146
147
148
КЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙ/ПОГРУЗЧИККАК ГРУЗИТЬ ЛЕГКОВОЙАВТОМОБИЛЬU•1гЫ789СКШ•-:•:•~ 7Q|FI ПРОШЛЫХ ЛЕТ!ДЕДУШКА УВЛЕКСЯ СПОРТОМI УПРАВЛЯТЬ «ОКОЙ», I КАК САМОЛЕТОМТЕКСТ / ВИТАЛИЙ УРЮКОВ ФОТО / ВЛАДИМИР ТРУСОВаводские инструкции к нашим легковушкам, словно сговорившись, разрешают перевозитьтолькопять человек в салоне и 50 кг в багажнике. Лишь «Ока» - 4+40. К тому же строгонастрого запрещают нагрузку превышать. А вот можно ли, не переходя этих границ, допускать иные варианты, документы не разъясняют. Ехать, например, вдвоем, но в багажнике везти 150 кг. Кому-то надо взять на борт четыре мешка цемента, но не хочется пачкать салон и дышать пылью. Или кирпичи - они хоть и маленькие, но тяжелые: 50 кг это примерно 20 штук. А жена с тещей все подтаскивают авоськи да сумки - дескать, есть же место! Конструкторы, проектируя автомобиль, обязаны принять за массу «стандартного» человека 68 кг и предусмотреть по 10 кг груза в багажнике на каждого. Число членов экипажа, в свою очередь, ограничено размерами салона. Вот и получаются пресловутые «5+50». Однако, предупреждая об ограничении поклажи на крыше, инструкции почему-то умалчивают о возможных вариантах заполнения багажника. Может быть, есть причины? Помимо общей массы перевозимого груза, существует другой, не менее строгий критерий - допустимая нагрузка на ось. Но в руководствах о ней ни слова. Впрочем, она должна быть указана на табличке с выходными данными, помещаемой обычно ще-то под капотом, - на нее и посмотрим. Отыскав интересующие нас бирки (ЗР, 2000, № 8) на распространенных российских моделях - «Москвич-2141», ГАЗ-3110, ВАЗ-2106, ИЖ-2126 «Ода», ВАЗ-21093, ВАЗ-2110 - обнаруживаем, что весовые характеристики своих машин рассекретили лишь ВАЗ и «Москвич». Чтобы восполнить информационный пробел, полистали «Краткий автомобильный справочник НИИАТ». Картина, увы, яснее не стала (см. табл. 1). Чему верить - непонятно. Полная масса «Москвича» в инструкции оказалась меньше указанной на табличке. У вазовЗских «шестерки» и «девятки» - наоборот, а по ИЖу и ГАЗу так мало данных, что и сравнивать не с чем. В поисках истины мы взвесили автомобили на весах Дмитровского НИЦИАМТ и попробовали определить, сколько можно грузить в багажник при неполном экипаже, не превышая допустимую нагрузку на заднюю ось. Практически все машины в снаряженном состоянии оказались тяжелее, чем положено. Возможно, кое-ще металл кузова на пару «десяток» потолще или заводы лукавят, приукрашивая параметр. Наглядный критерий предельной загрузки автомобиля - расстояние от штатных фартуков задних колес до земли, поэтому владельцу полезно запомнить их положение в состоянии «5+50». В табл. 2 сведены варианты загрузки, когда масса, приходящаяся на заднюю ось, близка к допустимой. Мы не стремились сымитировать все возможные сочетания - и так, оказалось, грузить можно много. При одном водителе в любой багажник запросто укладывается по 200 кг, а в «Москвич» - аж 300. Выходит, загрузить багажник под завязку практически вполне реально. Но не оторвется ли задок с такой поклажей? И не страшно ли с ней ехать? Важна ведь не только прочность задней части кузова. Если в багажнике больше разрешенных 50 кг, то, строго говоря, могут измениться и устойчивость, и управляемость автомобиля, и его тормозные качества (разгружены передние колеса, стал иным момент инерции). В какой степени все это поменялось и на чем отразилось, проверили на вазовских «шестерке» и «девятке». Каждую «откатали» в трех вариантах нагрузки: частичная (два человека), полная (5+50) и «опытная» (2+150), оценив поведение на «переставке» и при торможении со скорости 90 км/ч (максимально интенсивно, но без блокировки колес).