96
97
98
I КОМПАНИИ И РЫНКИ |КАЖДЫЙ САМ ЗА СЕБЯОХЛАЖДАЮЩИЕ ЖИДКОСТИ , К ОТОРЫМИ МЫ ПОСТОЯННО ПОЛЬЗУЕМСЯ, НЕСОВМЕСТИМЫ МЕЖДУ СОБОЙ . А НЕКОТОРЫЕ - И С ДВИГАТЕЛЯМИСПЕРТ КТ / АЛЕКСАНДР БУДКИН ЕСВпрошлом номере журнал представил предварительные результаты редакционных испытаний двенадцати охлаждающих жидкостей. В этом итоги основной части проверки: антикоррозионные и смазывающие свойства образцов и их совместимость друг с другом. Последние пункты, несмофя на их очевидную актуальность, даже не регламентируются отечественными стандартами. Во всяком случае, пока. Тем интереснее знакомство с результатами испытаний. К тому же наряду с отечественными продуктами сюда затесались и иностранцы, о смазывающих свойствах которых производители, конечно же, думают.ТОЧКА ОТСЧЕТАизводитель и вел косвенный контроль температуры замфзания. Еще один образец поставил на себе крест фазу - начал замерзать при минус 25°С. Наметившиеся на первом этапе тенденции позже переросли в закономерности.ПО ГОСТУ И НЕ ТОЛЬКОПроверку охлаждающих жидкостей начинают обычно с температуры замерзания, а точнее - с темпфатуры начала кристаллизации. Вернувшись к уже опубликованным в прошлом номере данным, обнаружим, что большинство «наших» - семь из двенадцати образцов - показали результат чуть ниже (холоднее) фебуемых ГОСТом минус 40°С. Иностранцы Texaco и Mobil выдали несколько меньше, но они сделаны не по нашему стандарту, так что показанные минус 38,5 и 39°С соответственно посчитаем вполне приемлемыми. Порадовал «Шелл» отечественного производства (сделан «по заказу и под контролем...») - у него минус 66°С. Итого набралось десять. Попавших в немилость - двое. «Тосол» от «Гелена Химавто» не дотянул до заветной отметки всего фи фадуса, показав при этом нормальную плотность - видно, по ней проЧитатели со стажем знают, что температура начала кристаллизации - существенный показатель, но чаще всего не определяющий «кто есть кто». Вторым (также не самым решающим) посчитаем воздействие на резину (табл. 1). А вот дальше... Один из самых важных показателей склонность охлаждающих жидкостей вызывать коррозию конструкционных матфиалов. Этому - особое внимание. Обобщенная оценка по пятибалльной («школьной») шкале приведена в табл. 1, куда сведены все результаты в максимально упрощенном виде. Подробнее же о коррозии - в табл. 2. Самую низкую оценку, как и ожидалось, получил «Тосол» от ООО «Газспец-ресурс» - тот самый, что при минус 25°С начинает замфзать. Этому поставили «НЕУД». И поделом: в норму не уложились фи из шести показателей. По коррозии припоя ПОС-35 агрессивность этого продукта оказалась на 25% выше допустимой; по коррозии чугуна СЧ20 в 7,5 раза; по коррозии стали 20 - более чем в 20 раз. Один образец из дюжины получил оценку «удовлетворительно». Продукт вроде бы не плохой, но немного перестарался с воздействием на ту жесталь.Да и другие результаты не самые лучшие. Почему же все-таки «удовлетворительно»? Журнал не раз писал, что худшие из «тосолов» превышают нормативы по коррозии в десятки раз. Есть тому пример ив этом тесте. Поэтому отклонение от ГОСТа на 10% сочли терпимым. Остальные наши участники оказались прилежными соискателями: пятеро заслужили «отлично», еще пятеро - «хорошо». И те и другие, нефудно догадаться, в стандарт укладываются, да еше с запасом (подробности в табл. 2). Поэтому разделение на «четверочников» и «пятерочников» в значительной мере условно. Просто, чтобы как-то отметить старания самых лучших, остальным оценку слегка снизили. В конце концов, «хорошо» и «отлично» и подразумевают такой подход. Но на этом, увы, его величество ГОСТ заканчивается. И начинается... самое интересное. Современные импортные помпы предъявляют повышенные требования к смазывающим свойствам охлаждающих жидкостей. Если их не выполнить, помпа очень скоро потечет - выйдет из строя