156
157
158
КОМПОНЕНТЫЭКСПЕРТИЗА ВЕРХНИЕ ОПОРЫ «ЖИГУЛЕЙ»«ОТПЕЧАТКИ» ПАЛЬЦЕВМихаил Васильев•аКак бы ни были популярны у приверженцев отечественного автопрома «девятки» да «десятки», «жигули» исчезнут с наших дорог ой как нескоро! И пусть кто-то говорит, что заднеприводныи ВАЗ, мол, покупают не от хорошей жизни - можно «дружить» и с ним. А если закапризничает тоже не проблема: запчастей - море. Однако умением выловить в этом море нормальную деталь могут похвастаться не все... Сегодняшнее «занятие» посвящено верхним шаровым пальцам передней подвески - их нынче не выпускает только ленивый. Посетив несколько крупных московских магазинов, мы легко купили 13 наименований одноименных изделий от различных «родителей». Распознать их «таланты» предстоит экспертам НАМИ - в своей работе они руководствуются требованиями конструкторской документации - КД ВАЗ. Основные параметры, подлежащие аттестации, перечислены ниже. Момент при вращении и качании пальца - характеризует качество трущихся рабочих поверхностей. Норма 156 За рулем 03/2005для момента при вращении - 0,3-0,6 кгс-м; при качании - 0,4-1,0 кгс-м. Сила вырыва шарового пальца - по этому параметру судят о прочности корпуса. Само собой, при испытаниях не допускаются ни пластическая деформация, ни разрушение. Норма - не менее 2900 кгс. Сила выдавливания шарового пальца - параметр тоже характеризует прочность, но нагрузка во время испытаний направлена в противоположную СИЛА ВЫРЫВА ШАРОВОГО ПАЛЬЦА ИЗ КОРПУСАПроизводитель Требования КД ВАЗ I.Hi-Drive 2. Lemforder 3. Ruville 4. TRW 5. «Автокомплект» (с завальцовкой) 6. «Автокомплект» 7. «БелМаг» (исп. «Комфорт») 8. «БелМаг» (исп. «Оригинал») 9. «Кедр» 10. «Прогресс» П . «Трек» 12. «Трек» (исп. «Чемпион») 13. Неизвестный производительсторону. Иными словами, корпус опоры при этом продавливают шаровым пальцем. Норма - не менее 3000 кгс. Диаметр сферической головки параметр свидетельствует не столько о качестве детали, сколько о технологических особенностях различных производств. Нормой на ВАЗе считают как 30 мм, так и 32 мм. Твердость рабочей поверхности параметр квалифицирует износостойкость изделия. В идеале поверхность пальца должна быть где-то посередине, между слишком мягкой и слишком хрупкой. Норма - 26-32 HRC (по Роквеллу). Ударная прочность - это остаточная деформация пальца, измеряемая при ударе специальным приспособлением с энергией 20 кгс-м. Норма 1,5-2,5 мм. Таковы требования ВАЗа. А что мы имеем на практике? Краткие комментарии экспертов даны под соответствующими фото - изделия расположены в алфавитном порядке. По внешним признакам особых замечаний нет: почти" все детали упакованы; на всех, кроме «неизвестного производителя», нанесены товарные знаки, а установочные размеры пальцев соответствуют КД ВАЗ. Однако на этом «идиллия» заканчивается: норму по углам качания в 55° превышают «Автокомплект» (№ 6) - 58°, «Прогресс» - 63°, «Кедр» - 66° и «неизвестный производитель» - 58°. Идем дальше. Завышенное сопротивление при вращении и качании пальца продемонстрировали «БелМагОригинал», «Трек» и «Трек-Чемпион». Сопротивление ниже нормы отмечено ДИАМЕТР СФЕРИЧЕСКОЙ ГОЛОВКИ ^ ^ ^ ^ ^Производитель Требования КД ВАЗ I.Hi-Drive 2. Lemforder 3. Ruville 4. TRW 5. «Автокомплект» (с завальцовкой) 6. «Автокомплект» 7. «БелМаг» (исп. «Комфорт») 8. «БелМаг» (исп. «Оригинал») 9. «Кедр» 10. «Прогресс» 11.