214
215
216
217
Все автоспортсмены - знатоки тех-РУКОВОДСТВО К ДЕЙСТВИЮнадо обеспечить лишь «упругую подвес-ники, незнамо на чем к подиуму не приедешь. И все же лидеры здесь - баггисты. А как же иначе свой боевой автомобиль каждый строит... самостоятельно. С одной из машин класса 1600 нас познакомил ее творец мастер спорта, вице-чемпион России, тренер детско-юношеского центра «Виктория» Анатолий ЖУКОВ. 214 За рулем 03/2005Чтобы допустили к гонке, готовый автомобиль должен соответствовать техническому регламенту. Правда, документ этот категоричен лишь в разделах, касающихся безопасности. Строго оговорена, например, конструкция защитного каркаса, свойства и размеры исходного материала - трубы. В остальном - полная демократия. Скажем, по техтребованиямку всех колес». А количество рычагов, геометрия, кинематика - в руках создателя. Впрочем, большинство одноклассников схожи: в России багги строят с конца семидесятых, и конструкции прошли естественный отбор - осталось лучшее. В классе 1600 правят бал полноприводные заднемоторные с двигателем за пределами базы. С первым - все понят-• БАГГИиз виража. Наметилось единообразие ив размерах. Теоретически для каждой трассы нужен свой габарит - на одних хорош автомобиль побольше, на других - покомпактнее. На практике все свелось к компромиссу, хотя у каждой конструкции все же есть «любимый» этап. И наконец, все в классе ездят на едином моторе - карбюраторном ВАЗ 1,6 л, доведенном до спортивных кондиций. НАУКА ПОБЕЖДАТЬ Минимальная масса машины без пилота - 500 кг. И желательно далеко за полтонны не вылезать - лишний «жир» отнимает секунды на круге. Очевидно, что детали серийных автомобилей с их солидным запасом прочности и веса в багги почти не используют. Двухрычажная независимая передняя подвеска, например, сделана из труб.К раме сварные треугольные рычаги крепят на ШСах (стальных сферических шарнирах). Поворотный кулак держится на стандартных опорах - верхней от «восьмерки» и нижней от «классики». Зато сам кулак - сварной термообработанный, из легированной стали. Пустотелая конструкция почти вдвое легче, чем традиционное литье. Ступица - 2108, доведенная на токарном станке. Преимущества очевидны. За счет малых неподрессоренных масс улучшается контакт с дорогой. Штучный подход позволяет спроектировать и получить характеристики, оптимальные для конкретной машины. А умелые руки снимают вопросы по запчастям. Оторвали рычаг? Никаких проблем - сварка, труба и кондуктор у запасливого гонщика всегда под рукой. Задняя подвеска у «нашей» машины - трехрычажная. Главный несущий эле-Настроенный выпуск скроем из обрезков стандартного. Корпус глушителя свернут из алюминия - материала легкого и куда менее «звонкого», чем сталь. Большой шкив помпы позволяет избежать кавитации на высоких оборотах.Трехрычажная задняя подвеска обладает свойством подруливать в поворотах. Ход относительно невелик - около 200 мм, поскольку на нынешних трассах больше и не требуется. но, второе - под вопросом. Ведь у среднемоторной компоновки (когда-то использовалась здесь и до сих пор встречается в младших классах) есть очевидное преимущество - меньший момент инерции относительно вертикальной оси. Иными словами, машина легче управляется в повороте. Но оказалось, более выгодно посильнее загрузить заднюю ось, обеспечив преимущество на старте и выходеПередняя подвеска - двухрычажная независимая. Малый вес машины не требует стабилизатора поперечной устойчивости. Рулевые тяги самодельные, с наконечниками от «Мерседес-Бенца».За рулем 03/2005 215 СПОРТ и тюнингБАГГИмент - продольный рычаг. Пара поперечных расположены в разных плоскостях, обеспечивая в поворотах подруливающий эффект. В эпоху тотального дефицита упругие и демпфирующие элементы подвески спортсмены делали самостоятельно. Теперь предпочитают импорт. Самые распространенные амортизаторы - «Профлекс» с изменяемыми параметрами сжатия-отбоя. Кроме того, задавая преднатяг пружины, можно регулировать клиренс машины - одно дело лидировать по гладкому треку, другое - бороться с соперниками в наезженной колее. Необычна и самодельная тормозная система. Главный цилиндр - двухконтурный алюминиевый «Фенокс». Контуры разделены по принципу «перед-зад»,но без обычного в других видах автоспорта регулятора тормозных сил по осям. Объяснение простое - в полноприводных багги нет межосевого дифференциала, а раз так, значит, оси жестко связаны меж собой. То есть регулируй - не регулируй, всем достанется поровну. Задние тормозные машинки от «восьмерки», диски - перфорированные и проточенные - того же происхождения. Спереди суппорты от «Оки», только с алюминиевыми поршнями. Самодельные диски вынесены к главной передаче и закреплены на внутреннем ШРУСе привода. Цель переноса - все та же забота о снижении неподрессоренных масс. Ручной тормоз здесь - трансмиссионный. Устройство простейшее - закаленный пруток блокирует крестовину карда-Анатолий Жуков и его багги 1600 - крайне «неудобный» дуэт для соперников.