144
145
146
147
КОМПОНЕНТЫТЕСТ ШИН••ПО АСФАЛЬТУ НА ШИПАХСергей Воскресенский . Фото: Константин Якубов 144 За рулем 03/2005 реди наших водителей немало энтузиастов круглогодичной езды на чем-нибудь одном, с их точки зрения, вполне универ.0" сальном. Оправданием зимних шин летом служит такая мотивировка: дескать, шум и не совсем четкие реакции машины меня не волнуют, зато эти покрышки и катятся вроде мягче, да и на дачу (рыбалку, охоту и т. п.) проехать легче. Опасны ли зимние шины летом или им можно дать добро? Как поведут себя всесезонные? У нас есть возможность оценить изменения в поведении автомобиля, поочередно обувая его в различные виды шин. Для контраста решили включить сюда всесезонную и летнюю покрышки, а потом и вовсе разбили тест на два этапа - не только зимний, но и летний.СХорошо знакомая читателям и многократно проверенная на тестах летняя шина «Кама-208» демонстрирует ожидаемо стабильные результаты. Она традиционно жестка и упруга на мягких неровностях, зато в остальном неплохо подходит автомобилю, частично даже исправляя огрехи его управляемости. «Лада» чутко относится к командам водителя и хорошо контролируется при возникновении скольжений. Чувствуется, что этой шине по нраву быстрая и динамичная езда «на грани», поэтому все специальные упражнения она выполняет если и не безукоризненно, то весьма стабильно и надежно. С ПРИВКУСОМ ВАТЫ: ВСЕСЕЗОННАЯ ШИНА На слух шумнее в «десятке» не стало. Более того, теперь машина куда терпимее к неровностям асфальта, не утомляет их звонким прохождением. Однако и весь автомобиль словно слегка расслабился, подраскис. Машина не просто стала «тупее» реагировать на руль. В быстрых поворотах она пугает ранними проскаль-ет ее зимний характер. Неожиданно жестким (вот тебе и «мягче, комфортнее») оказывается этот «европеец» на мелких неровностях. Тональность звучания покрышки стала глухой, при этом потряхивает «десятку» на швах и стыках ничуть не меньше, чем на летней «Каме». Наконец самое интересное: и рулится автомобиль неплохо, заметно уверен-Естественно, все колеса одной размерности 185/60R14, как нельзя лучше подходящей нашему шиноносителю ВАЗ-21103. Над выбором объектов испытаний пришлось поколдовать. Мы купили продукцию разных фирм, исходя из тех или иных свойств, заявленных производителями. Фирмы и модели мы специально не называем. Наша цель - исследовать классы шин, а не конкретные модели. Их примеры вы видите на фото. f Столбик термометра держится у отметок +5...+6°С. Шины - от летних до чисто зимних, еще ис шипами. Единственное послабление - полив при выполнении измерений. В противном случае зимние покрышки до снега не доживут, на сухом асфальте они изнашиваются очень быстро. Субъективная же оценка, представленная ниже, сделана по результатам езды и по сухому, и мокрому покрытию. ПЛЯШЕМ ОТ ПЕЧКИ: ЛЕТНЯЯ ШИНА Температуры воздуха уже граничные, влияющие на результат. Тем не менее надо хоть как-то уравнять шансы претендентов, а то получается - этим уже некомфортно, а тем «еще»...Goodyear Ultra Grip б, Nokian WR, Pirelli Winter Snow Sport.нее, нежели на той же «всесезонке». После первых же прикидок чувствуется - машина собраннее на дороге, ее реакции быстрее и точнее. Лишь неожиданно ранние проскальзывания напоминают о зимнем характере обувки, и чем более мокрой становится дорога, тем лучше цепляется за нее покрышка, недвусмысленно демонстрируя свои пристрастия. НА АСФАЛЬТЕ НЕ ВОИН: ЗИМНЯЯ НЕШИПОВАННАЯ ШИНА Еще один пример добротной зимней обуви, вот только предназначена она для настоящего холода, снега, льда. Именно поэтому изменилась форма протектора - кромка заострена, а рису-Примеры всесезонных шин: Kumho Rower Racer II, Pirelli Four Season, Medeo.зываниями передней оси, вялыми откликами на корректирующие действия. Мокрый асфальт только усугубляет ситуацию, и шина откровенно «проваливается», породив мысль: если так ведет себя недорогая «всесезонка», что будет с остальными? ОБРЕТЕНИЕ УНИВЕРСАЛЬНОСТИ: ЗИМНЯЯ «ЕВРОПЕЙСКАЯ» ШИНА Интересное сочетание: скругленная боковина, эффектная «елочка» протектора, развитые водоотводящие канавки. Но при этом есть ламели, довольно мягкий поверхностный состав резины и традиционный для зимней покрышки индекс «M+S» (грязь и снег) на боковине. Такая шина ориентирована на теплую европейскую зиму, с преобладанием плюсовой температуры и дождей. Предложенные условия этой покрышке по нраву, лишь легкий гул выдаDunlop Graspic DS2, Bridgestone Blizzak WS50, Nokian Hakkapeliitta Q.Летняя: «Кама-208». Ее могли бы заменить одноклассники Barum Brilliantis, Continental Conti EcoContact 3.HOK заметно укрупнен, получив ярко выраженные «бойцовские» качества. Автомобиль их тоже почувствовал, да так, что водитель на первых порах забыл про шум и вибронагруженность - настолько увлекся изменениями в поведении машины. То, что «десятка» на асфальте превратилась в плохо управЗа рулем 03/2005 145 ТЕСТ ШИНЗимняя шина летом весьма серьезный компромисс, влияющий прежде всего на безопасность.