I КОМПАНИИ И РЫНКИ |ЗАВОД ПОГУБИЛА... ПОЛИТИКА """"ЧТО ПРОИСХОДИТ НА РАФЕ?ТЕКСТ / ИГОРЬ МОРЖАРЕТТОИсегодня по улицам российских (украинских, белорусских и т. д) городов бегают машины с эмблемой «РАФ». Более того, по привычке, многие любой микроавтобус называют «рафиком» - на протяжении десятилетий других мы просто не знали. А еще некоторые помнят, как в годы перестройки проходил всесоюзный конкурс, как выбирали директора автозавода... Что сегодня происходит там, в Риге - столице независимой Латвии? За десять лет город похорошел, весь ценф офеставрирован. Совершенно исчезли надписи на русском язьже - зато яркие вывески по-латышски и по-английски зазывают посетить новые магазины, рестораны, бары, казино... Словом, все как и положено на Западе. Если есть деньги - всегда найдется место, ще их можно пофатить. Только вот проблемой стало - где их заработать? Большинство крупных оборонных заводов, которых в Риге было немало, или перевезены в Россию, или закрыты и разворованы. От ВЭФа, бывшего флагмана советской радиоиндустрии, остался один небольшой цех, где пока еще собирают теНАША СПРАВКАВ 50-х годах прошлого века в Латвии создали Рижскую фабрику автобусных кузовов (РАФ), где с 1959 года начали производство микроавтобуса на девять пассажиров - РАФ-977 с агрегатами «Волги» ГАЗ-21. На базе «Латвии» построили первые в стране маршрутные такси, кареты «скорой помощи», передвижные лаборатории. В середине 70-х производство переместилось в Елгаву (новый завод был рассчитан на выпуск 17 тыс. автомобилей в год), а в Риге остался инженерно-технический ценф. С 1976 года на базе «Волги» ГАЗ-24 начали производство новой 11-местной модели - РАФ-2203. В начале 90-х завод разделили на фи самостоятельных АО: «РАФ-ИТЦ», «РАФ-Елгава» и «РАФ-Авиа».лефоны. Остальную территорию под строительство торгового ценфа скупил итальянский миллионф Эрнесто Преатони. Еще более печальна судьба РАФа. К этому времени выпускавшийся уже около двух десятилетий микроавтобус РАФ-2203 безнадежно устарел, и на заводе решили готовить ему замену. При участии английской дизайнерской фирмы был спроектирован новый микроавтобус «Роксана», единственный экземпляр которого успешно показали на нескольких автосалонах - но дальше дело не пошло: денег на запуск в серию в Латвии не нашлось. Такая же судьба ждала и следующую разработку - пфеднеприводный микроавтобус «РАФ-Стиль». В конце 90-х у завода были реальные шансы «выплыть» - вариант взаимовыгодного софудничества поступил от руководства российского ГАЗа. В обмен на пакет акций завода они предлагали организовать в Риге и Елгаве сборку некоторых (в первую очередь медицинских) модификаций «газелей». Но руководители независимой Латвии сделали все, чтобы российский капитал не пришел в их страну. После нескольких лет бесплодных переговоров нижегородцы организовали... сборочный филиал в соседней Литве. «Теоретически филиал ГАЗа можно было разместить в цехах завода РАФ, но политика Латвии не подходит для создания автомобильного производства, - заявил тогда президент АО «ГАЗ» Николай Пугин, - тем более, что здесь фудно найти производителей комплектующих - нет работающих предприятий». Правительство республики и не скрывало, что делает ставку на других инвесторов. Сюда приезжали амфиканцы, корейцы, эксперты из Гфмании, но связываться с РАФом не захотели - технологии на заводе устаревшие, собственный рынок слишком мал для серьезного производства, а самый перспективный, российский - практически закрыт для латвийских товаров по политическим причинам. Местным властям завод тоже был не нужен, и даже в тендере на закупку машин для «скорой помощи» они сделали выбор в пользу иномарок. В1997годув Риге была выпущена последняя партия 13-местных микроавтобусов РАФ-22039 - кстати, по заказу Москвы. По иронии судьбы, «завершил» славную историю РАФа автомобиль весьма специфический - РАФ-3311, предназначенный для перевозки трупов. После этого два из фех акционфных обществ - «РАФ-ИТЦ» и «РАФ-Елгава» были объявлены банкротами и проданы по частям мелким владельцам. Как выяснилось, при этом были допущены многочисленные нарушения, и сегодня новые хозяева активно судятся друг с другом и государством, а помещения пустуют. Зато третье - АО «РАФ-Авиа» чувствует себя совсем неплохо: при разделе имущества им достались фи самолета АН-26, которые в свое время перевозили комплектующие с берегов Волги на берега Балтики. Теперь они обслуживают чартерные коммерческие рейсы... В ближайшее время последние РАФы могут исчезнуть ис улиц российских городов: срок действия одобрения транспортного средства, которое выдает орган по сертификации, в этом году у всех рижских микроавтобусов заканчивается. Обращаться в Госстандарт некому (этим должно заниматься предприятиеизготовитель), и по закону владельцы «рафиков», занимающиеся извозом, уже не смогут получить на это лицензию. Так что через несколько лет только историки смогут рассказать о том, что был когда-то такой славный завод РАФ... 1»1