88
89
| КОМПАНИИ И РЫНКИ |ВТОРАЯ МОЛОДОСТЬНАКАНУНЕ 60-ЛЕТИЯ В УАЗ ВЛИЛАСЬ СВЕЖАЯ КРОВЬ ПРИШЛА НОВАЯ КОМАНДА/МЕНЕДЖМЕНТ>0Они молоды, энфгичны, полны веры в собственные силы. Им до фидцати или слегка за. Кому-то не нравится их максимализм. Кто-то упрекает их в отсутствии опыта. Но они полны решимости добиться своего. Так кто они и чего хотят? Об этом разговор с новым генеральным директором УАЗа Эдуардом ШПАКОВСКИМ. - Такой разброс: от лингвистики - к бухгалтерии, а от нее - к управлению, от электроники - к автомобилестроению. Это такое разнообразие интересов? - На самом деле переход от электроники к автомобилестроению не был таким резким. Я оставался в одной ипостаси - финансового директора. А если ты профессионал, то все равно, в какой отрасли работаешь: дебет-кредит, он, как говорится, и в Африке дебет-кредит. Финансовые потоки одинаковы, разные предприятия разных офаслей промышленности живут по одним и тем же финансовым законам. Величина предприятия, конечно, играет роль, но тоже непринципиальна. Коллектив десять человек - работаешь с этими людьми. Десять тысяч - все равно работаешь с десятком человек - линейными директорами. Хотя прыжок был совершен... -Из Нью-Йорка в Ульяновск... - Да нет. Здесь тоже скорее был просто географический перенос моего физического тела, если так можно выразиться, с одного континента на другой ничего экстраординарного. Качественный скачок произошел с должности финансового директора на генфального. Это был шок. Это совсем другое! Стало намного больше неопределенностей, принципы руководства иные, нет четко прописанных правил, их нужно формировать самому. Особенно если учитывать нынешнее состояние завода, переходный пфиод, в котором он нахоЭдуард Шпаковский. 34 года. В 1991 году окончил Московский лингвистический университет им. Мориса Тореза. Еще учась в университете, работал бухгалтером в компании «Дэу-электроникс», стал заместителем ее финансового директора. Закончил Маадится... Так что работа у меня сейчас стрихтскую школу бизнеса по специсовфшенно другая, чем была раньше. альности «Финансы и бухгалтерия», - Вы автомобильный человек? защитив диплом «Финансовый анализ - Автомобили я всегда любил, буккомпании «Крайслер». С 1997 по 1999 вально со школы. Очень хотел мопед, год прошел путь от финансового дирепросил у родителей. Ониговорили:«Зактора компании «МакКинзи» в Москчем он здесь, по снегу что ли ездить в сове до финансового менеджера проекта рокафадусный мороз?» этой кампании в Нью-Йорке. С октяб- Да, в Норильске, где вы жили, мечря 2000 года - финансовый директор тать о мопеде, наверное, странно... УАЗа. С июля 2001 года - генеральный - Тем не менее, желание было жутдиректор АО «УАЗ». кое. Потом очень хотел автомобиль, причем большой вседорожник, не «паркетник» какой-нибудь, а настоячто-то такое, что никто в мире делать не щий. Это было еще задолго до УАЗа, тоумеет... И коллектив консфукторов и ща и предположить не мог, что так все технологов завода может с этой задачей повернется. Хотя, конечно, не это присправиться. Поскольку те принципы, по вело меня сюда, а, наверное, судьба, которым у нас проектируют автомослучайность... биль, не используют больше нигде. По- Но те автомобили, которые сейчас лучилась такая парадоксальная вещь: вы делаете, близки к тому, о чем вы комы по своим технологиям отстали от гда-то мечтали? всех стран мира лет на фидцать, но они - Я так скажу: они находятся на пути к уже забыли давно, как можно дешево тому идеалу. Может быть, мы не должсделать автомобиль! И вот тут появляетны делать такие машины, какие выпусся для нас ниша: достаточно качественкает множество иностранных фирм. ный, проходимый, неприхотливый всеПридя на рынок, насыщенный подобдорожник, который стоит недорого. ными автомобилями, мы ничего нового «Паджеро», «Лендкрузер», тот же не скажем. Наверное, надо предложить «Хаммф» - это все другое...