34
35
36
ТЕХНИКАДОЛИНАМ И ПО ВЗГОРЬЯМ/ТЕСТТЕКСТ / АЛЕКСАНДР БУДКИН ФОТО / АЛЕКСАНДР БУДКИН, ЮРИЙ НЕЧЕТОВБратья по приводу (см. ЗР, 2001, № 10) впервые столкнулись нос к носу на редакционной стоянке этим летом. Слегка покрасовались друг перед другом, дали владельцам почувствовать себя новоиспеченными оффроудерами и давай проситься на свободу - мышцами поиграть. Поделившись с читателями первыми впечатлениями, устремились с ними и мы - в поисках приключений и пищи для следующего материала. ДОРОГА С ПОКРЫТИЕМ В асфальтовой жизни автомобили проявляют себя по-разному. «Нива» с ее очень энергоемкой подвеской чуть не с радостью воспринимает каждое испытание московскими дорогами - пересечения с трамвайными путями, стыки и выбоины в асфальте, с охотой залезает12/200134на бордюры. Ее подвеска, в свою очередь, дает владельцу почувствовать, что именно он переехал - чтоб особо не увлекался. Частые разгоны и торможения, свойственные жизни в мегаполисе, воспринимаются «Нивой» не столь охотно. Машина слушается, но понимает, что в этой номинации много очков не заработает. А вот езду по магистралям любит чем скорость больше, тем приятнее. Крены невелики, продольная раскачка минимальна. Во всем ощущается степенность и неторопливость. «КИА-Спортидж» ведет себя иначе: этот любит действовать. Короткая главная передача обеспечивает машине очень резвый старт и чуткий отклик на педаль газа после следующих переключений. Разгоняется автомобиль легко, не сказать - весело. Передачи отщелкиваются быстро, в городе часто приходится пользоваться пятой. А вот съезжать также бодро с бордюров не очень любит приложиться защитой картера или порогами к этому самому бордюру не так сложно, как кажется со стороны. Скакать через трамвайные пути для «Спортиджа» не очень-то приятное занятие. Вибрации короткоходной и тяжелой подвески (так называемых неподрессоренных масс) вызывают желание подобрать более подходящие амортизаторы. На шоссе обе машины чувствуют уверенность в себе. «Нива» легко держится в загородном потоке и всегда готова «поиграть в управляемость». У нее возможности подвески заметно превысили потенциал двигателя. Другое дело «Спортидж». Мотор здесь посерьезнее, так что возможности автомобиля на шоссе, наоборот, ограничиваются подвеской. Шустро проскочив неровности или волны, нужно быть готовым к отклонениям от траектории. ПРОСЕЛОК На разбитой дороге оба автомобиля «глотают» колдобины в первую очередь пружинами подвески. Амортизаторы и там и там филонят. Поэтому обе машины не любят попадания в резонанс прогрессирующей раскачки на нескольких идущих одна за одной кочках. Мелкие одиночные выбоины подвеска «Спортиджа» отрабатывает потише. Но уже на мелкой гребенке она начинает жить своей жизнью, работая больше на создание вибраций, чем на их гашение. «Нива» воспринимает такие условия езды спокойнее. Но особенно хороша ее подвеска на больших одиночных неровностях проселочных дорог: слегка потряхивает там, гае другие будут заметно раскачивать кузов. Тут вынуждены бросить упрек АвтоВАЗу. Сквозь щели в пятой двери машина засасывает в салон столько пыли, что ее впору мести веником. Дай бог, чтоб у серийных машин этого не было. ГРЯЗЬ Создатели новой «Нивы» утверждают, что по проходимости она очень близка к старой. Дорожный просвет на штатной резине 205/70R15 оказывается на пару сантиметров меньше, чем у «старушки», но геометрия «брюха» получше. В частности, грамотнее сделана защита моторного отсека. Стальной лист прикрывает места крепления нижних рычагов, поэтому машина не упирается последними в грунт. Более широкие шины должны облегчить водителю борьбу с соскальзыванием в колею, а возросшая база - повысить курсовую устойчивость (чтобы машину не разворачивало поперек дороги). Но о некоторых мелочах конструкторы все же забыли. Тонкие отбортовки на порогах гнутся при попытках поддеть засевшую машину бревном (а вы как хотели?), а шпильки крепления теплового экрана выпускной системы торчат аккурат из нижней части правого лонжерона - после штурма настоящего бездорожья они оказываются по меньшей мере