СТО ГРАММ ДЛЯ ХРАБРОСТИТЕКСТ / ВЯЧЕСЛАВ МЕШКОВ, НАЧАЛЬНИК ОТДЕЛА ПРОЕКТИРОВАНИЯ БЕНЗИНОВЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ ВАЗА/МОТОР.ДОБАВЛЯЮТ К РАБОЧЕМУ ОБЪЕМУ ВАЗОВСКИХ ДВИГАТЕЛЕЙВсвое время мне довелось работать с первой удлиненной «Нивой» с тогда еще новым мотором 21213. Увеличение объема на 100 «кубиков» почти не прибавило мощности и «максималки», зато крутящий момент - это да! Заметно потяжелевшая машина стала шустрее и динамичнее коротких родственниц с «шестерочным» мотором. Но как-то в одной из светофорных гонок попалась настырная «Нива». Ее водитель несколько стартов подряд безуспешно пытался хотя бы удержаться у меня «на хвосте» и догнал-таки на стоянке НТЦ. Оказалось, за рулем был финн, работающий на строительстве нашего полигона и немного говорящий по-русски. «Один и семь литра - не понимаю, 1700 «кубиков» - не понимаю...» Как же ему объяснить? И тут меня осенило: сто граммов разницы! (он-то был на обычной «Ниве» с мотором 1,6). «Сто граммов - не понимаю...» «Ну, полстакана!» «О, полстакана, - понимаю, - обрадованно закивал финн. И такая разница!» Дело было, конечно, не только в ста граммах, но ив измененной камере сгорания, и во многом другом. Но всетаки различие в ездовых свойствах было гораздо больше, чем на полстакана. Вот и сегодня, когда нынешние полуторалитровые впрысковые моторы 2111 и 2112 исчерпали свои резервы, их решили слегка раздать в объеме. Да чтобы прибавка пошла на увеличение не мощности, а крутящего момента. Ведь установленные на «десятке» супермощный генератор, кондиционер21083«съедают» все больше, а колесам оставляют все меньше... Объем увеличивали понемногу: сначала на «соточку», превратив эти моторы в 1600-кубовые ВАЗ-21114 и ВАЗ21124 - за счет роста блока в высоту на 23 мм, новых коленвала и шатунов. Замену на заводской линии планируют на 2003 год. Позже эти двигатели в исполнении 11183 и 11193 (регулируемые впускной тракт и фазы газораспределения) будут ставить и на «Калину». Расчет на то, чтобы увеличить крутящий момент и улучшить характеристику его протекания. А в дальней перспективе - двухлитровый мотор 21203 с ходом поршня 94 мм. Сейчас он в стадии доводки. Но конвейер - дело хлопотное. Пока суд да дело, выпуск двигателей увеличенного рабочего объема освоило опытно-промышленное производство. Для переднеприводных машин - ВАЗ-21084 рабочим объемом 1,6 л, а для мини-вэна 2120 и различных модификаций удлиненных «нив» - 1,8-литровый ВАЗ-2130. Задача этих доработок та же - в первуюКРАТКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДВИГАТЕЛЕЙ ВАЗ21084 да переднеприводных Диаметр цилиндра, мм Ход поршня, мм Рабочий объем, см Степень сжатия Номинальная мощность, кВт/л. с. при об/мин Максимальный крутящий момент, Н и при об/мин321021212132130для полнопршодных82 7114998274,8 1580 10,0 60/82 5600 124 360082 941985 10,6 74/10Г 5600 172 320082 80168982 8417749,850/68 5600 100,4 34009,356/76 5200 123,3 34009,358/79 5400 134 3000очередь улучшить моментные характеристики. «Восемьдесят четвертый» отличается от базового полуторалитрового более высоким (на 1,9 мм) блоком цилиндров и оригинальным коленчатым валом с ходом поршня 74,8 мм. Рабочий объем 1580 см3. Все остальное «железо» - стандартное от ВАЗ-21083. Этот мотор выпускают только с карбюратором, у которого, естественно, своя настройка. У мотора «один и восемь» на самом деле рабочий объем 1774 см3. Достигнуто это применением оригинального коленвала, обеспечивающего ход поршня 84 мм. «Колено», кстати, позаимствовано у барнаульского дизеля. Двигатель в карбюраторном варианте несет индекс 2130, с распределенным впрыском 2130-20. Часть их устанавливают на продукцию ОПП, а часть идет в продажу. Первый можно поставить на любой переднеприводный автомобиль, второй, кроме полноприводников, подойдет и на «классику». Больше никаких двигателей ни сам завод, ни ОПП не производят. И если для вашей «десятки» или «Самары» предлагают двигатель «повышенной мощности» объемом 1,7-13 или даже 2,0 литра - знайте, что ВАЗ к этому никакого отношения не имеет. В лучшем случае это мотор, сработанный на коленке с использованием «спортивной» технологии форсирования и, соответственно, с весьма урезанным ресурсом. 1»1'Проектные данные (возможны изменения в процессе доводки).