае, перспективы дорожной отрасли пока ни радужными, ни оптимистическими, ни даже просто никакими не назовешь. Хотя, конечно, мы еще будем строить неплохие дороги и открывать современные мосты. Но вот вопрос: какими темпами, как долго? Он особенно злободневен потому, что развитие страны - и это известно всем - невозможно без новых дорог, тем более в условиях, когда автопарк России растет с невиданной интенсивностью. 1»1•BBBBWТ1 ЗЭС ,"' \ш . 1ж-vш.Трасса Чита-Хабаровск. Президент России поставил задачу обеспечить проезд до зтой отметки в 2003 году.12/200120«Урал» средств не хватило и на половину намеченного (39,6% от плана). М60 «Уссури» (от Хабаровска до Владивостока) реконструировали «стахановскими темпами» (182%), тогда как на «Амур» (Чита-Хабаровск) и М56 «Лена» (Невер-Якутск) денег не осталось (70 и 16% соответственно). Многие дорожники роптали по поводу такой системы: одним все, а другим - что осталось (если вообще осталось). Говорят, это стало одной из причин ликвидации Федерального дорожного фонда. Теперь все деньги на дороги идут через казначейство, перед которым, вроде бы, все равны. Иначе говоря, всех теперь уравняли... в бедности. Первый заместитель министра транспорта РФ, руководитель государственной службы дорожного хозяйства И. Слюняев не раз в последнее время говорил, что финансирование отрасли сокращается. Если в 1996 году дорожники строили и реконструировали более 100 крупных объектов, то в следующем году их будет не больше 12. А что делать? В 1999 году на эти цели было выделено 36 млрд. руб., в 2001-м - 16 млрд., а в планах на 2002-й - 10 млрд... Большая часть нашего дорожно-строительного комплекса будет прозябать в ожидании лучших времен. Чем это грозит? К примеру, на «стройке № 1» - трассе Чита-Хабаровск в прошедшие годы сложился мощный производственный коллектив со своей техникой, карьерами, асфальтобетонными заводами и т. д. Теоретически, опираясь на такие силы, можно, как ив прошлые годы, прокладывать по 100 и более километров в