Что будет с ценами на грузовики – есть прогноз
Основным фактором влияния на рост цен стало изменение структуры брендов грузовых автомобилей и построение новых логистических цепочек.
Спрос на грузовую технику почти не изменился в 2022 году, при этом европейские бренды сократили свои поставки в Россию, а отечественные производители были вынуждены перестраивать производство на отечественные комплектующие. На замену европейским брендам пришли китайские, которые активно наполняют рынок и занимают свою долю.
Рынок требовал пересмотра логистики и построения новых маршрутов поставок, которых ранее не было для таких объемов. Кроме этого, на стоимость влияет нестабильный курс рубля, что толкало импортеров перестраховываться и закладывать риски в цену.
Основной рост цен пришелся на КАМАЗ (самосвалы и тягачи ~25%), Урал (бортовые грузовики ~30%), которые росли в цене с 2021 года, а также европейские бренды (Scania, Volvo и MAN – от 30 до 50%).
Если говорить про китайские бренды, то здесь рост незначительный по сравнению с остальными: Shacman ~15%, Howo ~10%. Рост цен здесь сдерживается за счет сохранения спроса, конкуренции производителей за долю на рынке, конкуренции импортеров за счет субсидирования техники и конечных продавцов, которые используют новые инструменты привлечения клиентов.
Динамика цен на примере популярных моделей грузовиков
КАМАЗ (тягач): средневзвешенная цена на седельный тягач в начале 2022 года стартовала на отметке 7,8 млн рублей. На протяжении всего года цена менялась, но в итоге, к концу года, вышла на уровень 7 млн рублей:
КАМАЗ (самосвал): картина примерно такая же. Виден всплеск цен в марте и в конце года. Цена стартовала в январе с отметки 6,6 млн рублей. Был всплеск в марте до 8 млн рублей, и к концу года цена выровнялась на отметке 7 млн рублей.
Средняя цена на грузовик ГАЗ в начале года стартовала с отметки в 3,5 млн рублей. К концу года стоимость поднялась до 4,7 млн рублей:
На Shacman цена в декабре 2022 года осталась на уровне января – 8,1 млн рублей. Виден только очевидный всплеск в марте:
Мнение эксперта
— Думаю, что тренд роста цен сохранится на уровне 2022 года. При прочих равных можно сказать, что рынок на некоторое время будет держать текущий тренд (~10%). Как показывает практика прошлого года, рынок умеет быстро перестраиваться, а текущие события повлияли на спрос, скорее, в положительную сторону. Построение новой логистики продолжается с начала 2022 года, что позволяет постепенно снижать траты и конкурировать за долю на рынке.
Не думаю, что параллельный импорт может значительно повлиять на тренды, скорее это будет создавать дополнительный стимул на сдерживание роста цен.
По мере наполнения рынка китайскими брендами, в 2023 году основные производители укрепятся на своих позициях и будут удерживать текущие цены. Тут, скорее, возможен сценарий, когда клиенты, которые не доверяют китайским брендам, но верят в европейские, будут готовы переплачивать за европейскую машину, рассчитывая на более высокое качество, даже если это будет автомобиль с пробегом. Доля таких клиентов будет, но не настолько высокая, чтобы импортеры значительно падали в цене. Скорее продавцы параллельного импорта наоборот будут зарабатывать на таких клиентах, мотивируя цену сложностями поставок.
- Lego Vehicle Crossing Sand — отличный видеоурок инженерии: автомобиль преодолевает препятствия, в том числе из Лего, выбоины, холмы и ямы, которые перед ним выкапывает любопытный кот.
- «За рулем» можно читать и в Viber.
Фото: Brian Stalter / Unsplash