256
257
ХОББИ: АВТОМОДЕЛИЗМСЫНОК, ДАЙ ПОИГРАТЬ...Олег Зыков ...Истекают последние мгновения финальной гонки - в завершающий поворот лидеры входят нос в нос... но вот одна из машин срывается в глубокий занос. Через секунду победитель проносится под клетчатый флаг, а проигравший... поднимает свой автомобиль и уходит, еле сдерживая слезы. Культ Автомобиля, сопровождающий нас с незапамятных времен, предопределил и появление автомоделизма увлечения масштабными моделями, имеющего характер неизлечимой болезни. Бороться с ней бесполезно, однако «профилактика» не помешает. Итак - «болезнь» имеет две основные разновидности. В первом случае модель купленную или собранную, готовую или самодельную - ставят за стекло на полку: она должна там стоять и дарить эстетическое наслаждение. А вот во втором обязана двигаться, будь она кордовая, трассовая или радиоуправляемая. Последние два класса по праву считаются самыми массовыми - вот их и сравним. Нужно же прикинуть, чем заняться вашему ребенку - да и вам вместе с ним. А скорее всего - вместо него. А хобби все это или спорт - разберемся потом. Для начала, если не хотите сложностей, купите пару радиоуправляемых игрушек или двухдорожечную игровую трассу и устраивайте домашние гонки.В принципе, сегодня все можно купить и дорогую модель, и услуги специалиста А вот удовольствие не продается!Шасси радиомоделей сложнее трассовых, но свои хитрости есть в подготовке обеих конструкций. И там, и там кузов - максимально легкий, лексановый. У радиоуправляемых моделей пульт значи тельно «круче», нежели у трассовых. Трассы различаются принципиально. Слева - трасса для внедорожных радиомоделей, справа - для трассовых.Соревнования любого ранга - это не только спорт, но и непременная «тусовка»...Но помните: эта штука заразная - один раз попробовав, остановиться действительно будет сложно. Очень скоро вы поймете, что «королевство маленькое разгуляться негде». Захочется сравнить себя с другими, а затем стать лучше других. Но для этого первым делом нужны настоящие Модели. Спортивные радиоуправляемые гораздо ближе к своим большим собратьям-автомобилям, чем к игрушкам, и принципиально отличаются от них разве что размерами. Модели могут быть дорожными или внедорожными, на жидком топливе или электротяге. Привод - на одну или обе оси, шасси - из ударопрочного пластика, жизненно важные элементы надежно закрыты. Производители заботятся о низком центре тяжести, характеристиках подвесок, ресурсе механических узлов, легко деформируемом кузове из лексана. На выбор предлагаются различные типы шин, амортизаторов, двигателей - всего не перечислишь. А скорости у машинок нешуточные - до 180 км/ч. Трассовые модели попроще - они питаются от токонесущих шин, проложенных по трассе. Дифференциалов, подвесок и прочих сложностей у них нет, а вот с центром тяжести борьба ведется за десятые доли миллиметра. Для снижения центробежной силы шасси делают «плавающим» в горизонтальной плоскости! Кстати, скорость этих моделей также достигает трехзначных величин. Если радиоуправляемая модель управляется с напичканного пульта ДУ - вправо, влево, назад и т.п. - то с трассовой коллегой все проще. Она может ехать только вперед, а поворот не регулируется - за это отвечает паз в трассе: за него модель цепляется специальной направляющей, а для управления остается только скорость. Но кажущаяся простота обманчива - переборщил с газом на входе в поворот - и модель уже в отбойнике, недожал - теряешь драгоценные доли секунды. Любопытно, что с самими трассами картина по сложности обратная. Скажем, для радиоуправляемых моделей шоссейных классов в простейшем случае достаточно ровной асфальтовой площадки или пола в просторном помещении. Для соревнований внедорожников задача чуть сложнее: нужны мостики и трамплины. Авот трассовым моделям подавай специальный «хайвэй» с токонесущими шинами в полотне. Именно отсутствие таких трасс частенько становится основным препятствием для будущего моделиста. Да, а деньги? Если вы выбираете серьезный радиомоделизм, то приготовьтесь к расходам, сопоставимым с затратами на содержание настоящего автомобиля: одно шасси с мотором может потянуть на 1000 долларов, а к этому ведь надо прибавить комплект радиоуправления и еще кучу всего. Цена спортивной трассовой модели существенно ниже - она начинается с отметки в 50 условных единиц. Игрушечная трасса с комплектом моделей и пультов также доступна - цены начинаются с 800 рублей. Но если рядом нет нормальной трассы - увы, о заоблачных целях придется забыть. Что же выбрать? Для начала лучше всего найти ближайший к вам модельный клуб и выяснить, какое направление в нем превалирует. Если оба - то, как говорится, думайте сами. Ну а если в клубе только трассовое или только радиоуправляемое направление - туда вам и прямая дорога. Удачных стартов! ОЗа рулем 03/2005 257