150
151
152
КЛУБ АВТОЛ ЮТриумф невежестваКИПИТИтак, черные фары на автомобилях у нас уже обрели приверженцев. Что у моды на очереди квадратные колеса, перламутровые стекла или руль задом наперед? Андрей СИДОРОВ•ШинЯВаНЖелание обратить на себя внимание присуще в той или иной мере многим живым существам. Павлин, к примеру, для этого "оборудован" роскошным хвостом, лев - гривой, а что делать человеку? Надеть красный пиджак, вставить золотой зуб и кольцо в ноздрю и перекрасить волосы в зеленый цвет? Мелко, господа - сегодня никто не заметит и не оценит. Таких оригиналов пруд пруди. А что если немного поработать с собственной машиной? Чуть-чуть фантазии - и всякий скажет: вот едет настоящий мужчина. Спрос, как водится, рождает предложение. И будьте покойны - удовлетворяет самые изысканные потребности. Появится, скажем, мода обивать кузов мехом ателье по пошиву уже завтра возьмутся за дело. И ладно бы полет мысли дизайнеров от сохи ограничивался невинными с точки зрения безопасности проектами. Ну, тешит самолюбие толстая насадка на выхлопную трубу - и хорошо. Никому не мешает, зато владельцу радость - пусть все знают, что он - первый парень. Другой эстет лампочку на антенну приладит или цветочек пластмассовый, и сразу видно едет человек искусства. Примеры безобидного украшательства машин любой из нас видит ежедневно. Перечислять их, как, впрочем, и спорить о вкусе (точнее, о его отсутствии) - пустая трата времени и места. Гораздо интереснее рассмотреть детально более глубокий "тюнинг". 150 12/гооо зрВозьмем, к примеру, "Ниву". О том, что она "4x4", знают все, тем не менее иной владелец считает необходимым подчеркнуть это замечательное свойство надписями чуть ли не на крыше автомобиля. Но если бы ему только этим и ограничиться! Мода требует, чтобы каждое из этих четырех колес было как можно шире. А если еще шире, то еще лучше! Мешают колесные ниши - преодолеем: купим диски с меньшим вылетом! И вот уже машина напоминает этакий каток на резиновом ходу. На вопрос "зачем?" слышишь неопровержимый, с точки зрения хозяина "Нивы", аргумент - так, дескать, она лучше стоит на дороге, да и смотрится солиднее. Совершенно убеждены в этом и многие обладатели разлапистых "самар" и даже "десяток", поэтому наши дальнейшие рассуждения мы адресуем не только владельцам полноприводных "нив".Что ж, "смотрится" - оставим искусствоведам, а насчет "стоит лучше"... - здесь новатор абсолютно прав. Стоять будет действительно хорошо - ведь чем шире, тем устойчивей. А ехать? Если отбросить субъективную шелуху в оценках владельца, то едет машина хуже. И вот почему. Кинематика движения управляемых колес должна находиться в строгом соответствии с базой автомобиля и шириной его колеи. Рулевая трапеция рассчитана так, что углы поворота обоих колес жестко связаны друг с другом ис геометрией шасси. С увеличенной колеей при прежней базе шасси становится более "квадратным", а это снижает курсовую устойчивость автомобиля. Кроме того, пятно контакта широкого колеса вытянуто в поперечном направлении. Отсюда значительная неравномерность деформации в нем протектора. Внутренняя по отношению к центру поворота его часть "убегает" вперед, а внешняя стремится отстать. Поэтому-то срыв в скольжение широкого колеса в повороте наступает раньше. Особенно опасно это на скользкой дороге. От одного из владельцев "катка" мы услышали еще ио стойкости к опрокидыванию. Конечно, расширяя колею, мы можем ее увеличить. Но зачем? Любой современный легковой автомобиль должен удовлетворять хорошо известному требованию: при неоправданно резком маневре машину может заносить, сносить, тащить по дороге боком... НАШ РАЗУно опрокинуться - даже на шершавом понавшееся положительное плечо обката, а крытии - она не имеет права! В противном значит, при наезде на препятствие дейстслучае - мировой скандал, как было сраввующая на колесо сила будет стремиться нительно недавно с "Мерседесом" А-клас- вывернуть его наружу - не каждому удастса. "Стать на уши" можно в том случае, кося удержать руль! гда боковое скольжение (не дай Бог!) заТяжелее и управление. Поворачивая вершится ударом в бордюр и т. п. Или... колеса при большом (положительном) плече если грубо нарушены правила эксплуатаобката, приходится "вручную" приподнимать ции машины - на верхний багажник загрупередок рулевым колесом. Еще хуже повозили не 40-50 кг, а полтонны. Впрочем, торачивать руль при заторможенных колесах. гда разумный мужик и поедет осторожно. (Иногда и такой маневр бываИтак, дополнительно увеличивать "усет необходим, к примеру, при тойчивость" в обыденной эксплуатации авпарковке на подъеме или котомобиля едва ли нужно. Ее преимуществами вы, скорее всего, никогда не воспользуетесь. Обратная же сторона медали снижение курсовой устойчивости с одновременным ухудшением управления, нарушение реакций машины при контакте колес с неровностями покрытия как результат изменения плеча обката (расстояния от центра пятна контакта до точки пересечения с дорогой оси поворота колеса). Вот этот "подарок", как кольцо в ноздре, придется постоянно возить с собой, включая