90
91
j** ЛчЦ•jmРабо*. ы no pf. конструкции ОАО «ИЖАВТО» по линии KIA-Spectra ведет Генподрядчик ООО «Ижэнерпомонтаж »— .*~~~•.--,Максим Приходько. Фото: Александр Батыр\П90о планам, первое августа 2005 года должно стать эпохальным днем в биографии Ижевского автозавода: с его конвейера сойдут первые автомобили «КИА-Спектра». Свои, собственные. Те 600 «корейцев», которые были здесь собраны по отверточной технологии в прошлом году - не в счет. Производство будет включать в себя сварку, окраску, сборку - практически полный цикл, а в перспективе - и высокая степень локализации. Объем инвеЗа рулем 03/2005стиций уже на первом этапе - 70 миллионов долларов. План по выпуску «Спектры» на этот год - 8 тысяч автомобилей. НЕ УПУСТИТЬ ШАНС... Вообще-то бум открытия автосборочных производств в России пришелся на последние пять лет прошлого века. Тогда же правительство предприняло и первые попытки увлечь иностранных производителей идеей совместных предприятий. Не получилось: большинство проектов оказались однодневками. Мало кто теперь вспоминает о «шевроле-блейзерах» из Епабуги, ФИАТах из Нижнего Новгорода, «хёндэ» из Саратова, «шкодах» из Ижевска, а те единичные СП, что все-таки работают, делают это скорее вопреки, чем благодаря. " Впрочем, то же самое можно сказать ио «старых» отечественных автопроизводителях, которым удалось выжить. Тяжелее всех в этой борьбе пришлось, наверное, Ижевскому автозаводу. Одно СДЕЛАНО В РОССИИвремя казалось, что это незаконнорожденное дитя «оборонки» погибло в неравном бою с обстоятельствами, но на рубеже тысячелетий завод вдруг начал Л? оживать. Правда, собственной модели «Оде» (она же «Орбита» в девичестве) по-прежнему не везло. Выйди она на рынок в начале 80-х - вполне могла бы стать бестселлером и разойтись в миллионах копий; в начале же XXI века у нее, как оказалось, совсем немного приверженцев. Такова, видимо, судьба всех устаревших заднеприводных автомобилей, на которых специализируется «ИЖ-Авто»: в конце прошлого года завод дважды пришлось останавливать. Увы, нет сбыта. Ни возросшее качество, ни фиксированная цена, ни рекламные ролики («Теперь с оцинковкой!»), ни новая цветовая гамма не принесли желаемых результатов. «Это обычный сезонный спад», - успокаивали заводские маркетологи. «Просчеты сбытовой политики» посчитали эксперты «Нью-Йорк Тайме» (!), посвятившей отдельную статью «ИЖ-Авто» в ноябре 2004 года. На самом деле всем уже понятно: на давным-давно устаревших (пусть и самых дешевых!) моделях в светлое будущее не въехать. Ш ...В конце зимы в столице Удмуртии прошел традиционный слет дилеров «ИЖ-Авто». В холле заводоуправления были расставлены «шестерки», «четверки», «оды» и пикапы. Торговцам предлагали новую гамму окраски традиционного товара, кое-что еще, но в курилке разговоры шли вокруг перспектив. Под ними подразумевался «Проект «Спектра». Представители сбытовых структур полагали, что КИА из Ижевска будут реализовывать через устоявшуюся дилерскую сеть. А это им давало шанс подняться избавиться от имиджа продавцов «совковых» наборов «Сделай сам». Наверно, потому они так внимательно слушали доклады, участвовали во всех дискуссиях надо учиться выживать вместе... АЗИАТСКИЕ ИГРЫ Судя по всему, руководители Ижевского автозавода давно поняли, что заднеприводные в лучшем случае позволят восстановить и сохранить производство, но не принесут желаемых дивидендов. Поэтому и пытались договориться о выпуске в Ижевске сначала «Шкоды», затем «Фольксвагена», «Хёндэ»... Потом завод сменил хозяина - им стала группа СОК, и в 2002 году «ударили по рукам» с корейской компанией КИА. «Азиатские тигры» к тому времени обосновались во многих странах, в том числе ив России: модели КИА и «Хёндэ» уже собирали в Калининграде и Таганроге. Но свой кусок пирога достался и Ижевскому заводу - модель «Спектра». Этот автомобиль класса С (в некоторыхстранах его относят ик D) разошелся по миру под разными названиями неплохим тиражом и несколько лет назад был даже признан «Автомобилем года» в США. В самой Корее производство этой модели прекращено, но, по прогнозам маркетологов, у нас в стране (не исключено, что ив соседних) она может пользоваться популярностью еще многие годы. Особенно если удастся снизить цену - скажем, до 10 тыс. долл. за базовую модель. Под этот проект решили не строить новый завод: линии по сборке КИА будут располагаться параллельно ниткам конвейера, откуда сейчас сходят «оды», «четверки» и «шестерки». «Но это будет полноценное производство, а не какаянибудь «отвертка», - несколько раз подчеркнул генеральный директор ОАО «ИЖ-Авто» Михаил Добындо. «НАШЕ КАЧЕСТВО - НАША ЗАРПЛАТА!» Плакаты с таким призывом встретишь на заводе буквально на каждом шагу. Еще бы - народ теперь разборчивый, и пусть автомобиль стоит 4-5 тыс. долларов, он должен быть «ровно на эти деньги!» Никаких «потом сами докрутим»! Ныне на «ИЖ-Авто» после каждой смены в каждой бригаде - традиционный уже «разбор полетов». За брак одного рабочего наказывают рублем всюРаз в неделю генеральный директор Михаил Добындо и его заместители лично «тестируют» автомобили, сошедшие с конвейера.Через несколько минут этот ИЖ будет тестировать сам генеральный директор.М. Добындо: «Мы собираем российские автомобили». За рулем 03/2005 91