А. Табличка «Москвича». Сумма допустимых масс, приходящихся на переднюю и заднюю ось, превышает на 50 кг полную массу автомобиля. Это значит, что завод допускает перераспределение осевых масс в пределах полной. Хорошая заявка на звание лучшего грузовозителя. Б. Нижегородцы скромны и лаконичны - ничего лишнего. Даже нет знака соответствия российским сертификационным требованиям. В. ВАЗ-2106 строг сумма масс равна полной. Ни шагу в сторону) Г. ИЖ сертифицирован, но массовую тайну хранит, подобно ГАЗу. Д. С «девяткой» тоже не разбалуешься. Фамильная традиция? Е. ВАЗ-2110 следует хорошему примеру «Москвича». I КЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙ |«Классика» повела себя логично. С частичной нагрузкой предельная скорость выполнения маневра (90X км/ч) определялась точностью руления, а возникающий занос задней оси был невелик и легко парировался. При полной - точность управления снизилась (с той же замедленной реакцией на управляющее воздействие углы поворота руля увеличились) и скорость упала до 87,1 км/ч. В «опытном» варианте управление стало строже, занос - глубже, а машина перестала прощать ошибки. Хотя скорость даже несколько выросла (до 89 км/ч), выполнять «переставку» стало сложнее. С частичной нагрузкой «шестерка» останавливалась за 42,2 м при усилии на педали 38,6 кгс. Из-за неравномерности тормозных сил по осям и колесам машина рыскала, впрочем, не выходя за пределы отведенной полосы. В полностью груженном состоянии торТАБЛИЦА 1. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ МАССЫ ПО ОСЯМ АВТОМОБИЛЕЙМасса автомобиля Полна» масса автомобиля в снаряженном состоянии, кг (5 чел. + 50 кг), кг На передНа заднюю ось нюю ось Общая На передНа заднюю ось нюю ось Общаямозной путь увеличился на 1,6 м, а давить на «стоп» надо было уже сильнее (41,2 кгс). Но процесс шел стабильно, рысканье пропало. Когда из машины выгрузили трех «человек», а в багажнике оказалось 150 кг, поведение «классики» изменилось мало. Стабильность сохранилась, а тормозной путь и усилие на педали стали даже меньше (соответственно 41,5 ми 34,4 кгс). Это объяснимо - общая масса автомобиля снизилась, а регулятор давления продолжал обеспечивать эффективную работу задних тормозов.Так меняет осанку ИЖ. Остальные - аналогично.АЗЛК 2141 630 1 н. д. 2425Н.Д1055 1055780н.Д675н.Д.1455 1455 1580 1537,5_зБ88 4424,5 Н.Д1112,5 н.Д. 14001550850820,5780 717н.Д.ГАЗ-3110 н.Д н. д. Н.Д н.Д Н.Дн.д17901950 Н.Д 1954,5н.д.н.д. н.д. 1017,5 778 н.д. 780 721,5 763 н. д. н.д. 735,5 665н.Д.805 555Н.Д.735 480н.Д1540 1035 1045937 657Н.Д.ВАЗ 2106 1435 1445 1435 1375,5488 563Н.Д.457,5 477Н.Д945,5 1040655 654 677Н.Д. Н.Д 681,5ИЖ-2126 1440 1380 Н.Д 1417980550 555Н.Д.437 360н.Д.987 915 945ВАЗ-21093675Н.Д.1340 1370 1345 1433,5605 н.д.Н.Д.386,5 Н.Д Н.Д991,5 Н.Д 1060685743,5660 690Н.Д Н.Д.ВАЗ 21103 Н.Д Н.Д Н.Д 1515 1515 1524659,5427,51087780796,5780727,5Примечал Для всех автомобилей:' -'Краткий авток ю. обильный 3 к».2 справочт - Руководство по эксплуатации -Доп устимые Сок массы (потабличке).