78
80
ЭКОНОМИКАСделано в РоссииЧетвертую часть всех тормозных колодок и дисков сцепления в России делают на Ярославском заводе термостойких изделий - ТИИРе.Денис БОРОВИЦКИЙ Подумать только: на плечах маленького завода, разместившегося всего на шести гектарах спального района в Ярославле (у предприятий-конкурентов на порядок больше) лежат крупные поставки на конвейеры таких заводов, как ВАЗ, ГАЗ, ЗИЛ, а также предприятий, выпускающих автобусы, троллейбусы, тракторы, вагоны метро. На такой объем производство вышло всего за семь лет! В этом нет ничего удивительного: нынешний ОАО "НИИАТИ фирма ТИИР" - наследник Всесоюзного научно-исследовательского института асбестотехнических изделий и потому в курсе последних разработок и передовых технологий в производстве фрикционных материалов. И все-таки есть чему удивляться. Завод вступил в рынок с пятью прессами опытного производства и шестью сотнями сотрудников, две трети которых - персонал испытательных и научных лабораторий. Когда в 1991 году и без того скудное финансирование из центра иссякло, коллективу, чтобы поддержать науку, пришлось переквалифицироваться - налаживать производство тормозных колодок из новейших безасбестовых смесей. Именно такие требовались автомобилям, идущим на экспорт. Семь лет назад представили первые изделия, а с середины девяностых годов, опередив своих российских конкурентов, ТИИР выпускает тормозные колодки и диски сцеплений, соответствующие правилам № 13 и № 90 ЕЭК ООН (в них оговариваются требования к комплектующим на конвейер ив запчасти соответственно). Между прочим, эти правила на территории России вступили в действие только с середины нынешнего года. Такой вот прорыв. Прежде чем занять место на прилавке, новая колодка попадает в лабораторию, где раскрывает свои физико-химические свойства: твердость, прочность при изгибе, сжатии, растяжении, ударную вязкость, коэффициент трения. Затем новинку ждет тормозной стенд, где имитируется масса вращаю78 12/2000 ЗРщихся частей автомобиля, приходящихся на одно колесо. Шесть таких установок заводской лаборатории позволяют испытать колодки любой размерности - от "Оки" до КрАЗа и определить стабильность фрикционных свойств, износостойкость, воздействие на диск, барабан, поведение при различных температурах в оригинальном тормозном узле. И, наконец, - дорожные испытания на автомобилях. Для этого на ТИИРе есть свой гараж. Сдавшие экзамен на "хорошо" и "отлично" получают сертификат соответствия. Среди выпускников последних лет безасбестовый материал шифра ТИИР250, с успехом заменивший своего предшественника ТИИР-221 в дисковых тормозах микроавтобусов - маршрутных такси "Газель". Новинка способна прослужить до 30 тыс. км, тогда как предшественник не выхаживал и десяти. "Крепыш" не точит тормозной диск, обеспечивая ресурс последнего в 180-200 тыс. км. Идущие на комплектацию вазовских "десяток" безасбестовые колодки из материала ТИИР-240 выдерживают кратковременный нагрев до 700 градусов, не теряя фрикционных свойств. Смесь шифра ТИИР-109-08-8, из которой пекут колодки дисковых тормозовH^H^I^Bh^H^^LL шш^^-^ч.( Лг-:"-1 Г^м*~1/^ шщ Кг Я1 \ёг Ю; ТЩПЯ 1^-, Vic- itiffl IH1*1 —_ »п ||н°ШШШ'l'i'для остальных моделей ВАЗа, на такое не способна. В этом году готовятся держать госэкзамен новые пористые фрикционные материалы. Как показали испытания, они более износостойки и лучше сохраняют линейные размеры при нагреве. Гордятся заводчане и своими "интернационалистами", успешно работающими в тормозах импортных автомобилей "Альфа-Ромео", "Ауди", БМВ, "Мерседес", "Порше", ТАМ, "Вольво", ИВЕКО, ДАФ, МАН и др. Отечественные автозаводы указывают свои требования в техническом задании, а для иномарок за точку отсчета берут результаты стендовых испытаний оригинальных деталей. Помимо дисковых колодок, на ТИИРе изготавливают и дефицитные накладки для барабанных тормозов, а также диски сцепления. Разместившийся в городе завод заботится не только о безопасности автомобилистов, но и об экологии. Если вам доводилось хоть раз вдохнуть едкую гарь сожженной фрикционной накладки (а именно так дышат заводские трубы), беспокойство людей станет понятным. Решить проблему помогла уникальная система очистки - биохимические установки. Горячий печной газ после охлаждения и насыщеЧ) ния водяными парами прохо^ "Щ дит через фильтрующий эле^ ^ ^ * -W Ь ^ ч 1 мент, кишащий микроорганизмами. Отчисления на со.^ш ^ ^ ^ Я Нщ Ив**\ держание "зеленого зонтика" - не последняя статья в бюджете ТИИРа, предприятия, которое удержало людей, сохранило связи, не распродало оборудование, а главное, 1 it JL • * • продолжает вкладывать деньги в науку. Таких заводов в России немного.М ЛШМ-*В заводской лаЬоратории.• ЭКОНОМИКАСотрудничаем центное содержание в масле каждого элемента. Но и это не главное. Куда разительнее перемены в огромном производстве, раскинувшемся на пятнадцати квадратных километрах. Реконструкцию начали с атмосферновакуумных колонн. В них нефть разделяФедор МАСЛОВ ется на так называемые погоны Первый камень в основание Рясмесь фракций нефти, имеющих опзанского нефтеперерабатывающего ределенный температурный диапазавода был заложен 46 лет назад. зон выкипания. Ширина погона во Шесть лет спустя. 