230
СТРАХОВАНИЕ«БОНУС-МАЛУС»Игорь МоржареттоРугать закон об ОСАГО, помянуть недобрым словом «грабительскую автогражданку» стало у нас чуть ли не правилом хорошего тона. Особенно в последнее время, когда пришла пора впервые перезаключать договоры со страховыми компаниями и услышать для себя непонятное «6онус-малус», узнать о его неприятных последствиях. В постановлении Правительства о страховых тарифах естьКоэффициент в первый год страхования в этом случае для всех водителей равен 1 (второй столбик, та же строка). А вот в следующие годы страховой взнос будет зависеть от того, сколько раз вашстраховщикплатил за причиненный вами ущерб. Регулярно попадаете в ДТП - класс понижается (вплоть до самого низкого, М), а коэффициент возрастает (причем независимо от величины ущерба). Если аварий в водительской биографии нет - классменен коэффициент 1,55 (третья строка, второйстолбец).То есть при тех же условиях придется заплатить 3960 руб. х 1,55 = 6138 рублей, или на 2178 руб. больше! И это еще не все: через год даже если вы не совершили ни одной аварии, класс вам будет присвоен только второй с КБМ = 1,4 и заплатить за новый полис придется 3960 руб. х 1,4 = 5544 рубля (на 1584 рубля больше первоначального). Только на третий год (при условии, еслиаварий не было!) вам снова вернут 3-й класс с вожделенным коэффициентом «единица» и приравняют к новичку с «чистой» водительской биографией. • Таким образом, одна авария, вне зависимости от тех затрат, что понесластраховаякомпания, счастливому обладателю полиса обойдется в дополнительные 3762 рубля при покупке новых стикеров. А без них - увы! - никуда сегодня не поедешь. Если же число аварий две (или больше) в год то запросто можно налететь на класс М, при котором КБМ = 2,45. А это означает, что за тот же полис придется платить на следующий год уже 9702 рубля, а 1-й класс даже в случае абсолютно безаварийной езды вы получите лишь через четыре года... Мы ни в коем случае не призываем водителей нарушать закон и не оформлять ДТП. Это может обернуться большими неприятностями. Но все-таки, если речь идет о компенсации в 500 рублей, может, лучше мирно договориться и разъехаться? В Германии, к примеру, где тоже действует система «бонус-малус», если ущерб не превышает 500 евро, страховая компания предлагает водителю выбрать заплатить самому (тогда КБМ не изменится) или предоставить это сделать компании со всеми вытекающими последствиями (см. ЗР, 2005, № 1). Нам бы такой пункт в правила страхования - может, меньше будет поводов ругать «грабительский закон»... •^Рисунок: Сергей Савилов специальная таблица, согласно которой страховой агент проставляет класс и этот самый коэффициент «бонус-малус» (КБМ). В соответствии с ним и рассчитывают сумму страховки. КБМ придумали, естественно, не у нас: подобные коэффициенты давным-давно применяют во всем мире. Цель их - предоставить льготы для водителей, не совершивших аварий. Определить свой КБМ можно с помощью специальной таблицы. При заключении договора ОСАГО страхователю (владельцу транспортного средства) впервые присваивается 3-й класс (первый столбик, пятая строка). 230 За рулем 03/2005повышается, а КБМ опускается КОЗФФИ ЦИЕНТЫ СТРАХОВЫХ ТАР11ФОВ все ниже. КоэфКласс по окончат и срока страхования с учетом Класс У безаварийного водителя на фициент наличия страховь» случаев по вине страхователя на начало 01234 второй годстрахованиякласс посрока страхования хования (КБМ) страховых страховая страховые страховые страховые высится до 4-го с коэффициентом выплат выплата выплаты выплаты выплаты 0,95 (второй столбец, шестая мМ 2,45 0МММ строка) - значит, в Москве владе2,3 1ММ0мм лец личной «десятки», отдавший 1 1,55 2Ммммв первый раз за полис 3960 руб1.4 321Ммм1413ммм лей (1980 руб. х 2, районный ко4 0,95 2М51м эффициент для столицы), в этом 5 0,9 631мм году заплатит уже 3762 рубля 6 0,85 742мм7 0,8 (3960 руб. х 0,95). Но если в тече4 82мм 0,75 5982мм ние года произошла хотя бы одна 0.7 9 10 52м авария, когда за ущерб заплатила 10 0,65 11 63м страховая компания, вне зависи11 0,6 12 63м 12 0,55 13 6 мости от суммы класс понизился 3м 0,5 7 13 13 3м до 1 -го, и в новом году будет при-•