136
137
138
139
ВТОРЫЕ РУКИМАЛЕНЬКИЕ МАШИНЫСИНДРОМ МЕГАПОЛИСААнатолий СуховИспокон веков большие экипажи считались символом престижа и достатка, а всякие дрожки и двуколки покупали из соображений экономии и практичности. Бум маленьких машин начался в Европе после суэцкого кризиса 1956 года, когда цены на топливо побили все рекорды и престиж уступил место рациональности. Похожую ситуацию ожидали ив России после вступления в силу постановления правительства РФ № 357 «О выравнивании таможенных платежей...» в июле 2003 года. Но ручеек автомобилей особо малого класса из-за рубежа не превратился в полноводную реку - на «мелочи» много не наваришь. И все же рынок таких авто в последнее время заметно оживился. МАЛЫШОВАЯ ГРУППА Основные тому причины - не пошлины, а низкий транспортный налог, топливная экономичность «малюток» (а по ценам на бензин мы уже перегнали США)и «женский подход» к выбору автомобиля. Женщины зачастую более рациональны: для них маневренность, обзор и удобство парковки важнее динамики разгона, «максималки» и звука выхлопа. Да почему только женщины? Жители мегаполисов - что у нас, что в Европе давно поняли: при езде в пробках миниавтомобили куда практичнее представительских монстров (конечно, если не прокладывать себе дорогу фарами и «кенгуринами»). Максимальной скорости хватает за глаза: даже с литровым моторчиком она достигает 150 км/ч, а с более мощным - и 180! Итак, мы покупаем иномарку класса «Таврии» (длиной до 4 м) с двигателем до 1,5 ли мощностью до 100 л. с. (чтобы снизить ставку транспортного налога) или, еще лучше, до 70 л. с. - тогда москвичи вообще освобождаются от его уплаты. Почтенный возраст - предвестник многочисленных проблем - для «малышей» наступает раньше, поэтому возраст покупки ограничим пятью годами,оставив за порогом еще популярные на вторичном рынке «Шкоду-Фелиция» и «ФИАТ-Пунто I». ВНУТРЕННИЕ РЕЗЕРВЫ Из Европы «малышей» везут сравнительно немного. В основном это «родные» марки - «Фольксваген-Поло», «Рено-Клио», «Пежо-206», «Опель-Корса». Но попадаются и «японцы» - «НиссанМикра», «Мицубиси-Кольт», «ТойотаЯрис». Большинство «европейцев» проходят «предпродажную подготовку» в Литве. Чтобы привлечь покупателя выгодной ценой, местным умельцам приходится восстанавливать аварийные экземпляры или скручивать рекордные пробеги. Так что к «свежим иностранцам» - особое внимание. «Реставраторы» умело маскируют отсутствие подушек безопасности, неисправности ABS (часто бывает разбит блок управления) или утечку хладагента из системы кондиционирования. При первом осмотре стоит убедиться, что все контрольныеЗадний «дворник» на «Матизе» - не прихоть, а элемент безопасности. Без него обзора назад - никакого. лампы светятся при включении зажигания и поочередно (не одновременно) гаснут после самодиагностики систем и пуска двигателя. Впрочем, окончательный диагноз поставит только специалист, вооруженный сканером. Не помешает проверить и сход-развал. Меньше всего забот - с «пустой» машиной. Такие часто везут из Франции с «веслами» (ручными стеклоподъемниками), МКП, без кондиционера, даже' без тахометра. Французское законодательство запрещает эксплуатацию при повреждении несущих элементов кузова, а к ним относятся не только лонжероны, но и пол. Поэтому на свалку по-«Дэу-Матиз» - полноценная иномарка по цене отечественного авто. Жаль, что здесь нет подушек безопасности, хотя и без них в фронтальном крэш-тесте по методике EuroNCAP «Матиз» опередил «Ниссан-Микра» прошлого поколения. 136 За рулем 03/2005 МАЛЕНЬКИЕ МАШИНЫ«Пежо-206»: из-за низкой посадки брызговики долго не живут, а задние иногда норовят повредить бампер. Запаска под полом - неудачное для России решение. Чтобы ее открутить, понадобится фирменный «баллонник». В «Пежо-206» жесткий черный пластик не только груб на ощупь, но еще и отсвечивает в ветровом стекле. рой попадает вполне пригодный к восстановлению экземпляр - например, годовалый «Пежо-206» со слегка примятым задком. Большие пробеги (при отсутствии ДТП) тоже не лучший вариант для «малышей». Чтобы не отставать от потока (особенно на шоссе), водитель вынужден почти постоянно поддерживать высокие обороты мотора, и к 120-150 тыс. км цилиндро-поршневая группа зачастую оказывается заметно изношена. Поэтому при диагностике измерить хотя бы компрессию не помешает. Пониженная - не повод для торга, а причина вовсе отказаться от покупки. ^ Другая группа, заметная даже в Центральной России, - чистокровные «японки». Праворульные «тойоты», «дайхатсу» и «хонды» привлекают хорошим состоянием и сравнительно невысокой ценой, но чистая экономия оказывается невелика. А вот проблемы с кузовными деталями (а часто и сервисом) к западу от Урала неизбежны. Поэтому тем, кто покупает первую машину, стоит поискать более ремонтопригодный экземпляр.