«Трек» 12. «Трек» (исп. «Чемпион») 13. Неизвестный производитель Показатель, мм 30 или 32 27 30 30 25 30 33 33 33 30 30 33 29 321Показатель, кгс 2900, не менее 5800-5900 2100-2300 2900-3100 2900-3000 6200-6400 3400-3600 2900-3000 2900-3000 2900-3000 3600-3900 3000-32000 6100-6300 2900-3100 ЭКСПЕРТИЗА ВЕРХНИЕ ОПОРЫ «ЖИГУЛЕЙ» 1. Hi-Drive 2. Lemforder 3. Ruville• Заявленный изготовитель - Hi-Drive, Германия; Ш Ориентировочная цена -170 руб. • Немного заниженная твердость и уменьшенный диаметр сферической головки. 8 целом - средний результат.• Заявленный изготовитель - Lemforder, Германия И Ориентировочная цена - 230 руб. • Низкие моменты сопротивления многие воспримут как благо, а вот заниженный показатель силы вырыва - это не очень хорошо.• Заявленный изготовитель - Ruville, Германия И Ориентировочная цена-160 руб. • Твердость рабочей поверхности отстает от требований КД ВАЗ на пару единичек. А так все в порядке.4.TRW5. «Автокомплект»6. «Автокомплект»• Заявленный изготовитель - «Федерал Могул», Швейцария. И Ориентировочная цена - 185 руб. • Привычные для иностранцев малые моменты сопротивления и самый низкий диаметр ~ф- сферы: КД ВАЗ требует головку побольше...• Заявленный изготовитель - ООО «Белебейский завод «Автокомплект», Белебей. Ш Ориентировочная цена - 1 50 руб. • Изделие с завальцовкой соответствует всем требованиям. Лидер теста. Но без установки как-то несолидно.• Заявленный изготовитель - ООО «Белебейский завод «Автокомплект», Белебей. Ш Ориентировочная цена-150руб. • Ударная прочность чуть выше нормы? Бьет по авторитету. Нужно держать планку лиде-7. «БелМаг-Комфорт»8. «БелМаг-Оригинал»9. «Кедр»• Заявленный изготовитель - ЗАО НПО «БелМаг», Магнитогорск. Ш Ориентировочная цена - 105 руб. • Соответствует требованиям почти по всем параметрам - только головка чуть больше нормы.• Заявленный изготовитель - ЗАО НПО «БелМаг», Магнитогорск. И Ориентировочная цена-132 руб. • Отклонение по моменту сопротивления при вращении пальца со временем должно пройти само собой.• Заявленный изготовитель - ЗАО «Кедр», Миасс. И Ориентировочная цена - 125 руб. • Момент сопротивления при вращении и качании пальца завышен, но в процессе приработки все должно прийти в норму.у Hi-Drive, Lemforder, Ruville и TRW. По силе вырыва не соответствует КД ВАЗ только палец Lemforder. Сила выдавливания у всех в порядке. Диаметр сферы шарового пальца не соответствует КД ВАЗ у пальцев «Автокомплект» (№ 6), «БелМаг-Оригинал», «Трек» и «Трек-Чемпион», а также у «иностранцев» - Hi-Drive и TRW. Твердость рабочей поверхности пальца ниже нормы у Hi-Drive и Ruville, выше нормы - у «Прогресса» и «Трека». По ударной прочности не соответствуютКД ВАЗ только пальцы производства «Автокомплект» (№ 6) и «неизвестного производителя». Впрочем, все не так страшно, как может показаться на первый взгляд. В частности, эксперты отметили, что повышенное сопротивление при вращении и качании пальца, скорее всего, придет в норму после первой же тысячи километров пробега. Увеличенный диаметр сферы шарового пальца тоже не беда: оптимист скажет, что это даже увеличивает