92
93
ИТОГИ 2004 ГОДАВРЕМЯ РЕКОРДНЫХ ПРОДАЖИгорь Моржаретто ще до того как были подведены итоги 2004 года, стало ясно - он по объемам продаж станет рекордным. Всего было реализовано более 1 300 000 новых автомобилей, что на 18,7% больше, чем в 2003 году (1 095 000). Лидером, естественно, остается марка «Лада». Под этим брендом продано чуть больше 700 тысяч легковых автомобилей. Из них 625,5 тысячи произведено на АВТОВАЗе, 54 тыс. на «ИЖ-Авто», 17,5 тыс. - на «РосЛаде» в Сызрани и около 3 тыс. (несерийные модели) в тольяттинских компаниях «Супер-Авто», ВИС, «Бронто», «Моторика». Таким образом, бренд «Лада» по итогам года включал 53,8% всех новых автомобилей.ЕЗдесь будет собираться наша «Спектра».бригаду; кроме ОТК есть и «директорский» контроль. Раз в неделю генеральный и его заместители садятся за руль только сошедших с конвейера машин и лично «тестируют» их. «Конечно, ляпы, допущенные в конструкции, уже не исправить, но что касается комплектующих, сборки - тут держись!» уверяет Михаил Добындо. Причем, по его словам, немедленные и жестокие меры распространяются не только на «своих», но и на смежников. Между прочим, все это имеет самое непосредственное отношение к «Спектре»: собирать ее будут те же люди, что стоят сейчас на конвейере «шестерок» и «двадцать шестых». Других и взять-то неоткуда, не из Кореи же завозить, а главное, как считает руководитель «Проекта «Спектра» Андрей Маслов, «брак зависит не от людей, а от техпроцесса, хотя ис людьми работаем тоже». На заводе розданы опросные листы, и по результатам анкетирования проводят своего рода мониторинг кандидатов на новые рабочие места. Сейчас средняя зарплата здесь - около 7 тыс. рублей. Для города и республики в целом это приемлемо. Но вполне вероятно, что на сборке «Спектры» она станет выше (изменится сама система оплаты). Группа будущих руководителей среднего звена уже учится в Корее. На очереди - бригадиры и мастера. Поначалу контроль качества выпущенных в Ижевске автомобилей КИА будет совместным, позже, если не появятся претензии с корейской стороны, его полностью доверят местным (так было в Калининграде и Таганроге). На повестке дня уже и локализация. 8 первый год работы, по предвари92 За рулем 03/2005тельным прикидкам, в «Спектре» российскими будут шины и диски, аккумуляторы, масла и технические жидкости. Уже обсуждается проект создания СП по выпуску сидений и обивок, пластиковых штампованных деталей (бамперы). Через год «своими» станут светотехника, стекла, топливный бак, радиатор, шумоизоляция и многое другое. Опять же контроль на первых порах будет корейско-российским. Кстати, от этого праздника жизни «перепадет» собственным «одам» и «четверкам». На новом окрасочном комплексе должны красить все автомобили, а не только кузова «Спектры». А там, глядишь, подтянут и качество сборки, и производство комплектующих для всей ижевской «классики». Это, кстати, одно из условий выживания всего автозавода: вряд ли кто-то поверит в качество «Спектры» и выложит за нее 10-12 тыс. долл., если будет знать, что рядом собирают откровенную халтуру. ...В Ижевске в ближайшие дни ожидают первую партию нового оборудования. Завершить его монтаж намечено в июне, поскольку уже в августе первые товарные машины должны покинуть территорию завода. В 2005 году их, как было сказано, выпустят 8 тысяч, но в перспективе через пять лет речь может идти уже о 140 тысячах «кореянок». Впрочем, почему «кореянок»? Генеральный директор ОАО «ИЖ-Авто» Михаил Добындо их иномарками не считает: «Не столь важно, где разработана модель, главное, чтобы автомобиль был сделан на высоком техническом уровне, вне зависимости от шильдика на капоте. Под капотом все равно будет стоять «Сделано в России на «ИЖ-Авто»... ОПримерно по 60 тысяч легковых авто было продано под марками ГАЗ и > «Ока». Еще около 40 тыс. россиян в прошлом году приобрели автомобили марСАМЫЕ ПОПУЛЯРНЫЕ ИНОМАРКИ В РОССИИ (2004 г.)-.-—- — 4i.«£s.I53 986«Шевроле-Нива»28059«Форд-Фокус»25280«Дэу-Нексия» 20031 «Хёндэ-Акцент»—"•^«РСИ^17 502«Мицубиси-Лансер» ИТОГИ 2004 ГОДА ки ИЖ и чуть менее 30 тысяч пересели на новые «уазики». В целом же на долю российских марок пришлось около 72,5% рынка новых легковых автомобилей, а всего в 2004 году было реализовано 940 тысяч новых отечественных автомобилей и 400 тысяч новых иномарок. Среди последних лидирует «Шевроле», чьи продажи на российском рынке выросли по сравнению с 2003 г. в полтора раза - до 56,5 тысячи. Впервые в свои отчеты «Джи-Эм СНГ» включил продажи СП «Джи-Эм-АВТОВАЗ» (более 53 тысяч «Шевроле-Нива»). Отметим, что на российском рынке было также реализовано 647 вседорожников «Трейл Блейзер» (+89,1% к 2003 г.), 423 вседорожника «Тахо» (+61,4%), 776 