163
рения сидит в отверстии изолятора с зазором). Если электрод касается изолятора, свеча «горячее». Стоит ли проводить такие опыты на собственном автомобиле? Для увеличения зазора лучше всего подходит показанный на рис. 4 крючок. Не хотите выпиливать такой сложный? Сплющив конец гвоздя, согните из него. Такое приспособление позволяет отогнуть «массовый» электрод, не прикасаясь к центральному. Рекомендуемые АвтоВАЗом межэлектродные зазоры свечей для различных автомобилей приводим в таблице. А теперь поговорим о правилах монтажа свечей. Хотя многие считают, что никаких правил нет - затяни потуже и точка! Не тут-то было: хорошо работают свечи у того, кто затягивает их положенным моментом, а не меньшим или большим. Если свеча затянута слабо, она почти не повлияет на способность цилиндра работать - все равно в нем происходит сгорание. Но свеча уже не может отдать лишнее тепло головке блока ни через резьбу, ни через уплотнительное кольцо - и начинает перегреваться. Возникнет калильное зажигание. Если, осматривая работавшую свечу, вы видите оплавившиеся электроды (и тем более выгоревшие), то скорее всего она была слабо затянута. Когда же свечу завинчивают слишком туго, грозит другая опасность повреждение изолятора: от чрезмерного усилия затяжки деформируется корпус. В изоляторе, как минимум, появляются микротрещины. Пока они свежие и заполнены воздухом, свеча работает как обычно. Но со временем вместо воздуха в трещинах окажется грязь, электрическое сопротивлениеизолятора снизится, и свеча станет ненадежной. Подобные скрытые дефекты свечей, как правило, невозможно выявить обычной проверкой «на искру». Требуется специальное оборудование. Водитель лишь констатирует, что по «непонятным причинам» мотор стал тянуть слабее, а на АЗС заезжать вынуждает чаще. Так что лучше не доводить дело до сомнений! А для этого... - правильно затянем свечи. Но как? В прежние времена, когда встречались свечи с уплотнительными кольцами разной конструкции, рекомендации в инструкциях по ремонту автомобилей ВАЗ настоятельно советовали затягивать свечи моментом до 39 Нм (тогда даже жесткое кольцо хорошо обминается и обеспечивает достаточное уплотнение). Сегодня конструкция уплотнительного кольца у большинства производителей позволяет свече нормально работать после затяжки моментом 2030 Нм . Сильнее воздействовать на нее нет смысла, тем более что и прочность резьбы в алюминиевой головке небезгранична. Конечно, не часто увидишь, что ктото затягивает свечи динамометрическим ключом. Обычно их перетягивают. Избежать этого можно, следуя простым правилам: от руки завернуть свечу до упора (если резьба чистая, это нетрудно); надеть на нее ключ и убедиться (слегка нажав), что упор достигнут, после чего довернуть свечу еще на 90е, если уплотнительное кольцо новое. Если уже обжатое, то хватит доворота и на 30°. Сказанное относится к обычным свечам с плоской уплотняющей поверхностью. Если же на двигателе стоят свечи с коническим уплотнением,тоих доворот ключом (после упора) - всего 15°. 1»1 МЕЖЭЛЕКТРОДНЫЕ ЗАЗОРЫ СВЕЧЕЙ. ДАННЫЕ АВТОВАЗАСемейство автомобилей Система зажигания Зазор,* 2101...2107, Батарейная, с контактным управлением 2121 током первичной обмотки, с механическим распределением высокого напряжения по цилиндрам 0,5-0,6 21213.2131, Транзисторная, с генерированием им 2108.2110 пульсов управления моментом искрообразоаания датчиком Холла, с бесконтактным управлением током первичной обмотки катушки, с механическим распределением высокого напряжения по цилиндрам 0,7-0,85 21102... 21103, 2111, 21214, 2123 Транзисторная, с бесконтактным микропроцессорным управлением током первинной обмотки двух двухискровых катушек, со статическим распределением высокого напряжения по цилиндрам 1,0-1.15/ПРОШУ ОБЪЯСНИТЬНекоторые панели автомобиля с внутренней стороны имеют картонные наклейки. Каково их назначение? Это один из самых простых, но довольно эффективных способов подавления резонансных вибраций панели, возбуждаемых работой двигателя или трансмиссии. Если это неприятное явление, напоминающее своеобразный зуд, оставить без внимания, то со временем на панели могут появиться усталостные трещины, которые иным автолюбителям кажутся беспричинными. Наклеенный на панель картон выполняет роль вязкого демпфера, простейшего амортизатора, не позволяющего вибрациям приобрести резонансный характер. В то же время изменяются и акустические свойства панели салон становится менее шумным. Наконец, наклеенный изнутри картон в значительной мере предотвращает такое явление, как «хлопун» панели, когда поверхность двойной кривизны приобретает два устойчивых состояния - вогнутое и выпуклое. (Так дети играют с крышкой банки из-под кофе и т. п.) Подкрепляя «жестянку», картон помогает сохранять ее форму.'Установочный межэлектродный.На моей «Хонде-Аккорд» 1990 года с наступлением холодов стали запотевать стекла, причем холодный воздух высушивает стекла, а горячий - нет. В чем дело? Вероятнее всего, радиатор «печки» потерял герметичность. На автомобилях этой модели схема регулировки отопителя - «восьмерочная», с механическим краном под капотом. При включении отопления радиатор нагревается, микротрещины в нем расширяются ив воздух подмешивается просачивающийся (и испаряющийся) «Тосол», увлажняя его, тогда как холодный радиатор может быть практически герметичным. Подтвердит диагноз падение уровня жидкости в расширительном бачке.