Как избавить дороги от пробок без платных парковок
Кто против?
Введение в Москве платных парковок в пределах Бульварного кольца, а следом и Садового не вызвало серьезного недовольства автомобилистов. И большинство опрошенных на нашем сайте высказалось за то, чтобы платным был только центр. Но у городских властей своя статистика: расширяя зону платных парковок фактически до спальных районов, нас клятвенно заверяют, что делается это исключительно по просьбе москвичей, – и в качестве одного из подтверждений приводят данные портала «Активный гражданин».
Обманутые люди вышли на улицы: почти во всех районах Москвы, где вводилась платная парковка, прошли митинги протеста. Немалое количество муниципальных депутатов (преимущественно от оппозиционных партий) поддержали недовольных и подтвердили, что многие решения относительно платных парковок в приказном порядке спускались сверху. Мнением народных избранников и жителей окрестных улиц никто не интересовался. Выходит, городские власти нас обманывают?
В некоторых случаях чиновники не обязаны согласовывать с жителями свои действия. Статья 12 федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности» предоставляет правительству Москвы право самостоятельно решать, где организовывать платные места. Но касается это лишь дорог регионального или межмуниципального значения – вылетных магистралей и других крупных улиц. А если это местный проезд, расположенный в границах муниципалитета, вопрос устройства платной парковки находится в ведении местного самоуправления – муниципальных депутатов. Таким образом, закон четко разделяет полномочия городских и муниципальных властей по отношению к платным парковкам.
Так почему всё делается наперекосяк? Потому, что в столице до сих пор не приняли нормативный акт, утверждающий перечень региональных и муниципальных дорог. И это очень удобно: городские чиновники сами решают, где устраивать платные парковки. К примеру, депутаты Бабушкинского района попросили исключить их территорию из зоны расширения, но префектура СВАО грозно ответила, что платные парковки будут появляться «вне зависимости от того, что решат депутаты». И так – во всех без исключения районах столицы. Инициатива наделить муниципальных депутатов полномочиями по организации платных парковок нашла поддержку почти всех районов Москвы, – но не верится, что им отдадут столь лакомый кусок.
Чтобы город поехал
Московские дороги перегружены. По оценкам Дептранса, в столице около 600 тысяч «лишних» машин. И городские чиновники, которые обеспечены служебным транспортом за счет налогоплательщиков, будут и дальше расширять платные парковки, вынуждая автомобилистов пересаживаться на общественный транспорт.
Голос оппозиции слаб, и новых идей негусто. Депутат Госдумы Ярослав Нилов предлагает оставить платные парковки лишь в пределах Бульварного кольца, а в остальных районах обязать городские власти создавать условия для того, чтобы коммерческие фирмы строили подземные паркинги. Но сколько будет стоить такое машино-место?
Координатор движения «Общество синих ведерок» Петр Шкуматов ничего принципиально нового не предлагает. По его мнению, платными парковками ситуацию на дорогах не изменить, поэтому вводить их надо обоснованно. Например, в центре стоянка должна быть платной, а в спальных районах – нет.
У журналистов ЗР есть идеи: о своем видении организации парковочного пространства мы рассказали в прошлом выпуске журнала (ЗР, 2016, № 1). Очевидно, что для борьбы с пробками властям следует заниматься не расширением платной зоны, а развитием инфраструктуры. Нужно построить два контура перехватывающих парковок. Первый – на окраине города, чтобы там жители Подмосковья пересаживались на общественный транспорт. Другой – близ Третьего транспортного кольца, причем с разумными тарифами.