198
199
Сергей КанунниковАпрель 1945-го, 1-й Украинский фронт. «Катюши» на шасси «студебекеров» ведут артподготовку.• Wчатой. На испытаниях в СССР машины расходовали 37-43 л бензина на «Студебекеры» выпускали в двух версиях: большинство с колесной формулой 6x6 и двухступенчатой раздаточной коробкой. Машины с дорожным просветом 248 мм имели очень хорошую проходимость, за которую, в сочетании с мощностью, надежностью, отличными тормозами (гидравлическими с вакуумным усилителем), и ценили американские машины наши шоферы. В меньших количествах делали версию с колесной формулой 6x4. Официальная грузоподъемность «Студебекера-US 6» была 2,5 тонны. Однако Главное автомобильное управление Красной Армии разрешало эксплуатировать машины с грузом до... 4 тонн. Ходимость автомобилей от этого, конечно, не увеличивалась, но ведь грузовиков на фронте постоянно не хватало. В основном в СССР поставляли бортовые машины (немногие из них с брезентовой кабиной и откидным ветровым стеклом - и в США временами возникали проблемы с металлом) и шасси для установки реактивных минометов, в частности «катюш» БМ-13. Были и «студебекеры» - седельные тягачи. а также цистерны, краны. По ленд-лизу в СССР завезли более 180 тысяч «студебекеров» - примерно половину от всего объема производства. Некоторые машины еще долго работали в СССР, однако в армии их довольно быстро заменили отечественными. Кстати, первые прототипы ГАЗ-51 и ГАЗ-63 имели «студеровские» кабины. Да и кабины серийных машин были очень похожи на американские.з автомобилей, поставленных в СССР во время войны по ленд-лизу, американские «студебекеры» были самыми 1ми грузовиками. «Студер», как называли машину фронтовые шоферы, выпускали с 1941-го. С 1943-го аналогичные автомобили строили также под маркой «Рио». Конструктивно «Студебекер» был близок к грузовику «Джи-Эм-Си», внешне отличаясь лишь формой кабины. Но на «студебекера.х» вместо верхнеклапанного двигателя со степенью сжатия 6,75 стоял «разжатый» до 5,85 нижнеклапанный. Именно поэтому «студеры» в основном шли на экспорт в СССР, где не хватало высокооктанового бензина. Двигатель «Геркулес-JXD» объемом 5,4 л развивал при 2600 об /мин 95 л. с. Коробка передач была пятиступен198 60 ЛЕТ ПОБЕДЫСЛУЖИЛИ ДВА ТОВАРИЩАJ**8 мая 1945 года, Вена. А.Еремкин и его машина. Даже мощным полноприводным «студебекерам» на фронтовом бездорожье приходилось нелегко. На параде Победы «студебекеры» с 82-миллиметровыми реактивными установками БМ-8.тВ1 - о.Один из отлично сохранившихся «студебекеров» стоит ныне в музее Рязанского военного автомобильного училища.еликую Отечественную Александр Никитович Еремкин встретил в Бессарабии, в артиллерийском полку, где служил водителем. С первого дня он возил снаряды на фронт и раненых в тыл, а случалось, бросив на время грузовик, с винтовкой ходил в атаку. Летом сорок второго получил новую машину - «Студебекер». Однажды во время погрузки снарядов на складе внезапно налетели «юнкерсы», и одна из зажигательных бомб угодила прямо в кузов грузовика Еремкина. А там десятки ящиков со снарядами! Не задумываясь, шофер вскочил в кабину, завел мотор - и прочь от склада, где хранятся сотни тонн боеприпасов! Задний борт «Студебекера» оставался открытым, и Александр помчался на взгорок. Его расчет оказался точным: как только машина забралась наверх, горящие ящики со снарядами сами посыпались из кузова. Только он успел перевалить за бугорок, как раздалась серия взрывов... А Еремкин, забросав землей горящие доски кузова, снова поехал под загрузку... Сколько таких эпизодов было у шофера за всю войну! Под Севастополем угодил под ураганный артобстрел; машину разнесло буквально в клочья, а сам Еремкин, раненый, попал в плен. Бежал, сражался под Геленджиком в морской пехоте, пока ему снова не выделили грузовик - и опять «Студебекер», новый, еще пахнущий краской и машинным маслом. «Ну, с тобой-то мы точно до Германии доедем,» - принимая машину, сказал Еремкин. И не ошибся! Хотя не раз досталось обоим. По непролазным черноземам Украины и гладким европейским автобанам от Кавказа до Австрии прошли простой русский парень и его верный товарищ - американский грузовик Studebaker US6. DЗа рулем 03/2005 199