Редуктор переднего моста живет в самодельном литом корпусе. Чтобы уменьшить неподрессоренные массы, тормозные механизмы смещены к главной передаче. Валы привода передних колес сделаны из стабилизатора задней подвески «Бычка».Выбору покрышек позавидует формула 1. Полотно трека отнюдь не природная среда, а специально приготовленная смесь из песка и глины. Разреженный протектор хорошо самоочищается на влажном покрытии, плотный лучше держит дорогу посуху. 216 За рулем 03/2005Коробки передач для полноприводных машин класса 1600 делали в Набережных Челнах. Комплекты сменных шестерен позволяют настроиться под любую трассу. Сцепление - металлокерамический «Закс», карданы в приводе задних колес - от ГАЗ-51. БАГГИС МИРУ ПО ГОНКЕ«ТУРИН Г» ВСЕЙ ЕВРОПЫ: ОБЪЕДИНИМСЯ!ВА это детский багги.Париже оргкомитет FIA ETCCup (European Touring Car Cup) провел рабочее совещание, где огласил условия нового гоночного проекта. Кубок Европы призван объединить национальные чемпионаты прибалтийских и скандинавских стран, Германии, Великобритании, Италии и - России. В сезоне-2005 Кубок разыграют в двух категориях машин - S2000 и SP (Super Production). Аналогом S2000 в России можно считать популярныйна. В будущем, возможно, появится другой вариант - в один из контуров врежут шаровой кран. Стоит нажать на педаль и перекрыть магистраль - давление будет прочно держать автомобиль на приколе. Мотор на общем фоне выглядит заурядно. Доводка свелась к привычной для спорта доработке головки («большие» клапаны, расточенные каналы, «горбатый» распредвал с разрезной звездочкой) и кривошипно-шатунного механизма (кованые поршни, облегченные шатуны). А вот коленвал и маховик не трогают - высокий момент инерции необходим на старте ив труднопроходимых местах. Поясним - мотор без противовесов в паре с легким маховиком быстро набирает обороты, но «проваливается» в момент восприятия нагрузки. В результате карбюраторный мотор объемом 1,6 литра развивает около 120 л. с. Максимальные обороты - 80008500 об/мин. Из-за высокой степени сжатия (11 единиц) пищей служит АИ98. Правда, товарный непросто найти даже в Москве. Выручил «Спектрол», наладивший производство топлива для спорта. Хранится оно в десятилитровом баке со специальным пористым наполнителем. Регламент, впрочем, допускает и обыкновенный сварной, но в этом случае он должен находиться за несгораемой перегородкой. В систему охлаждения многие заливают воду - известны случаи, когда некачественный антифриз «съедал» дорогостоящую головку. Коробка передач - кулачковая четырехступенчатая с обычным (не секвен-тальным) переключением. Впрочем, обычная - сказано не про нее. Когда-то такие агрегаты КамАЗ выпускал специально для спорта. В алюминиевом корпусе - быстросъемные валы со сменными парами шестерен и главная передача с межколесным самоблокирующимся дифференциалом. Задние колеса приводятся карданами от ГАЗ-51 с самодельными усиленными вилками. Привод на переднюю ось - прямо от вторичного вала коробки передач без раздаточной коробки и дифференциала. Простота объяснима -легкий и мощный автомобиль уравнивает моменты за счет пробуксовки. Мало того, передаточное отношение редуктора переднего моста меньше, чем заднего (5,0 и 5,14 соответственно). Избыточная тяга на передке облегчает прохождение поворотов. Тем более что угол отклонения управляемых колес ограничивают ненадежные (в гонке) шарниры равных угловых скоростей. Чтобы не перегружать их сепараторы, самодельная (!) рулевая рейка обеспечивает рулю лишь 1,5 оборота от упора до упора. Валы приводов изготовлены из куска заднего стабилизатора от «Бычка». Получилось дешево и сердито! Но не подумайте, будто собранный в кустарных условиях багги - примитив. В сравнении с заводскими монстрами кузовного класса (заезды тех и других приходят в одно время в одном месте) самопал везет виртуальным соперникам по 1-2 с на круге! Говорят даже, что багги - это наша грунтовая формула 1. Жаль, что спонсоры этого все еще не поняли. •класс «Туринг». Машины SP ближе к серийным и дешевле. Уже этим летом в нашем кольцевом чемпионате появится такой зачет. Промоутер гоночной серии RTCC компания «Спорт-Гараж» рассчитывает увидеть в нем «гольфы» III и IV поколения, БМВ-320, «Пежо-306», «Хонду-Сивик», «ОпельАстра», «Форд-Фокус» и некоторые другие машины. Напомним в связи с этим, что в России до 2001 года был аналогичный класс - назывался «Линия2000». Некоторые автомобили сохранились в «запасниках» команд по сей день. Главная изюминка ETCCup - призеры национальных первенств осенью встретятся на Еврофинале в Италии, на трассе Валлелунга, где разыграют призовой фонд в 200 тыс. евро.За рулем 03/2005 217