уплотнение. Причем касается это не только тех, кто ездит на иномарках. Подобные помпы продают и для вазовских машин. Как проверить смазывающие свойства? Например, на четырехшариковой машине трения, используя гостирован-НАША СПРАВКАГОСТ на охлаждающие жидкости не оговаривает, из чего их можно или нельзя делать. В отечественной практике, кроме этиленгликоля и воды, чаще всего используют 5-7 (иногда больше) присадок, выбирая из длинного списка теоретически применимых для этих целей. Разные производители пользуются различными добавками. Именно поэтому при выполнении требований ГОСТа жидкости могут быть несовместимы друг с другом. Некоторые добавки положительно сказываются на смазывающих свойствах, другие - крайне офицательно.Есть еще один путь ухудшения эксплуатационных свойств охлаждающей жидкости - использование диэтиленгликоля. Этот дешевый компонент хуже - как в отношении коррозии, так и по смазывающим свойствам. И если коррозию можно «задавить» присадками, то заставить такой «Тосол» хорошо смазывать может оказаться куда сложнее. ТАБЛИЦА 1. ОБЩИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИСПЫТАНИЙ ОХЛАЖДАЮЩИХ ЖИДКОСТЕЙ Наименованне, цена Норма по ГОСТ j!8084-89 Texaco, 500 руб. Производитель Дополнительная Температура Набухание информация начала «рисрезины, % на канистре таллизации, °С (меньше - лучше) -40 (готовые 0Ж) -35 (концентрат) S. A. Texaco Belgium N. V. Срок службы не менее 5 лет или 250 тыс. км пробега не более 5 Коррозионные Диаметр пятна контакта Несовместимость свойства, (смазыв. св-ва), мм с другими обр.**, общая оценка* (меньше - лучше) полная/частичная, ед.Минус 38,51.1Отлично0,9851/5«ЛУКОЙЛ» 2О0 руб.0 00 «ЛУКОЙЛ- Изготовлен из конценПермнефте- трата BASF, соответоргсинтез» ствует ASTM D 3306.SAE JT 034; совместим с ОЖ А40ММинус 440,8Отлично1,0101/2Shell, 235 руб.ЗАО «САГОЭР» Температура начала кристаллизации по заказу и -65°С; под контролем соответствует ЗАО ГОСТ 28084-89 «Шелл-Нефть» Ravensberger Schmierstoffvertrieb GmbHМинус 660,8Отлично1,1702/5IRavenol, 380 руб.Минус 450,9Отлично1,2004/3Mobil, 250 руб.Mobil Oil CorporationКонцентратМинус 39 (концентрат)0,6Отлично1,2102/1«За рулем», 165 руб.0 00 ПК «ТехнохимСервис»Совместим со всеми ОЖ на основе этиленгликоля Обладает эффективными смазывающими свойствами Концентрат, совместим с импортными антифризами СовместимМинус 410,5Хорошо1,1553/5«Тосол А40М», 70 руб.000 «Полар-Авто»Минус 430,7Хорошо1,2801/6Антифриз1, 220 руб.000 «Кусковский химзавод»Минус 411,1Удовл.1,0352/1™ ^ 1 ! «Нордикс», ЗАО «Дизель195 руб. нефтепродукт» •жсОЖна основе этиленгликоля Минус 453|0,8Хорошо1,13010/0--S9Consol. 125 руб.000«Виал-Ойл»-4 I«ТосолСевер-40», 70 руб. 000 «ГеленаХимавто»Применяется для отечественных и зарубежных автомобилейМинус 400,7Хорошо1,4056/2Минус 370,7ХорошоСухое трение на 4-й минуте испытаний (другие - 1 ч)2/4«Тосол А40М»2, 90 руб.000 «Газспецресурс»Минус 251,0Неуд.1,0955/5' ТУ2422-434-00203393-99.гТУ 2422-001-52790843-00.'Подробнее см. табл. 2."Подробнее см. табл. 3. | КОМПАНИИ И РЫНКИIТАБЛИЦА 2. АНТИКОРРОЗИОННЫЕ СВОЙСТВА ОХЛАЖДАЮЩИХ ЖИДКОСТЕЙНаименование медь Ml Норма по ГОСТ 28084-89 Texaco «ЛУКОЙЛ» Shell Ravenol Mobil «За рулем» «Тосол А40М» Антифриз Consol «Тосол-Север-40» «Тосол А40М»1Коррозионное воздействие на металлы, г/м сут припои П0С-Э5 Не более 0,2 0,10 0,03 0,03 0,03 0,08 0,05 0,08 0,14 0,09 0,14 0,09 0,25латунь Л632сталь 20 Не более 0,1 0,00 0,04 0,03 0,02 0,01 0,10 0,04 0,11 0,01 0,08 0,03 2,22чугун СЧ2В Не более 0,1 0,01 0,07 0,05 0,04 0,05 0,02 0,06 0,10 0,02 0,06 0,05 0,75алюминий АЛ9 Не более 0,1 0,04 0,07 0,06 0,02 0,02 0,07 0,07 0,72 0,07 0,05 0,04 0,05Не более 0,1 0,01 0,03 0,02 0,01 0,01 0,01 0,04 0,04 0,04 0,02 0.05 0,01Не более 0,1 0,01 0,05 0,02 0,01 0,02 0,02 0,06 0,03 0,04 0,03 0,06 0,031«Нордикс»2ТУ 2422-434-00203393-99.» ТУ 2422-001 -52790843-00.