ляемыи снаряд, выяснилось еще до начала измерений. Стоило на совершенно безобидной скорости 70-80 км/ч качнуть рулем, как по ленивому отклику машины стало понятно - сдвинуть ее будет крайне тяжело. В лучшем случае «десятка» сделает это степенно и задумчиво, в худшем - коварно рыскнет в сторону или поплывет наружу виража, истошно визжа покрышками. Попытка проехать «переставку» только укрепляет в мысли: к этой шине надо серьезно приспосабливаться, забыв про летние навыки. Пугают и цифры тормозного пути: шестнадцать метров проигрыша - это почти катастрофа! Вот что значит обувка не по сезону. Кстати, комфортнее в ней машина не стала.146 За рулем 03/2005С ШИПАМИ НАПЕРЕВЕС Бытует мнение, что на асфальте ошипованные шины опаснее нешипованных: дескать, все это железо мешает покрышке нормально тормозить. Поставим такой вывод под сомнение, тем более что наши измерения его не подтверждают.s^Sii,Л_-'А\^РPirelli Winter Corving, Goodyear Ultra Grip 500, Nokian Hakkapeliitta 4.Ведь рассчитанные на лед твердосплавные наконечники шипов не менее активно вгрызаются ив асфальт. Конечно, сам шип при этом испытывает куда большие нагрузки ив конце концов вырывается с корнем. Отчасти поэтому конструкторы вынуждены делать протектор ошипованной покрышки довольно твердым. По сравнению с предыдущим вариантом поведение ВАЗ-2110 не то чтобы заметно лучше, но понятнее: меньше неточностей, подруливаний на прямой ив поворотах. "* Цифры замеров тоже выглядят оптимистичнее и это уже хорошо. Конечно, ездить на шипах в летнее время врагу не пожелаешь: шумно, довольно жестко на мелких неровностях, по-настоя- ТЕСТ ШИН РЕЗУЛЬТАТЫ ЗАМЕРОВТормозной путь (100 - 0 км/ч), м Влажное покрытие Внутренний шум, баллыщему опасно в аварийных ситуациях и на высокой скорости. ВОЗМОЖНЫ ВАРИАНТЫ? 4Т Несомненно, приспособиться можно ко всему: шинам зимним, летним, всесезонным, с шипами и без. Однако достаточно взглянуть на цифры, чтобы понять - экспериментировать надо очень осторожно. Зимняя шина летом - это весьма серьезный компромисс, влияющий прежде всего на безопасность. Конечно, бывают исключения из правил иногда производители сознательно меняют отдельные характеристики, стремясь лучше приспособить свое изделие к асфальту. Но это, как правило, тут же сказывается на сцепных свойствах зимой. Из зимних шин более-менее универсальны лишь покрышки, конструктивно рассчитанные на работу в условиях теплых европейских зим. Дождь, мокрый снег, околонулевые перепады температур - их стихия. Но как только асфальт подсохнет, а столбик термометра поползет вверх, их сцепные свойства окажутся далеки от желаемых. Официальные «всесезонки» - вещь в0 себе. Допускаем, что среди них могут оказаться модели, вполне «лояльные» к сухому и мокрому асфальту. Нам, увы, не повезло. Возможно, выбранная шина покажет себя зимой, продемонстрировав нечто оригинальное? Тем не менее стоит помнить, что в поисках компромисса всегда что-то теряешь, и не факт, что «универсальная» шина одинаково подойдет для всех времен года. Итак, первый этап завершен. Следующая встреча на зимних дорогах. •Всесезонная Зимняя европейская>59 >59ЗимняяА1• 67I 1Зимняя1А5060' I ' 70I 80 Комфорт (вибронагруженность), баллыУправляемость (скорость выполнения маневра «переставка»!, км/ч НI Влажное покрытиеWВсесезонная Зимняя европейская8бВсесезонная Зимняя европейская•81,9 .84,579Зимняя Аг | i iiьЗимняя АI5I6I7I8I9I 1081,5i ' I607090В этих условиях выбор очевиден: на той что слева - ездить, а правую спрятать до зимы.На правах рекламыБез дыма и огняНам важна каждая деталь Название «холодная сварка» уже знакомо большинству мастеровых автовладельцев. Это особый двухкомпонентный материал, похожий на пластилин. Он изготавливается на основе эпоксидной смолы, но в отличие от нее обладает гораздо большей прочностью и превосходной пластичностью. В магазинах продается несколько видов импортных металлопластилинов. Часто эти составы либо слишком дорого стоят, либо поддельные, а порой и то и другое вместе. Единственной холодной сваркой отечественного производства, которую по достоинству оценили даже за рубежом, является серия металлопластилинов ПОЛИРЕМ, выпускаемых под маркой «ЛЕКАР». ПОЛИРЕМ может применяться дляремонта и склеивания различных деталей автомобиля, отлично справляется с заделкой повреждений вместо сварки, прост в применении, как и пластилин. Там, где традиционная сварка недопустима по соображениям пожарной безопасности, ПОЛИРЕМ — надежный и современный ремонтный материал. Его качество превосходит по многим параметрам качество «суррогата» с импортными этикетками, поставляемого на наш рынок. ПОЛИРЕМ «ЛЕКАР» предлагает самый большой ряд металлопластилинов, специально разработанных для различных материалов: сталь и чугун, алюминий, бронза, пластик, дерево, стекло и т.д. При этом цена такой холодной сварки в два-три раза ниже импортной.(095) 795-2120,746-1321 • www.autolekar.ru