ресурс изделия, а потомунедостаток является продолжением достоинства. И все-таки, какая деталь самая-самая? С точки зрения сурового педанта, техническим требованиям ВАЗа безоговорочно соответствует только «Автокомплект» № 5 - понятно, что ему и все лавры. Напротив, безоговорочный «отлуп» получает только палец безымянного производителя. На его сфере были обнаружены следы коррозии, а по некоторым признакам эксперты предположили, что сам палец «бэушный»... ВпроЗа рулем 03/2005 157 КОМПОНЕНТЫЭКСПЕРТИЗА ВЕРХНИЕ ОПОРЫ «ЖИГУЛЕЙ»10. «Прогресс»11.«Трек»• Заявленный изготовитель - ПО ВОС «Прогресс», Владимир. Ориентировочная цена - 135 руб. • В целом - неплохо, только вот твердость рабочей поверхности несколько выше вазовской нормы.• Заявленный изготовитель - ПО «Трек», Миасс. Ориентировочная цена - 125 руб. • Все чуть-чуть завышено - и твердость рабочей поверхности, и момент сопротивления, и диаметр головки. Но жить, скорее всего, будет.12. «Трек-Чемпион»13. Неизвестный производитель • без маркировкиШ Заявленный изготовитель - ЗАО «Трек» Миасс. Ориентировочная цена -148 руб. • Изделие стало чемпионом по силе вырыва из корпуса: при норме 2900 кгс выдержало 6100-6300!Заявленный изготовитель - не указан. Ориентировочная цена - 72 руб. • Безымянную продукцию рекомендовать не будем - не в наших правилах. Ржавая сфера шарового пальца сама подскажет - проходите мимо!чем, мы же всегда отмечали, что безымянные детали в любом случае лучше обходить стороной. Остальные изделия можно оценивать с пристрастием или без него: всех искателей истины отсылаем к рисункам и таблице. Так как же относиться к требованиям КД ВАЗ - как к обязательной директиве или же как к надоедливой мухе, залетевшей в салон? Эксперты пожимают плечами: торговые организации с ними обычно не советуются, а специальных испытаний по совместимости многих импортных изделий с «жигулями» никто не проводил... Можно, дескать, сколько угодно придираться к вазовским требованиям - это устарело, то завышено, но альтернативы им нет, только русское «авось». В то же время, поскольку опасных отклонений от норматива экспертиза не выявила, мы считаем, что в принципе все детали (кроме «бомжа») можно ставить на автомобиль. Правда, с тем же «Кедром» руль может стать на первых порах излишне тугим, а некоторые «иностранцы» не выдержат попадания в слишком глубокую дорожную выбоину. У заморских производителей вполне могут быть свои представления о нормах и требованиях: кто знает, знакомы ли им слова «выбоина» и «колдобина». В общем, мы свой выбор сделали. Надеемся, что тем самым облегчили его читателям. DРЕЗУЛЬТАТЫ ЗАМЕРОВМомент сопротивления вращению пальца, кгс-м I.Hi-Drive 2. Lemforder 3. Ruville 4. TRW 5. «Автокомплект» (с завальцовкой) 6. «Автокомплект» (без завальцовки) 7. «БелМаг» (исп. «Комфорт») 8. «БелМаг» (исп. «Оригинал») 9. «Кедр» 10. «Прогресс» 11. «Трек» 12. «Трек» (исп. «Чемпион») 13. Неизвестный производитель Требования КД ВАЗ и ОСТ 37.001.613-2002 158 За рулем 03/2005 Момент сопротивления качанию пальца, кгс-м Твердость рабочей поверхности, HRC Ударная прочность, мм1 111 1111 11•1 11• • •10,5 1,0• • 1 •1II• 1 • •10,5 1,0 1,5 I Не соответствует КД ВАЗ1,5251 • • • •30 35I2,0 2,5 3,01,5I Соответствует КД ВАЗ