согнуты. «Спортидж»? Он для другого бездорожья - легкого. Пластиковые накладки на отбортовках крыльев и порогах,меньший дорожный просвет не подразумевают серьезной борьбы с «Нивой». Но и воспринимать с иронией внедорожные качества КИА не стоит. Ведь в большинстве случаев рыбаку или дачнику требуется не огромный дорожный просвет, а полноприводная трансмиссия со всеми ее причиндалами. А она-то у «Спортиджа» есть. ПЕСЧАНЫЙ КАРЬЕР Вот где раздолье. Небольшие подъемы и спуски полноприводники преодолевают легко, на мягких кочках галопируют мягко. Для проверки машин выбираем подъемы покруче, и не с чистым песком, а скорее с песчаным грунтом. Уклон, пожалуй, поболее 20% бувядет - пешком подниматься не легко. Машинам, правда, тоже тяжко приходится. Даже на пониженном ряду в трансмиссии пользуемся в основном двумя первыми передачами. Здесь начинает чувствоваться разница в тяговооруженности машин. Там, где КИА еще вытягивает на второй («газ в пол»), «Нива» вынуждена карабкаться на первой. И вот в конце тягуна появляется небольшой участок еще большей крутизны. Ага: «Спортидж», благодаря чуть большей скорости, залез с первого раза,12/200135 ТЕХНИКАРЕЗУЛЬТАТЫ ЗАМЕРОВ «ЗА РУЛЕМ»Погодные условия: температура *22"С. давление 754 мм от. ст.. влажность 70%, покрытие - сухой асфальтобетон«Нам» ВАЗ-212Э Динамические качества(Нагрузка частичная 2 чел.*25 кг)«КИАСпортидж»Разгон, с: 0-40 км/ч 0-60 км/ч 0-80 км/ч 0-100 км/ч 0-120 км/ч 0-140 км/ч 0-160 км/ч (М00 м 0-1000 м Максимальная скорость, км/ч Погрешность спидометра, % Эластичность, с: 60-100 км/ч (IV) 80-120 км/ч (V) Выбег, вт 120-50 км/ч 50-0 км/ч Торможение со 100 км/ч: тормозной путь, м замедление, м/с2 49,0 7,9 43,1 8,9 1159 595 1218 600 16,6 34,7 15,1 26,9 20.9 (103.5 км/ч) 19,1 (114,9 км/ч) 39,3 (127,3 км/ч) 35.6 (143,8 км/ч)11П4,0 7,0 12,0 19,1 31,52,7 5,7 9,1 14,2 21,4 32,8в1(sna 16W4,73,6U/200136лись наживлены, но не затянуты гайки, притягивающие заднюю крышку к картеру коробки передач (в этой крышке третья опора промежуточного вала), во втором - болтались проводки в фишках двух разъемов жгута системы управления двигателем: машина кашляла, но не заводилась. Как назло, обе серьезные проблемы вылезли вдали от дома. Пеа «Нива» только с третьего, найдя наиреборка коробки передач сервисменаболее удобную из возможных траектоми Твери обошлась вместе с запчастями рий. Пожалуй, это очко в свой актив зав 3200 руб., а общие расходы на ТО и обпишет КИА. служивание за 12 тысяч - 9800 руб. Нет, автомобиль в принципе хороЦЕНА УДОВОЛЬСТВИЯ ший, но собиравшее его ОПП не заслуК моменту подготовки материала жило права называться «производст«КИА-Спортидж» успел набегать оковом». ло 20 тыс. км, «Нива» - 12 тыс. (вторая Расходы на «Спортидж»... Первое ТО машина на несколько месяцев моложе). проводилось до появления машины в Водители по-своему получали удовольредакции и обошлось в четыре с небольствие от общения с машинами. Обладашим тысячи рублей, второе пришлось тель КИА - от езды, «Нивы» - от единесовместить с заменой пыльника правой ния душой и телом с материальной чаверхней шаровой опоры. А поскольку стью. За 12 тыс. км собранный в вазовпыльник, шаровая и сам рычаг - одна ском ОПП автомобиль (здесь качество деталь, меняли все в сборе, после чего, сборки традиционно на голову ниже стало быть, делали «сход-развал». Таким конвейерного) провел на СТО более 80 образом, ТО с пыльником обошлись часов (!). То есть на каждые 150 км пропочти в 9000 рублей. Всего же за 20 тыс. бега - час на сервисе: система охлаждения, питания, смазки, электрика... Двакм «Спортидж» съел около 13 тыс. рубжды машина вставала «намертво». На лей. Что характерно, водитель «Спор8-й тысяче разлетелась шестерня пятой тиджа» автомобилем в целом доволен. передачи промежуточного вала в коВодитель «Нивы» - то радуется, как реробке, а на 12-й - отказала система упбенок, когда вылезет из очередного боравления двигателем. Причины в обоих лота, то ругается, как сапожник, когда случаях банальны. В первом - оказазвонит в редакцию иговорит,что сегодня он опять на сервисе. Обидно! 1»1