*-Результатывзвешивания. •ишения «Н.Д.'-Н ет данных; —> - параметр не предусмотрен.С «Самарой» было все иначе. Уже в пробных заездах казалось, будто пропал кастер (угол продольного наклона оси поворота передних колес) - при рывке руля возникающие колебания машина гасила плохо. Тем не менее, работу решили продолжать: в штатных режимах движения поведение «девятки» не вызывало замечаний, да и важен был не абсолютный результат, а относительное изменение в том, как она себя вела. На «переставке» частично загруженная «Самара» оказалась нервной и валкой. Возникающий занос был резким и ТАБЛИЦА 2. НАГРУЗКА АВТОМОБИЛЕЙ И неопределенным. Предельная скорость МАССА, ПРИХОДЯЩАЯСЯ НА ЗАДНЮЮ ОСЬ (84,8 км/ч) ограничивалась низкой точМасса, НагизиОи-мисс! ностью управления. При полной массе приходящаяся кяекуэоп апшбиля, •г 11*3" ИИ на заднюю ось, (г поведение машины стало конкретнее: занос нарастал прогнозируемо, ограни..Москвич-2141.. допустим 1580 допустима 780 чив скорость выполнения маневра 77,5 717 2+3+50 1537,5 86,8 км/ч. С «опытной» нагрузкой к «де2+3+100 83 770 1587,5 вятке» вернулась «нервозность», занос 82 785 1487 1+0+300 стал глубже, соответственно снизилась 83 783 1+1+250 1512,5 скорость (83,2 км/ч). ГАЗ-3110 Зато при торможении «Самара» дердопустима 1950 допустима 1050 " * жала дорогу без рысканий. Когда в са63 1964,5 1027,5 2+3+50 лоне два человека - усилие на педали 77**** 1097,5 2014,5 2+3+100 тормоза 32,5 кгс и полная остановка че1080,5 1891 79,5 1+1+200 рез 42^ м. При полной массе путь стал 79,5 1084 1865 1+0+250 41,66 м, а усилие - 50,8 кгс. С «опытной» ВАЗ-2106 допустима 780 допустима 1435 нагрузкой изменения были минималь2+3+50 727,5 60,5 1370,5 ны: 41,4 ми 49 кгс. 775 66,5 2+3+100 1420,5 Итак, неоговоренная изготовителя746 59 1+0+200 1220,5 ми догрузка багажника заметно влияИЖ-2126 ет на управляемость автомобиля, отдопустима 1380 допустима 800 * * * нюдь не улучшая ее. На первый 735,5 2+3+50 1417 85 взгляд, ничего катастрофического не 2+3+100 1461 790 90,5 произошло - пройти «переставку» с 1437 792,5 2+2+150 91 такими скоростями обычному водитеВАЗ-21093 лю сложно и при любом другом варидопустима 1345 допустима 660 анте загрузки. Но дорожная обстанов2+3+50 675 80 1416,5 ка подчас меняется столь быстро, что 1+2+150 680 84 1366,5 636,5 67 1+0+200 1266,5 резкое изменение характера машины ВАЗ-21103 все-таки может сыграть злую шутку. И допустима 1515 допустима 780 тогда работники ГИБДД справедливо 2+3+50 720,5 69 1514 запишут в протоколе: «Не справился с 781.5 2+3+100 85 1568 управлением». Поэтому злоупотреб754 1+2+150 1463,5 79,5 лять объемами и килограммами в ба1+1+200 760 1439,5 80 гажнике не стоит. Разве что в деревне, 'Спереди, чел. + сзади, чел. + багажник, кг. " От снаряженного состояния (над центром задних колес)."' 'Допустимые массы на тихой местной дороге, медленно и для ГАЗ-3110 и ИЖ-2126 изготовители не указывают. Значения осторожно, чтобы не маневрировать выбраны, исходя из разрешенной дополнительной нагрузки резко, и вовремя остановиться перед 50 кгс от прицепа ""Фартуки коснулись земли. Примечания: 1 Допустимые массы для .Москвичами •. глупой соседской курицей. А еще лучВАЗ-2106, ВАЗ-21093 И BA3-21103 приведены по заводской табше - предусмотрительно обзавестись личке. 2 Допустимые полные массы для ГАЗ-3110 и ИЖ-2126 взяты из инструкции. 3. Масса одною человега принята 75 кг. прицепом. !»•