166
167
I КЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙ | /КОМПЛЕКТАЦИЯОТ «ВОСЬМЕРКИ» ДО «ПЯТНАШКИ»ЧТО ИЗ «САМАРСКОГО» СЕМЕЙСТВА ПРЕДЛАГАЮТ АВТОСАЛОНЫТЕКСТ / АНТОН СЕРГЕЕВВпрошлый раз (ЗР, 2001, № 6) мы говорили о самом почтенном семействе автомобилей ВАЗа, до сих пор очень популярных. Но, поездив в «жигулях», многие считают естественным шагом покупку «Самары» подороже, но более престижной. Переднеприводный автомобиль обзавелся целым рядом дополнительных достоинств и даже после 17 лет производства у него много рьяных поклонников, особенно среди молодых автовладельцев. Оно и понятно: в сравнении с «классикой» «Самара» спортивнее быстрее разгоняется, легче маневрирует, кажется очень легкой! Не зря она прославилась «острым» рулем. К тому же ее масса действительно меньше, чем «жигулей». Меньше и инерция узлов трансмиссии. И сам двигатель очень приемист. Все это существенно повысило динамические показатели машины; разгон «до сотни» как минимум на две-три секунды быстрее. Хотя по мощности двигателей, передаточным числам, размерам шин «классика» и «Самара» близки, последняя, благодаря еще и улучшившейся аэродинамике, обладает чуть большей максимальной скоростью. Сразу отметим важную особенность машины - более «растянутые» передачи, что положительно сказывается на топливной экономичности. Но у этой «медали» есть обратная сторона: «Самара» в сравнении с хорошей «классикой» несколько неохотно разгоняется на четвертой передаче. И тем более на «экономической» пятой, когда двигатель уже существенно перегружен силами сопротивления. Наиболее заметно это на подъемах, в движении против ветра. Стоит еще добавить, что наибольшой скорости «Самара» достигает не на пятой, а на четвертой передаче, в стандартных условиях позволяющей мотору выйти на обороты максимальной мощности. На пятой ему это не по силам. Скорость ниже, чем на четвертой. В сравнении с «Жигулями» у «Самары» меньше расход топлива - при прочих равных условиях процентов на 15. Ее легче разогнать, да и потери - в трансмиссии, шинах, аэродинамические - стали меньше. Базовый двигатель «Самары» - полуторалитровый, карбюраторный ВАЗ-21083. Кроме того, в автосалонах широко представлены варианты машины, оснащенные двигателем ВАЗ2111 того же рабочего объема, но с распределенным впрыском топлива. Коробка передач - пятиступенчатая. Передаточное число главной передачи, как правило, 3,71. В некоторых салонах предлагают услугу - замену главной пары на более тяговитую - 3,94. Это несколько увеличивает расход топлива (на деле, незначительно), зато существенно, на 6%, улучшает тяговые и разгонные характеристики на всех передачах, но особенно ощутимо на пятой и четвертой - самых «тяжелых». Сегодняшние «самары» представлены двумя хэтчбеками - 21083 и 21093 и двумя седанами - 21099 и 2115. Между последними разница, прежде всего, в цене. Но почему бы не заплатить за обновленный облик весьма отставшего от времени автомобиля! Автолюбительские массы приняли «пятнадцатую» на ура. Покупают многие - и весьма охотно. Остается поздравить дизайнеров ВАЗа: попали в цель!Выбор между хэтчбеками, как ни странно, может заставить поволноваться. Почти как в известной байке М. Жванецкого. Что лучше: три двери - дешевле или пять - дороже? Если три, то пассажирам с заднего сиденья выбраться трудней. И окна там не открываются... Зато ребенок, как у Христа за пазухой! А если пять - воздух над задним сиденьем посвежее, да и пассажирам входить-выходить сподручнее. Но за ребенка будешь волноваться: не открыл бы дверь! На чем остановить выбор? Решайте головоломку сами. Серьезное отличие хэтчбеков от седанов - большие хозяйственные возможности: сложив заднее сиденье (фото 1), получаешь солидный грузовой отсек, куда сможешь поместить довольно крупные предметы. Седан на такие «подвиги» не способен. Зато в нем багажник отделен от салона (фото 2), что иногда очень кстати! Когда, скажем, везешь «ароматный» груз. ВАРИАНТЫ КОМПЛЕКТАЦИИ КАРБЮРАТОРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ (фото 3). Простота конструкции, высокая ремонтопригодность и низкая цена элементов системы