Российская кольцевая гоночная серия: спасение от кризиса

Первый этап Российской серии кольцевых гонок пройдет 15-17 мая на автодроме «Нижегородское кольцо». Предлагаем перед стартом погрузиться в атмосферу РСКГ.

ТОРГОВЛЯ АТМОСФЕРОЙ

Чего хотят зрители, которые пришли смотреть гонку? Первое и главное – получить непередаваемое ощущение причастности, окунуться в атмосферу мира моторов и подвесок. Второе – зрелище на трассе. Будем откровенны: аварии и столкновения, столь нежеланные для пилотов, зрители только приветствуют! А гонки, где аварий нет, считают скучными. Третье – торговые точки, перекус и развлечения в паддоке. Или это стало первым?

Мировые гоночные серии уже лет двадцать как ступили на сомнительный путь отчуждения от зрителя. К примеру, Формула‑1 стала совершенно закрытой. Спору нет, торговля провиантом и атрибутикой на всех Гран-при идет бойко. В этой сфере равных Формуле‑1 в мире немного. Прекрасный шопинг, но у зрителей нет никакой возможности прямого контакта с кумирами! Пилоты-небожители прячутся в мотор-хоумах, их даже издали не увидишь; священные машины таятся в боксах, прикоснуться к ним – ни-ни! А вход в паддок открыт только VIP- персонам. И как же тут «окунуться в атмосферу»?

Такие эпизоды не нравятся гонщикам, но совсем без столкновений гонки были бы не так притягательны! И, к счастью, невозможны.

Спасение для болельщиков всего мира – гонки с более скромным статусом, в том числе национального масштаба. В России такие тоже есть, и в первую очередь это Российская серия кольцевых гонок (РСКГ).

ДЛЯ ЗРИТЕЛЕЙ

Конечно, в РСКГ нет суперзвезд уровня Роба Хаффа и Ивана Мюллера – чемпионов мирового Туринга. Но они тут и не нужны. Сведущий зритель всегда найдет, за кого болеть и кому отдать симпатии, благо свои звезды есть и у нас.

Пилоты РСКГ открыты и коммуникабельны. Их не придется вылавливать в городке из командных шатров, так как на каждом этапе проводится автограф-сессия. А еще тут серьезные и быстрые машины – как в туринговом Кубке Европы. Только в РСКГ их побольше.

Самые драматичные минуты заездов – первые круги. Но такие серьезные аварии в РСКГ происходят довольно редко.

В предстоящем сезоне нас ждет более удобное для зрителей расписание заездов. Каждый класс машин по-прежнему стартует на этапе дважды – но прежде максимум зрелищ приходился на воскресенье, а в этом году старты поделены поровну между субботой и воскресеньем.

Парк гоночной техники ожидает любопытное пополнение. В придачу к свежим Kia Rio, Renault Twingo и Subaru BRZ одна из команд выставит Seat Leon Racer нового поколения – эти машины в России мы еще не видели. На некоторых этапах программу дополнят заезды молодежной Формулы‑4, а также нового юниорского кузовного класса – в него допускают только вазовскую технику и пилотов от 14 до 18 лет. Девчонок – тоже!

И наконец-то в РСКГ вернули удобную для восприятия систему начисления очков. Вместо схемы, где без калькулятора и специальных таблиц не разберешься, теперь будет та, что принята FIA почти для всех турниров, начиная с Формулы‑1, WTCC и WRC.

И краеугольный в эпоху кризиса момент: на все этапы РСКГ, не совмещенные с международными сериями, вход остается бесплатным!

ДЛЯ ПИЛОТОВ

Гонщиков, особенно выступающих на иномарках, кризис коснулся в еще большей степени. Ведь почти все запчасти и расходники – по европейским тарифам. Редкий случай, но промоутер российской серии не скрывает свою финансовую кухню. Чтобы оставить расходы команд на прежнем уровне, РСКГ перешла на топливо отечественного производителя TОТЕК. Гоночный бензин марок «Торнадо 98» или «Торнадо RX100» обойдется пилотам на 15 рублей дешевле (75 рублей за литр вместо 90 рублей). Подорожают только шины (единый поставщик для всех – Yokohama), но не на 70% в соответствии с курсом японской иены, а только на 10%. Попутно для участников чемпионата, планирующих провести полный сезон, снизили стартовый взнос.

Национальный – самый недорогой и массовый класс российского «кольца». В прошлом сезоне в нем выступили 38 пилотов!

Работая над сдерживанием роста всяких тарифов, РСКГ в межсезонье не потеряла в числе пилотов. Кто-то ушел, кто-то добавится (в том числе победитель Гонки звезд «За рулем» Николай Карамышев), а в целом – паритет.

Ударным этапом станет третий по счету, который состоится в Сочи. В Россию впервые приедет новорожденная международная туринговая серия TCR и составит дружную компанию РСКГ. Правда, это не означает, что именно здесь заезды выйдут более интересными. Сочинская трасса в стандартной конфигурации, как выяснилось, не очень подходит для кузовных гонок – она изначально рассчитана на более быстрые машины.

Куда же тогда ехать? Где будет интереснее всего? На этот вопрос можно ответить только по окончании сезона. А для этого придется по полной программе окунуться в атмосферу российских кольцевых гонок, которые, кстати, в этом году празднуют 60‑летний юбилей.

Это рабочий момент в гонке машин Суперпродакшн на «Сочи Автодроме». Пилоты не поделили траекторию.

Техническая база

Два класса РСКГ – машины с двигателями рабочим объемом до 2,0 л, еще два – до 1,6 л. Классы с одинаковым литражом различаются уровнем подготовки машин. При моторах равного объема Туринг современнее, мощнее и быстрее, чем Суперпродакшн (300 л.с. против 250 л.с.).

Такая же ситуация в классах Туринг- Лайт и Национальный – модели машин могут быть одинаковыми там и там, но подготовка у них разная. Туринг и Туринг-Лайт считаются главными классами – здесь разыгрывают комплекты медалей чемпионата страны. С некоторыми допущениями эти два класса соответствуют европейским Super‑2000 и Super‑1600.

В это неприятное положение пилот загнал свою машину на тренировках. Через день, кстати, он стартовал в гонке – на собранной в новом кузове.

Третья серия

• 2004 На базе Кубка VW Polo создана серия RTCC (Russian Touring Car Championship), объединившая четыре кузовных класса. Серия получила официальные статусы чемпионата и Кубка России.

• 2012 Методом глобализации из RTCC создан новый турнир, который объединил вообще все классы машин в отечественных кольцевых гонках – от формул до прототипов. Серия получила название RRC (Russian Racing Championship). Но ее идея оказалась нежизнестойкой – гонки в семи-восьми зачетных группах с трудом умещались в один уик-энд и создавали массу организационных проблем.

• 2014 В серию RRC пришел новый промоутер – SMP Racing. Серия поменяла название на РСКГ (Российская серия кольцевых гонок) – от латинского написания решили отказаться. По своей концепции серия близка к изначальной RTCC: четыре кузовных класса машин, где по-прежнему разыгрывают награды чемпионата и Кубка России.

Фотогалерея

Подпишитесь на «За рулем» в