192
193
илами Своими.ДОВОДИМ ДО УМАмягкий выхлопУстанавливаем сильфонные компенсаторы в выпускные системы отечественных легковых автомобилей. ВОЛГА" ГАЗ-3110 0^0 ВАЗ-2109, 2110, 2106И"МОСКВИЧ-2141"Например, лопаются их сварные швы.Алексей РЕВИН, Виктор ЛЕЛИКОВ. Технический центр ЗР "Тушино" Подняв капот автомобиля, попробуйте на работающем двигателе резко нажать и сразу отпустить привод акселератора. Двигатель на подушках качнется в плоскости, перпендикулярной оси коленчатого вала. Еще сильнее двигатель колеблется под действием изменяющегося крувызванных работой кривошипно-шатунного механизма, ГРМ и т. д. Чтобы изолировать кузов от "живого" двигателя, последний установлен на эластичных опорах. Но на жестко соединенную с ним "трубу" - систему выпуска отработавших газов, которая тянется через весь автомобиль, коле-тящего момента (когда трансмиссия включена и автомобиль движется). К этим колебаниям добавляются воздействия инерционных сил при разгоне и торможении машины и проезде неровностей. Для переднеприводных автомобилей характерны также колебания силового агрегата под действием реактивного крутящего момента от ведущих колес. В зависимости от включенной передачи, он может во много раз превышать момент двигателя (например, на первой передаче ВАЗ-2110 - в 13,5 раза!). К тому же величина реактивного момента по разным причинам непостоянна. Наконец, работающий двигатель - это источник не только вышеперечисленных, сравнительно низкочастотных колебаний, но и вибраций с более высокими частотами.192 12/2000 ЗРХуже всего живется выхлопным системам переднеприводных ВАЗов (рис. 1) и "москвичей" (рис. 2). У первых силовой агрегат раскачивается вокруг оси, перпендикулярной продольной оси автомобиля, а у вторых - "пляшет" сразу вокруг двух осей. На "классике" (рис. 3) схема распределения моментов, вызывающих колебания, выглядит попроще. Как же избежать (или уменьшить) передачу колебаний от силового агрегата на элементы выхлопной системы? На многих иномарках эту проблему давно решили, устанавливая металлокомпенсатор сильфонного типа (гофр) или применяя шарнирное соединение труб. Не избалованные заботой отечественного автопрома, некоторые автовладельцы самостоятельно пытались избавиться от вибраций выхлопной системы. Так, один из авторов еще в 80-х годах видел "копейку" у которой почти все трубы выпуска были заменены на металлорукава от заправщика, подающего... ракетное топливо. Вот такая конверсия. Но времена изменились.бания передаются во всем своем диапазоне! От этого нередко ломаются кронштейны крепления выпускной системы, к коробке передач или блоку цилиндров, а иногда - и сами трубы.СваркеРис. 4._... ВвяЯН ЩоВинт М5WWMlifttMMMiWifiMWWi!»L В этой схеме сильфон компенсирует, в основном, продольные перемещения и колебания силового агрегата.ХАРАКТЕРИСТИКИ СИЛЬФОННЫХ КОМПЕНСАТОРОВ Модель М-2141 ВАЗ-2106 ВАЗ-2109 ВАЗ-2110 ГАЗ-3110 Параметр -^___ Реальная потребность в компенсаторе. 4 5533 баллы (по 5-балльной шкале) 45 43 Диаметр трубы в месте установки, мм 42.5 45 около 50' 150-200 150-200 150-200 Рекомендуемая длина сильфона. мм 100 200 24 24 24 26 Ориентировочная цена сильфона в Москве. S 18'Сечение трубы в месте установки не круглое, и ее необходимо подрихтовать. На "Самаре" мы решили установить Впервые на отечественном легковом автомобиле серийно применен компенсатор сильфонного сильфон, не используя сварку.типа со стальной оплеткой ("Святогор" с двигателем "PeHo-F3R"). Приобрели На автомобилях ВАЗ "десятого" с е ­ мейства установлен сферический ме таллографитовый пускной системы. Сейчас в автомагазинах можно приобрести компенсаторы разных раз ­ меров (рис. 4). Мы решили установить сильфонные компенсаторы на распространенные отечественные модели. Основные размеры и цены компен ­ саторов приведены в таблице. На "Москвиче-2141" компенсирующий элемент был установлен раньше, чем на других автомобилях, и уже про ­ шел испытания пробегом 5 тыс. км по серпантинам дорог Черноморского по ­ бережья Кавказа. Довелось машине ...и внутрен нюю поверхность втулки сильфона. Устанавливаем резонатор с сильфоном на автомобиль. лазать и по грунтовым дорогам, да с такими уклонами, что двигатель дер ­ гался и глох от перегрузки, но сильфон выдержал. Вырезали из резонатора участок Так выглядит соединение. длиной 180 мм. Здесь сильфон выгодно установить как можно ближе к стыку приемной трубы и резонатора. Зачищаем от краски и смазываем термогерметиком конец трубы... шарнир. Но он не компенсирует колебания вдоль оси вы ­ высокотемпературный (более 1300°С) герметик. Смазываем герметикой и заворачиваем винты длиной не более 8 мм.^tymmmm]Как видите, сильфон (тогда другого в продаже не нашлось) был установлен несколько большей. чем нужно, длины (280 мм), и место сварки заднего его конца пришлось на начало поворота трубы. Вставляем трубу в сильфон и сверлим по окружности восемь отверстий диаметром 4 мм. На "десятке" сильфон ввариваем в резонатор сразу за штатным шарниром. Теперь серьезные вибрации (включая направленные вдоль оси выпускной системы) здесь не пройдут!На вазовской "классике" совсем короткий (100 мм) сильфон мы сегодня ввариваем сразу за местом, где установлен хомут крепления приемной трубы к коробке передач. Нарезаем резьбу М5 в отверстиях. На ГАЗ-3110 с "406-м" двигателем сильфон ввариваем на участке приемной трубы, перпендикулярном продольной оси автомобиля. ЗР 12/2000 193