258
259
260
РОЖДЕНИЕ CHEVROLETЧАСЫ И ГОДЫ ЛУИ ШЕВРОЛЕСергей Канунников Его имя растиражировано многими миллионами автомобилей. Он давно стал своим не только на родине - в США, но и на просторах других континентов. А теперь, кстати, и в России... Когда в начале лета 1941го Луи Шевроле умер в своем небольшом доме - типичном для среднего (но отнюдь не богатого!) американца, далеко не все газеты подобающе отметили его уход. А ведь когда-то он был так знаменит... Первая слава пришла к Шевроле ровно сто лет назад - весной 1905-го. Нет, никаких «шевроле» не было ив помине. Просто рослый усач, 27-летний швейцарец дебютировал в гонках на ФИАТе и неожиданно для многих выиграл. Назавтра Луи стал из-вестен всей Америке: гонщики в те годы соревновались в популярности с летчиками. Тем более что их земные победы, в отличие от воздушных, происходили на глазах публики. Но самую первую в жизни победу Луи одержал еще за десять лет до этого - в 1895-м. Правда, была она, что называется, местного значения. Юноша выиграл велогонку в Бургундии.Первой профессией Шевроле стало изготовление часов. В конце XIX века Луи занялся этим вслед за отцом и многими другими граждана- -% ми швейцарского кантона Юра. Интересно, что ремесло, которым славится нынче одна из самых богатых стран, в те годы культивировали власти наименее зажиточных кантонов, где население не могло прокормиться сельским хозяйством. ПрофессияГоночный «Даррак-Биг Бир» (большой медведь) не принес Шевроле больших успехов: машина с двигателем V8 страдала посредственной управляемостью.В1909-1910 гг. Луи Шевроле выступал на гоночном «Бьюике-175».258За рулем 03/2005 РОЖДЕНИЕ CHEVROLETвыступал, торговал тот же дилер, что и автомобилями «Даррак». В 1900-м Шевроле уже работал механиком в Париже. Годом позже он все-таки решился отправиться за океан. Послужив шофером в Канаде, обосновался в Нью-Йорке в представительстве французской компании «Де ДионБутон». Зарабатывал механик неплохо, и вслед за Луи в Америку перебрались его братья и сестры. Шевроле уже приобрел авторитет в автомобильных кругах. Дилер ФИАТа даже доверил швейцарцу 90-сильную гоночную машину, на которой Шевроле и победил. «Корнелиан» был очень легким и маневренным. Возле капота Гастон и Артур Шевроле, а на водительском месте, конечно же, их знаменитый брат. «Фронти-Форд», созданный на основе узлов модели Т, участвовал в гонке «Индианаполис-500» и удостоился внимания самого Генри Форда, который даже позировал в машине. Не правда ли, похоже на эпизод из мыльной оперы? Однако в те годы Вандербильдт действительно путешествовал по Европе. И связи с фирмой «Морс», выпускавшей паромобили, у него были. Да и веломастерская, где трудился Луи, находилась подле престижного «Отеля де Пост». Может, Шевроле и Вандербильдт действительно встречались? Впрочем, это не слишком изменило судьбу Луи. Он, как говорят теперь, сделал себя сам. Победы в велогонках, помимо славы, приносили премиальные, которые составляли значительную часть семейного бюджета. Следом за Луи велогонками занялись его братья и даже сестры. А с автомобилями наш герой познакомился, видимо, в самом конце позапрошлого столетия. Ведь велосипедами «Гладиатор», на которых он После закрытия представительства «Де Дион-Бутон» Шевроле целиком переключился на гонки. Газеты называли его «гонщиком сорвиголова», восторгались его «безрассудной смелостью». Луи потерял в авариях четырех механиков, его нередко подводили несовершенные машины, но своему отчаянному стилю не изменял. Неудивительно, что вскоре Шевроле обзавелся новыми знакомствами в автомобильном мире. Его заметил Уильям Крало Дюрант - бизнесмен, торгующий всем, от сигарет до недвижимости. В недавнем прошлом горячий противник автомобилей, он в начале XX века скупал одну за другой компании, выпускавшие моторные экипажи. В итоге основанный Дюрантом концерн «Дженерал моторе» объединил около 25 фирм. В 1908-м по инициативе Дюранта построили гоноч-часовщика помогла Шевроле-старшему содержать большое семейство, хотя разбогатеть не удалось. В поисках лучшей доли родину Шевроле все же покинули. Обосновались во Франции - в столице Бургундии, городе Бон. Уже в 11 лет Луи пришлось бросить учебу и устроиться на работу в веломастерскую. К колесам и педалям его тянуло куда больше, чем к шестерням и анкерам. Первая (но не последняя!) легенда из жизниШевроле датирована 18961897 гг. В мастерскую вошел Уильям Вандербильдт - американский миллионер, поклонник, а в будущем и устроитель автогонок. Паромобиль, на котором он путешествовал, сломался... и Луи, в отличие от хозяина мастерской, сумел устранить неисправность. Благодарный миллионер посоветовал парню перебраться за океан и предсказал ему большое будущее.