197
/А МЫ ДЕЛАЕМ ТАКЗАДВИЖКА НАДЕЖНЕЕДИАФРАГМЫновным показателям в требования ТУ уложились. Лишь «поляк» начал открывать основв него подаем воздух под давлением 1,5+ ной клапан при 83,2°С. 0,15 кгс/см 2 . Утечки при этом не допускаВроде бы, картина благополучная. Однако есть некоторые сомнения. ются. Температуру начала открытия основного Отсутствие дефлектора на тарелке байпасклапана термостата фиксируем, когда его ход ного клапана у образцов № 1,4 и5 не так безсоставит 0,1 мм. Для этого ножку цифрового обидно, как кажется. Ранее проведенные исиндикатора через изогнутый удлинитель опипытания показали, что без него охлаждающая раем на клапан. жидкость проходит по термостату кратчайшим путем, плохо омывая термосиловой элеНагреваем воду еще на 15°С и определяем мент. Он постепенно нагревается, и, соответвеличину хода основного клапана. Напоследок проверяем его на герметичственно, температура двигателя повышается. Возможные последствия - перефев мотора ность, подавая в термостат воду под давленипри движении по бездорожью, в горах, при ем (0,2±0,02 кгс/см2). Утечки при этом допустимы, но не должны превышать 1000 мл/мин. полной нагрузке ив жару. Впрочем, у образца № 5 термосиловой элеРезультаты стендовых испытаний сведены мент находится в зоне основного потока горяв таблицу. Что ж, формально все испытуемые по ос- чей жидкости, что в некоторой степени компенсирует отсутствие дефлектора. 032±О,5 Наконец, негерметичность основного клапана- она влияет на время прогрева двигателя. Чем герметичнее клапан, тем быстрее мотор достигнет рабочей температуры. Поэтому при прочих равных условиях прогрев с «горячим поляком» будет значительно быстрее, чем с дорогим «итальянцем». ВЫБОР Конечно, сказать, как поведут себя термостаты в эксплуатации, насколько окажутся надежными, можно только после ресурсных испытаний. А в наших очевидным лидером выглядит образец № 3 из Владимира. Его происхождение не вызывает сомнений, параметры полностью соответствуют ТУ, цена (учитывая импортный термосиловой элемент) минимальна. им Механическая обработка на корпусе образца № 4 очень похожа на след от удаления номера или обозначения. Только третий и пятый образцы не постеснялись своего происхожденияТ КТ / АНТОН УТКИН ЕСШтатный краник отопителя ГАЗ-3110 плох тем, что, даже перекрытый до упора вручную, с отсоединенной гибкой тягой, все равно пропускает часть горячего «Тосола» в радиатор «печки». Да и сама конструкция - золотник с диафрагмой - восторга не вызывает. На иномарках - да, диафрагма служит до списания машины, но здесь о долговечности резины говорить не приходится. В любой момент диафрагма может лопнуть, оставив мотор без «Тосола». Избежать такой неприятности, а заодно и перегрева салона «Волги» в летнюю жару, можно, поставив вместо штатного краник от «Самары». Внедренный в 1984 году на семействе ВАЗ-2108, он, в отличие от диафрагменного «жигулевского», нареканий не вызывает. Итак, покупаем за 70 руб. краник 21088101150 и два червячных хомута диаметром 16-25 мм по 9 руб. за штуку. Отсоединяем гибкую тягу управления от штатного «волговского» крана и закрепляем ее на вазовском кранике. При этом сам тросик просто наматываем парой витков на рычажок крана через отверстие, а оболочку прикрепляем к не используемому здесь патрубку обратного шланга. В качестве крепежа великолепно подходят червячные хомуты (см. фото): просто, надежно и никакой работы ножовкой или напильником. Теперь ослабляем и сдвигаем с патрубков хомуты штатного крана, расшевеливаем шланги на патрубках, готовясь заменить один кран на другой с минимальной потерей «Тосола». Осталось только быстро сдернуть шланги со штатного краника, воткнуть в них патрубки «восьмерочного» и обжать хомутами. Новый краник очень легкий - дополнительного крепления к кузову ему не требуется. Благодаря упругости шлангов узел всегда прижат к стенке моторного отсека и не болтается при движении машины. имУстройство и схема работы «жигулевского» термостата: 1 - термосиловой элемент; 2 - верхний полукорпус; 3 - тарелка байпасного клапана; 4 - дефлектор; 5 - нижний полукорпус. Стрелками показан путь охлаждающей жидкости при наличии дефлектора на тарелке байпасного клапана.РЕЗУЛЬТАТЫ ИСПЫТАНИЙ ТЕРМОСТАТОВПО ТУ Образец№1Наружный диаметр патрубков мм: подводящий верхний подводящий нижний отводящий Герметичность корпуса Температура начала открытия основного клапана, °С Ход основного клапана, мм Негерметичность основного клапана, мл/мин + 80±2 Не менее 7,6 Не более 1000 32±0,5 (по чертвжу) 31,6 31,9 31,6 + 79,5 9,40 350№2№3№4№532.0 31,9 32,031,5 31,7 31,532,5 32,5 32,532,5 32,5 32,5+83,2 8,15+81,8 8.65+79,4 9,76+78,5 9,883560740200Оболочку троса крепим двумя хомутами - прочно, и даже красиво!