19 октября 1960 многом определяет свойства послегода, НПЗ выдал первую продукцию. дующих продуктов. Так вот, если Потом были победные рапорты, прараньше заводу удавалось получать вительственные награды, планов погоны с шириной 90°С, теперь рагромадье и... перестройка. Объем ботают более избирательно переработки нефти упал в несколь45-55°С. Гидрооблагораживание ко раз ик 1996 году составил четыпромежуточных продуктов проворе с небольшим млн. тонн в год продилось после того, как из них удатив 11-12 млн. производственной лялись тяжелые парафины - темощности. Назревали перемены. И перь появилась возможность деглавная из них не заставила себя лать это дважды: до и после депаждать: контрольный пакет акций рафинизации. Благодаря этому в завода перешел в собственконечном продукте стало ность новому хозяину - Тюбольше полезных составляменской нефтяной компающих и меньше вредных. нии. Теперь сырье на завод Изменения коснулись и стало поступать только от других этапов производстодного поставщика, и он же, ва. А общий итог таков: завыступая в роли покупателя, вод теперь может делать бареализовывал 100% продукции. В зовые масла с большим индексом результате Рязанский завод получил вязкости. Или, толкуя более широко гарантии на стабильную поставку сырья и готовые продукты с увеличенным темпеденьги на долгожданную реконструкцию - ктора: качество основы, состав пакета ратурно-вязкостным диапазоном. Сегодня присадок и то, как их друг с другом смена Рязанском НПЗ делают моторные масни много ни мало 260 млн. долларов. шать. С последней стадией - смешиванием ла групп вязкости 15W40, 10W30, 5W30. Простаивавшее оборудование раскон- проблем, как правило, не бывает - техотмеченные в числе 100 лучших товаров сервировали, что позволило увеличить вынология отработана и примерно одинакова России, а также 5W40 - полусинтетичепуск топлива, а объем производства фасоу всех. Пакет присадок - настолько важная ское с импортными добавками. Конечно, ванных моторных масел только за 1999 год составляющая, что многие отечественные немного возросла и цена на продукцию вырос в7 раз (!). Одновременно компания (и не только) производители, не рискуя новое оборудование требуется окупать. начала подыскивать за рубежом стратегипроизводить его сами, предпочитают покуческого партнера с крупными инвестиционпать необходимое у известных (притом неНужно ли неизбалованному россияниными ресурсами. И небезуспешно. Фирма многих) зарубежных фирм: "Шелл", "Лубри- ну "получше, но подороже"? Чтобы отве"Тексако", одна из весьма заметных на мирозол", "Этил". По этому пути пошли ив ТНК, тить "да", надо вместе посчитать. Главная вом рынке моторных масел, убедившись, воспользовавшись помощью стратегичепроблема при выборе моторного масла что НПЗ обеспечен сырьем и готов к серьезского партнера. Ведь "Тексако" все равно не напороться на подделку, об этом журной реконструкции, в июне прошлого года приобретает пакеты для собственных нал писал не раз. Стремясь заслужить доподписала договор о создании совместного нужд, а если при закупке фирма учтет поверие покупателя, фирма несет дополнипредприятия по производству моторных матребности коллег в Рязани, выгоднее бутельные затраты ради защиты своей просел. Новое СП "ТНК-Тексако" с равными додет обоим: западная компания становится дукции: использует оригинальные и "нелями российского и американского капитала более крупным покупателем, российская - технологичные" для "леваков" канистры, начало работу с января 2000, взяв под конполучает возможность сэкономить деньги. наклеивает красивые и дорогие этикетки, троль все, что связано с производством и Дальше - больше. Коль известная запридумывает голограммы и т. д., и т. п. фасовкой масел, маркетинговой и ценовой рубежная фирма ставит свое клеймо на С другой стороны, развитие техники политикой, рекламой. Между прочим, разрароссийской канистре, она должна быть постоянно подталкивает к совершенствоботали и новый дизайн канистры, предусмоуверена в качестве содержимого. Образцы ванию самого продукта. Изготовитель вытрев шесть (!) степеней ее защиты. Совреиз каждой партии за кордон на анализ не нужден (в хорошем смысле слова) забоменная линия фасовки обошлась в 1,5 млн. повезешь, поэтому в Рязани появился комтиться о качестве, вкладывая деньги в ободолл. Остановимся теперь подробнее на плекс современного диагностического оборудование и технологии. Думается, предтом, что разливают в новую тару. рудования. Например, спектрограф просит приятие, о котором мы рассказали, - неНа качество моторного, как, впрочем, на оценку 400 секунд, после чего выдает плохой пример именно такого подхода. и трансмиссионного масел влияют три фа"всю таблицу Менделеева" - точнее, проСНе так часто журнал рассказывает о производстве отечественных масел. Куда чаще мелькают имена мировых грандов. К счастью, в последнее время все больше поводов интересоваться российским продуктом. Наш выбор пал на Рязань."ИМПОРТ" ИЗ РЯЗАНИ8012/2000 ЗР