автомобилей «Авео», 635 «Лацетти» и 47 - «Эванда» (три последние модели в «девичестве» носили шильдики «Дэу»). Еще в 2004 году продано 83 вседорожника «Хаммер» (Hummer Н2) калининградской сборки. На второе место среди иномарок по итогам года заслуженно вышла южнокорейская «Хёндэ» - объем ее продаж на российском рынке вырос по сравнению с 2003 г. в 2,5 раза - до 50 686 автомобилей. На третьем месте - «Тойота». Через сеть своих официальных дилеров она продала 43 867 авто. Лидерами здесь стали «Королла» (12 973), «Кэмри» (9797), RAV4 (6156), «Авенсис» (6092). «Форд» сохранил четвертое место, но так и не перешагнул через порог в 40 тысяч - компания реализовала 39 241 автомобиль (+96,1% к 2003 г.). По-прежнему наибольшим спросом пользовался «Фокус» Всеволожской сборки - 28 059 реализованных машин, более 70% общего объема продаж. На втором месте - «Мондео» (3866 седанов и универсалов); успешно стартовали продажи компактвэна «Фокус Стах» - 2926. Объем продаж «УзДэуАвто» в 2004 г. (пятое место) вырос на российском рынке по сравнению с 2003 г. до 35 398 автомобилей. За это время было реализовано 25 280 «нексий» (+71,7% к 2003 г.) и 10 118 «матизов» (+82,8%). Планы на этот год еще более амбициозные: 60 тысяч! Между тем возраст основной модели, «Нексий», дает о себе знать: за последние три года компания сползла с первого места на пятое. Далее в десятке лидеров японские «Мицубиси» и «Ниссан», южнокорейская КИА и только на 9-м и 10-м местах - европейские компании: «Рено» и «Опель». Причем первая в течение года сдавала позиции, а вот вторая поднялась на две строчки. Причина фиаско европейских автомобилей одна: те, что производятся в «еврозоне», слишком до-ДОЛИ РЫНКА ПРОДАЖ НОВЫХ ИНОМАРОКПрочие 24,3% '"«Тойота» «Мицубиси» 7,5% «УзДзу. 8,9%<<553Р«Форд» 9,8%11%Новых автомобилей в России стало больше почти на 20%.рогие. «Опель» удержался в десятке, поскольку традиционно номинируется в долларах, а «Рено» в конце 2004 года тоже перешел на «баксы». Правда, летом в Москве начнется сборка «Логана». Вот тогда и посмотрим... Открытием года на нашем рынке можно считать японскую «Мазду» - продажи увеличились в 5,2 раза (8565 автомобилей). Увы, по-прежнему стремительно сдает позиции некогда фаворит российского рынка - чешская «Шкода»: объем продаж за год снизился на 18,7%. Еще больше, на 44,5%, упала реализа-ция у испанского СЕАТа - до 87 автомобилей. Нечем похвастаться и «Фольксвагену», чьи автомобили в России всегда были очень популярны. Это особенно заметно на фоне стремительного роста продаж других компаний. В первом номере ЗР мы дали предварительный прогноз продаж иномарок в 2004 году (до оглашения окончательных цифр еще было больше месяца) и, как выяснилось, почти не ошиблись: не только «угадали» общее количество проданных иномарок (400 тыс.), но и итоги продаж ведущих компаний. Ошиблись лишь в двух случаях - «Тойота» и «Ниссан» показали лучшие результаты, чем мы прогнозировали. Наш прогноз на 2005 год еще более оптимистичен: иностранные производители продадут в России примерно 500 тыс. машин, из которых 160-180 тыс будут собраны у нас. Основной спрос 60% - предвидится на автомобили ценой 10-20 тыс. долл. С 2010 года, как считают аналитики, в России начнут ежегодно продавать 1,3 млн. автомобилей иностранных брендов, причем примерно половину из них будут собирать на территории РФ. •ПРОДАЖИ ЛЕГКОВЫХ ИНОМАРОК 8 РОССИИ (2003-2004 гг .)Места Марна 2004 г. 2003r. Изменения за год, % 152,38 148,63 76,82 96,11 74,33 70,40 202,88 67,43 46,20 25,08 426,11 -5,20 19,31 79,89 65,31 Место Марна 2004 г. 2003 г. изменения за год, % 68,13 -18,72 0,42 46,39 31,79 25,71 193,47 154,76 54,98 53,22 111,08 48,80 -8.00 Место Марна 2004r. 2003 г. за год, % 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 Cadillac Mini Alfa-Romeo FIAT Jaguar Bentley SEAT Hummer MG Maybach Rolls-Royce Lancia Isuzu 211 194 163 113 105 90 87 83 37 15 76 н/д 409113 40 128 201 101 178 8 157 0 31 12 01 12 220 674 427,50 51,56 -18,91 11,88 -43,83 1025,00 -44,59 19,35 25,00 500,001 23456789 10 11 12 13 14 15Chevrolet Hyundai Toyota Ford Daewoo Mitsubishi Nissan KIA Renault Opel Mazda Peugeot VW BMW Suzuki56 50 43 39440 686 867 24135 398 30 097 28 434 18 759 16 126 9153 8 565 8 325 7 558 6 789 6 68522 363 20 386 24 809 20 010 20 305 17 663 9 388 11204 11030 7 318 1628 8 782 6 335 3 774 404416 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30Honda Skoda Volvo Citroen Audi Mercedes Subaru Lexus Land-Rover Chrysler Rover Jeep SAAB Ssang Jong Porsche6 009 5 428 5048 4 345 4100 4029 3 733 3 559 2 436 1 166 667 494 345 280 2403 574 6 678 5 027 2 968 3111 3 205 1272 1397 1582 761 316 332 375 н.д. н.д.Всего проданоЗа рулем 03/200593