и самые критические ситуации. И если на сухом асфальте многое сходит с рук, то при гололедице "чуть-чуть" ухудшенное поведение машины часто становится причиной потери контроля над ней. И тогда мы видим, как ктото скользит боком и налетает на тот самый бордюр. Все! "Умелец" вверх колесами. Зато все видели полет!.. Предположение о том, что с широкими шинами улучшается проходимость благодаря более низкому давлению на грунт, верно лишь отчасти. Реализовать его можно, только снизив давление в шинах. В то же время широкое колесо активнее нагребает перед собой валик рыхлого грунта, что затрудняет его качение. Куда более полезно увеличить диаметр. Диски с малым вылетом, так любимые ценителями экстерьера, не столь невинны, как кажется на первый взгляд, и по другой причине. С ними появляется упоми1—!подшипники, и без того работающие в тяжелых условиях, теперь оказываются перегруженными: от этого снижается их срок службы и надежность узла в целом. Следующий по популярности шаг "тюнингистов" буквально поднимает машину над безликой массой аналогов. Ему дажеимя придумали с претензией на изящество - лифтинг. Его жертвы уже вовсю бороздят кюветы и обочины. А как же иначе? Центр тяжести поднят, крены растут, уссогоре.) При "хорошем" вылете даже сильтойчивость ухудшается. Итог закономерен ному водителю сделать это непросто. Оно и - полет фантазии заканчивается в придопонятно - колесо-то не только поворачиварожной канаве. ется, но и объезжает ось поворота. Мотивация лифтинга та же - улучшение Пока мы говорили только о видимых геометрической проходимости. Что ж, отчаспоследствиях "тюнинга". Есть и до поры ти это верно (не пройдет передок, так хотя невидимые. Раздвинутые колеса остаются бы задок проскочит!) и в какой-то мере мо"сидеть" на родных ступицах. Их наружные жет быть оправдано, если, скажем, машинаЗР 12/2000 151 большую часть времени проводит на бездорожье. А если на асфальте? Здесь задача лифтинга одна - придать машине "хищности". С поднятым задком она напоминает дрэгстер. На худой конец - таракана в атаке. Только не поскользнулся бы, бедняга! Чем выше задок, тем меньше продольный угол наклона осей поворота передних колес. Машина из-за этого "пустяка" хуже держится на прямой и охотнее виляет в стороны. А ведь руль "девятки" и без того "острый"! Куда же больше? Впрочем, все переделки, касающиеся ходовойли и, жертвуя собой, вдребезги разбивали радиаторы. Жаль, конечно, животину, но гонка есть гонка, и проблему решили "в лоб" - стали ставить решетки. В России диких кенгуру нет, зато полно пешеходов, способных своими мосламиНе жалко пешехода? Тогда напомним о "ценах" на него в Уголовном кодексе: "кенгурятник" существенно продлевает срок пребывания "охотника" за колючей проволокой... Поговорите с опытными людьми! Последнее новшество, стеганый намордник на капот, куда гуманнее - он хоть мягкий! Правда, защищая кузов от камешков, он таит в себе другую опасность: пыль и песок под ним за сезон-два стирают краску до металлического блеска. Но два трогательных лопушка сверху - чертовски красиво! И полезно - дремучие в аэродинамике кутюрье видят в них спасение от насекомых. Блажен кто верует! Едва миновала мода на "Тосол" и тормозную жидкость в фарах, якобы предотвращающих их запотевание, как народилась новая напасть - красить фары в черный цвет. Брюнеты, по нашим наблюдениям, предпочитают именно его. Встречаются и другие цвета. Кто-то любит голубой, кто-то розовый. А в казахстанских степях нам встретился "Мерседес" и вовсе с зеркальными фарами! Однако по степени глупости те и другие далеко отстают от любителей "чисто черного". Что-либо комментировать нелепо. Это уже из области психиатрии. Ни один нормальный человек добровольно не лишит себя зрения! А эти готовы играть в жмурки со смертью совершенно сознательно, причем с удвоенной вероятностью проигрыша - задние • ^ фонари также добросовестно заклеены черной пленкой. Читатель ждет логического продолжения: а как, мол, на все это смотрит ГИБДД? Вот это - одна из загадок. Похоже, зорко смотрит - это ведь живые деньги едут, и эстеты, чуя, что рыльце в пушку, платят, не торгуясь! Получается, что инспектору "новаторы" на руку! Наверное, жизнь стала скучнее, русская рулетка ушла в прошлое и нечем больше кровь погорячить. И ладно бы, если эти "шалости" касались только самих обладателей медных лбов - дороги-то общего пользования и наш рассказ забавен лишь до той поры, пока такой вот любитель шарма не сбил на дороге вашего ребенка. Не дай Бог.части, требуют ощутимых материальных затрат. А нельзя ли обратить на себя внимание как-нибудь подешевле? Можно! И подтверждение тому мы каждый день видим на дорогах. Очень эффектно смотрится на тщедушной легковушке чудовищных размеров таран. Его еще называют "кенгурятник" или, благозвучнее, "кенгурин". Давным-давно в ралли-рейде "Лондон Сидней" машины гонщиков часто страдали от глупых кенгуру, норовивших проскочить перед самым капотом. Многие не успева152 12/2000 ЗРпомять машину. И если иной из них имеет шанс выжить, взлетев над капотом - тут железная рама его и прищучит!