ную методику. В стандарте указаны способы определения смазывающих свойств смазочных матфиалов. Кто же мешает применить этот ГОСТ ик охлаждающим жидкостям? Сказано - сделано. После часа испытаний при тарированной нафузке получаем диамеф пятна контакта. Чем цифра меньше, тем лучше. Сенсации не произошло - с увфенным офывом в лидеры выбился самый маститый (и дорогой) иностранец - Texaco. Два других «ихних» продукта показывают то, что можно считать нормой. И офадный факт - большинство отечест<гпо№ simTexacoвенных ОЖ примерно на том же уровне! Но вот один образец уже на четвертой минуте испытаний вызвал сухое трение. Дальнейшую проверку в таких случаях методика не предусмафивает. Результат настолько плох, что фавнить его с другими ггросто невозможно. Хотя повторим еще раз: смазывающих свойств наш ГОСТ от охлаждающих жидкостей пока не требует. Почему «пока»? Специалисты, проводившие испытания, всерьез задумались над результатами и не исключено, что со временем подобная провфка может стать частью ГОСТа. Чита-1 ТАБЛ 11U . СО TMFCT имостьbradtobiпЖМОК»П РУГ С ДРУГОМ*•Корми» Coed•Залп* •Тюка)* 6)» в)»• • •• • •«ЛУКОЙЛ»а)* 6)* в)• •а)* б)«Shell•)•• • • • • • • • •а)» б)* в)#Шш•ТосолСаеНО.«Тюк МО»• • • • • • •6,: в)*RavenolMobil1J• • • • • • • • • • • • «•в)*а)*••••••••тели «За рулем» тоже могут «задуматься» и сделать выводы уже сегодня. А тепфь переведем дух и возьмемся за совместимость. Проверка методически проста - оценивается смесь охлаждающих жидкостей в соотношении 1:1. Провфяется «каждый с каждым». Причем делается это фижды - при 18°С в течение 72 ч (условия хранения машины в гараже летом); при 90°С в течение 24 ч (работающий двигатель); при 0°С в течение 24 ч (стоянка в гараже осенью-весной). Из табл. 3 видно, что фи режима испытаний выбраны обоснованно. У некоторых смесей несовместимость проявляется только в одном или двух из условий. Тоща ввели понятие частичной несовместимости - для случаев небольшого расслоения или помутнения смеси без появления осадка. При более сфьезных последствиях образцы считались несовместимыми. Так вот: ни одного продукта, полностью или частично совместимого со всеми остальными, не оказалось! И это вопреки мнениям «знатоков», полагающих, что «синие» с «синими» мешать можно. Оказалось - нельзя. Хотя у продуктов полностью или частично иностранного происхождения несовместимость друг с другом встречается реже. И все же правильным будет считать, что охлаждающие жидкости несовместимы друг с другом. А исключение из этого правила искать в последней из наших таблиц.ДЕШЕВО ИЛИ ХОРОШО?«За рулем»гвЯКг«Тосол А40М»УГ ^1ё•в)« б)« в)*а)НАнтифриз1«НордикоConsuli1 а40)• • в)В•• • •б • в)Ва) ••• •••а)»«Тосол-Север-40»ШлU/JOOI98I ТУ2422-434-00203393-99 'ТУ2422-001-52790843-00. 'Совместимость проверялась при трех условиях: а) температуре 18°С в точен ; б) теп перзтуре 9(ГС в течение 24 ч; в) температуре «72 частичная совместимость ( ) . несовмести0°С в течение 24 ч Во всех трех случаях отмечали один из вариантов: совмес ТИМОС мость (Ш)Стандартизация, бесспорно, великое дело. Но работает она должным образом только в том случае, когда все производители неукоснительно ей следуют. Мало того, требования стандарта должны рассматриваться как минимальный уровень качества, а стремиться надо всегда к большему. У нас, как правило (это относится не только к ОЖ), пытаются сделать продукт (изделие) с фудом укладывающимся в стандарт, но зато максимально дешевый. Вот и получается порой, что при провфке «шаг вправо - шаг влево» возникают проблемы. А любое небольшое отклонение от технологического процесса фазу приводит к отклонению от требования ГОСТа. К счастью, по этим принципам, от которых в условиях рынка и конкуренции стоит отказываться, работают не все. Впрочем, надо пересмотреть некоторые ГОСТы - жизнь-то не стоит на месте. 1»1