• - А вы, вообще, пробовали за рулемЕсли не будет поворота в качестве, мы условия. Не получилось. Кто-то продапривлечем покупателей на месяц, а поет автомобили в салонах, предоставляет ваших автомобилей ездить? сервис, а кто-то - из-под забора, зарабатом будет провал. - Безусловно! тывая при этом больше. Теперь будем - Имидж в том смысле, что УАЗ - не - Ну и как, нравится? заключать договоры на других услови- На «Барсе» да - машина, которая такой уж дубовый автомобиль... - Да, не только для армии или сельях. Только те, кто имеет нормальный может преодолевать бездорожье, и по асфальту идет километров 160-170, и ского хозяйства, на котором лишь по торговый павильон, нормальное оборугрязи ездить можно. Мы пытаемся выйдование для техобслуживания, будет дорогу держит, ее не болтает... ти в сегмент рынка недорогих больших нашим дилером. - В отличие от УАЗ-3160... - Вы карьерист? Вообще, карьеризм - Да, в отличие от 3160. Все-таки его городских вседорожников. - УАЗ-31520 должен быть как раз хорошо это или плохо? конструкция не была продумана до - Карьеризм - это плохо. Думать конца. Ее создавали, когда еще были таким? госзаказы, когда не пришел еще рынок - Да, модернизированный УАЗ-31514, только отом,как бы повыше залезть по - поэтому сегодня имеем полуфабрикоторый мы начнем выпускать с апреля служебной лестнице, не оценивая спокат. Это уже не военный автомобиль, 2002 года, будет отличаться от старой собность или неспособность сделать но еще не фажданский. Получился модели: новые мосты, новый силовой что-то полезное для дела, для общества. «попрыгунчик», как его окрестили в агрегат. Другой станет панель прибоНавфное, я все-таки не карьфист. Я не народе. ров, будут стекла опускаться. По кузову стремился куда-то наверх, просто так - Так стоит ли выпускать такую - минимальные работы, поскольку он само получилось. Там, где работал, всемашину? Может быть, лучше броимеет право ив таком виде существогда старался сделать по максимуму. А сить? вать на рынке. Тот дизайн, который есть поскольку о должностях не думал, меня - Не надо бросать! У наших же констсегодня, еще продержится. И у нас, и как-то жизнь переставляла. Я сам не рукторов есть масса наработок: как доеще дольше - на внешнем рынке. Пос- люблю людей, которые везде лезут, как вести эту модель до ума, как сделать, мофите на «Гелендеваген» - тот же «уатанки. чтобы она нормально держала дорогу. зик», такой же угловатый! Есть свое ли- Но в 33 года стать генеральным Почти без инвестиций причем. А когда цо. Скорее, даже модели 3160-62 не имедиректором... мы перейдем на несколько иную констют права на существование, поскольку - Повезло, наверное. Или, наоборот, рукцию моста - тогда все: автомобиль они внешне - не УАЗы. Их дизайн нужне повезло... Внуфи УАЗа есть масса будет ездить совершенно нормально. но поменять, сделать узнаваемым. всего интересного, что надо сделать. ДоТак что мы знаем, что делать! На выпуск УАЗ-31520 мы потратим стичь 25% рентабельности. А что, для - Как вы оцениваете результаты ва­более 300 миллионов рублей. Пока это вседорожников это реально! Причем не шей работы? Можно ли считать успеинвестиционный кредит, а вот средства сократив объемов и не очень поднимая хом выход предприятия на безубыточдоведение УАЗ-3162 уже заработаем цену. Сто тысяч вседорожников норна ный уровень при резком сокращении сами. мального качества по невысокой цене. производства? - Достигнуто ли взаимопонимание с - Вы романтик? - Вспомните, что было полтора года поставщиками ? - Нет, я только выполнимые задачи назад... Динамика - да, тоже меня не - Много поставщиков сменилось, это ставлю. За следующий год реально досочень усфаивает. В будущем году выхобыло очень болезненно. Мы сознательтичь достойного уровня качества, хотя дим на уровень более 100 тысяч автомоно сузили их круг, теперь у нас каждый бы как у ВАЗа. А через семь-восемь лет билей. компонент поставляеттолькоодин провсе здесь будет другое - только земля - Купят? изводитель: чем больше объем заказа, останется. - Год пройдет, я скажу: «Купили». А тем дешевле. Это выгодно и нам, и им. - А вы? пока... Получили в несколько раз больНо мы не привязаны намертво к тому - Менять работу я не планирую. ше заказов, чем было в этом году. Есть или иному производителю: если его БЕСЕДУ ВЕЛА еще экспорт, который в последние годы продукция не будет соответствовать наЕЛЕНА ВАРШАВСКАЯ был забыт. Люди за рубежом удивляютшим требованиям - откажемся. ся, что мы еще есть. А потребность ве- Развивается ли дилерская сеть? РЕДАКЦИЯ ЖУРНАЛА ПОЗДРАВЛЯЕТ лика, особенно в странах третьего мира. - До 1 декабря действовал тот догоУЛЬЯНОВСКИЙ АВТОМОБИЛЬНЫЙ ЗАВОД Но задача нетолькопродать больше, но вор, который мы заключили с дилфа- С ЮБИЛЕЕМ И ЖЕЛАЕТ УСПЕШНОГО и изменить имидж нашего автомобиля. ми, пытаясь поставить их в одинаковые ВОПЛОЩЕНИЯ В ЖИЗНЬ ВСЕХ ПЛАНОВ! •I