Основное предложение на рынке секонд-хэнда - автомобили с пробегом по России. Лучше, если их покупали и обслуживали у официального дилера: биография (в том числе и по отказам) вполЗа рулем 03/2005 137 «Тоиота-Ярис» и сегодня смотрится современно. Все продумано - от регулировок сиденья и расположения приборов до алгоритма переключения «механического автомата».не прозрачна, а цена - такая же или даже ниже, чем у «европейцев». Выгоднее всего приобрести автомобиль сразу после окончания гарантии (таких много в газетных объявлениях), пока он еще не успел походить по рукам. ДИЗЕЛЬ И «АВТОМАТ» ПОКА ЭКЗОТИКА У тех, кто ищет машину с «автоматом», выбор невелик: либо сесть за правый руль, либо просеивать «редкую руду» на рынках и по газетным объявлениям, отдавая предпочтение наиболее мощному 138 За рулем 03/2005мотору. Впрочем, заряженные версии «малышей» зачастую и не комплектовали «автоматом» («Фольксваген-Поло», «Шкода-Фабия» 101 л. с ) , а некоторые вообще его не имеют. Альтернатива АКП - роботизированная механическая коробка на «Тойоте-Ярис», «изитроник» на «Опель-Корса» или бесступенчатый вариатор «Ниссан-Микра». Правда, опыта эксплуатации таких машин немного. Дизельные двигатели на «супермини» - не редкость («Ауди-А2», «ТойотаЯрис», «Пежо-206», «Рено-Клио»), но заказывают их у нас только немногочисленные искатели приключений: хорошего сервиса, как и топлива, днем с огнем не сыщешь, да и детали - золотые. Пожалуй, единственное разумное исключение - проверенные и изученные в России вдоль и поперек «фольксвагеновские» вихрекамерники 1,9 л на «Поло» и «Фабии». ЧТО? ГДЕ? ПОЧЕМ? Главная делянка покупателя «городского малыша» - газетные и интернет-объявления. На рынке или в салоне есть смысл искать лишь сравнительно дорогую машину. Нижнюю ценовую планку держит узбекский «Дэу-Матиз» ($4000-6000). С возрастом он сравнительно медленно дешевеет, но тем не менее даже в «богатой» комплектации (с электропакетом икондиционером) все равно будет стоить на уровне «пустого» «Ниссана-Микра» или «Клио-Символ». В серединке держатся «Пежо-206», «Опель-Корса» и француз- It ский «Рено-Клио» ($7000-10 000). Самая дорогая покупка «Тойота-Ярис» ($9500-12 500). В каждой ценовой нише - свои лидеры, на них и остановимся. Двухлетний «Матиз» с кондиционером и электропакетом - хорошая альтернатива новой «пустышке». Разницы по деньгам никакой, зато возможные огрехи сборки уже устранены по гарантии, да и ресурс еще - ого-го! К тому же зачастую продавцы присовокупляют комплект почти новой зимней резины опять же выгода. Лучше всего, если машину продает сам хозяин. За генеральной доверенностью может скрываться профессиональный жестянщик, восстанавливающий битые и скупленные по дешевке автомобили. «Пежо-206» в иерархии автомобильной моды стоит на ступеньку выше «Матиза», но при неспешной городской езде преимущество «француза» минимально. Зато на извилистых дорожках «Пежо» порадует отменной управляемостью и тормозной динамикой, не уто-^мит ив дальних путешествиях. В отделке салона преобладает грубоватый жесткий пластик, но есть экземпляры, «упакованные» по максимуму: четыре подушки безопасности, климат-конт- МАЛЕНЬКИЕ МАШИНЫроль, центральный замок с дистанционным управлением, электропакет, лифт сидений. Тем, кто любит погорячее, продавцы предложат двухлитровый «Пежо-206» (такие обычно везут на заказ из Германии). С мотором в 135 л. с. «малыш» разгоняется до сотни за 8,4, а «максималка» достигает 210 км/ч. «Тойота-Ярис» проигрывает своим одноклассникам в цене, зато опережает почти всех по остальным показателям - экономичности, безопасности и, главное, надежности. Российский опыт всецело подтверждает рейтинги TUV*: немало экземпляров при пробегах до 120 тыс. км нуждались лишь в регулярном ТО. С лучшей стороны зарекомендовала себя и роботизированная коробка передач (без педали сцепления). Пусть и подержанный, «Ярис» выглядит престижно, а жить ему еще долго. Покупаем? •* Служба (TOV) Technischer Oberwachungs-Verein ежегодно проводит инструментальный техосмотр автомобилей в Германии. Все данные о неисправностях систематизируют и ежегодно публикуют. Такид( образом, потребители получают достоверную инаюрмацию о надежности того или иного автомобиля на протяжении его эксплуатации.Американский аналог «Яриса» - «Тойота-Эхо». Помимо однообъемников, выпускались и седаны.На «Эхо», как и на «Ярис», устанавливали также обычный «автомат».На правах рекламыЗа рулем 03/2005139