питания, возможность самостоятельных регулировок и широкое поле деятельности для любителей колдовать над жиклерами. Основной недостаток - традиционные капризы карбюратора и, как следствие, токсичный, не отвечающий сегодняшним требованиям выхлоп. ДВИГАТЕЛЬ С СИСТЕМОЙ ВПРЫСКА ТОПЛИВА (фото 4). Соответствие экологическим требованиям; ровная, без провалов тяга на переходных режимах. Вот только бензин сомнительного качества вряд ли придется форсункам по вкусу. «КАТАЛИЗАТОР» (КАТАЛИТИЧЕСКИЙ НЕЙТРАЛИЗАТОР). Устройство, уменьшающее содержание токсичных веществ в отработавших газах. Побочный эффект: незначительное снижение мощности двигателя, в обычной эксплуатации незаметное. Отрицательные стороны: опасность воды для нейтрализатора при езде вброд, жесткие требования к качеству бензина. ОКРАСКА «МЕТАЛЛИК». Привлекательный внешний вид; более высокая коррозионная стойкость кузова, сниженная «выгораемость» при безгаражном хранении. Цена автомобиля на $50-300 выше в зависимости от цвета. Недостатки - больше риск заказного угона, дороже ремонт. «ВЫСОКАЯ» ПАНЕЛЬ (фото 5). Воплощение «прямолинейного» стиля начала восьмидесятых. Магнитола в верхней части, удобная пепельница и аж три подстаканника в крышке «бардачка» (фото 6). Места для установки акустических систем. Недостатки куда более существенны: слабоват отопитель, пластмассовые детали со временем начинают жить своей жизнью, шумом раздражая водителя и пассажиров. НОВАЯ ПАНЕЛЬ (ОНА ЖЕ ФИНСКАЯ ИЛИ ЕВРОПЕЙСКАЯ) (фото 7). Дитя «биодизайна» середины девяностых. Округлые формы. Магнитола и пепельница внизу. Есть место для установки динамиков в передние двери, неплохо работает «печка». И тишина!..Но цена заставляет задуматься. В некоторых автосалонах могут предложить машины с новой панелью «местного пошива». Признаки: нерегулируемый угол наклона руля и «исчезновение» вазовской гарантии. Это результат несанкционированного вмешательства в конструкцию. «СЕРВОРУЛЬ». Жаргонное название рулевой колонки с изменяемым углом наклона. Ею комплектуют лишь машины с «европанелью». Преимущества незначительны. «ЭЛЕКТРОСПИДОМЕТР». Так назвали электронную комбинацию приборов. Избавляет от троса спидометра и необходимости ухода за ним. Но при выходе из строя хотя бы одного прибора подлежит замене целиком, поскольку неремонтопригодна. ПОДОГРЕВ СИДЕНИЙ. Говорят, это хорошо. Попробовать стоит. «ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ЗАМОК». Блокирует замки всех дверей при закрывании водительской ключом снаружи или кнопкой изнутри. Минус: надежность дверных моторедукторов не всегда радует. ИММОБИЛАЙЗЕР. Предотвращает пуск двигателя посторонними лицами, блокируя электронику системы впрыска. На карбюраторные машины не устанавливается. ЭЛЕКТРОСТЕКЛОПОДЪЕМНИКИ. Удобная штука. Но нередко подводит качество изделия. Новые приводы работают хорошо. Дальше - как повезет. ВАЗ-21083 Трехдверный хэтчбек. С карбюраторным двигателем цена $4150-4250,с впрысковым (21083i) - $4400-4500. Панель высокая. Пассивная безопасность выше, чем у собратьев. Пользуется ограниченным спросом - вышел из моды. ВАЗ-21093 Пятидверный хэтчбек. С карбюраторным двигателем цена $4300-4350, с впрысковым - $4400-4500. Панель высокая. Из всего семейства наиболее демократичный, подходящий на роль семейно-дачного автомобиля, служебного, такси и т. п. ВАЗ-21099 Четырехдверный седан. С карбюраторным двигателем цена $4700-4800, с инжекторным - $4750-4900. Панель «высокая» или «новая». Четыре подголовника. «Отдельный» багажник добавляет солидности, изолируя пассажиров от соседства с грузом. ВАЗ-2115 («Самара-2») (фото 8, 9) Четырехдверный седан. Двигатель только впрысковый. Цена - $53005400. Панель «европейская». Четыре подголовника. Своего рода компромисс между угловатой «099» и округлой «010» по цене ВАЗ-21102. Иных отпугивает пока еще малой распространенностью и высокой ценой оригинальных кузовных деталей и светотехники. Некоторые автосалоны предлагают покупателям автомобили не совсем ясного происхождения: ВАЗ-2114 и даже ВАЗ-2113 - хэтчбеки с «новой» панелью и бампером от «пятнашки». Будьте осторожны! 1»1