Американский «Бьюик-Баг» с обтекаемым кузовом считали революционным. На старте заокеанские знаменитости - Боб Барман и Луи Шевроле.За рулем 03/2005 259 I РОЖДЕНИЕ CHEVROLETперь сказали бы тюнингом) «фордов-Т». Машины под маркой «Фронти-Форд» успешно участвовали в гонках. А еще конструктор увлеченно проектировал мощные авиационные двигатели. Но в начале 1930-х Великая депрессия заставила закрыть небольшую фирму. Шевроле отошел от дел и, как часто бывает с энергичными людьми, не привыкшими сидеть без работы, вскоре заболел. В 1935-м ему запретили водить автомобиль. Но до последних дней он все время что-то проектировал, чинил бытовую технику - в том числе часы, вспомнив самую первую профессию. В 1941-м, когда Шевроле не стало, фирма его имениПервый «Шевроле-Классик Сикс». За рулем машины сын основателя «Дженерал моторе» Клиффорд Дюрант. Луи Шевроле - в светлом плаще. Луи Шевроле за рулем одного из первых в своей жизни автомобилей - «Де Д ион -Бутон». Бруклин, 1901 г.ный «Бьюик-Баг» (жук) - при самом активном участии Луи Шевроле. Тогда-то, видимо, возникли у него мысли о машине собственной конструкции. Двигал им скорее технический, нежели коммерческий интерес. Луи и его коллега, конструктор Этьен Планше, проектировали солидный, мощный и надежный автомобиль. «ШевролеКлассик Сикс» оснастили шестицилиндровым мотором рабочим объемом 4,9 л мощностью около 50 л. с. Первый образец вышел на испытания в 1911 году. С этим событием связана еще одна легенда, больше похожая на анекдот. Луи якобы выехал на испытания в четыре утра, разогнался чуть не до максимальных 105 км/ч и был задержан на одной из тихих детройтских улиц полицейским. В участке Шевроле, разумеется, представился... и блюстители порядка насчитали штраф 20 долларов: 10 за превышение скорости (как, интересно, полисмен ее260 За рулем 03/2005мерил?) и столько же за то, что лихач назвался именем знаменитого гонщика. В 1912-м «Шевроле-Классик Сикс» с эмблемой в виде креста, на котором красовалась фамилия конструктора, пошел в продажу. Марка вошла в «семью» Дюранта «Дженерал моторе». Кстати, о фирменном кресте тоже сложено немало легенд. Например, будто бы он заимствован со швейцарского флага, а некоторые историки и вовсе называют эмблему бабочкой. Всего продали 2999 «шевроле-классик сикс», а в 1913-м Луи надолго уехал в Европу. Дюрант, воспользовавшись его отсутствием, кардинально перестроил модельную политику, сделав ставку на более дешевые автомобили, способные конкурировать с «Фордом-Т». Действительно, модели «Ройял Мэил» и «490» (индекс указывал цену в долларах) принесли фирме успех. В 1915 году продали 13,5 тысячи машин, в 1917-м уже более 111 тысяч. Потеря была только одна: Луи Шевроле покинул фирму своего имени, вновь занялся спортом и создавал вместе с Планше гоночные машины под марками «Корнелиан» и «Фронтенак». Осенью 1920-го после гибели брата Гастона (он, как и третий брат - Артур, участвовал в соревнованиях) Шевроле бросил гонки. Он стартовал еще только однажды, в 1925-м, и вновь выиграл, управляя на сей раз... катером. В те годы Шевроле занимался модернизацией (те-поставила рекорд, выпустив за год 1,6 млн. автомобилей... Нынче именем Луи Шевроле названы улицы в Европе и США, в Индианаполисе знаменитому гонщику поставили памятник. Но главная память о швейцарце, прославившем Америку, - миллионы самых разных автомобилей, построенных на нескольких континентах."* Их объединяет крест на решетке радиатора, о происхождении которого теперь уже никто не расскажет достоверно. •