166
КЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙ"Чайнику" на заметкуМАССОВИК-ЗАТЕЙНИКВиновник многих таинственных неисправностей электрооборудования - плохой контакт "массы".Анатолий СУХОВ ботать не будет - тут надежный контакт особенно важен. Бывалые давно усвоили: неисправностей в электрике всего две - есть контакт, где он не нужен, и нет контакта, где нужен. Вот типичные симптомы плохой "массы": одна фара светит ярче другой; при включении "поворотников" мигает соседняя лампа в заднем фонаре или фара, причем попеременно, а светится то и другое тускло; хрипит - особенно на пиковой мощности - магнитола; одновременно срабатывают, казалось бы, не связанные между собой приборы: при включении "поворотников" оживают "дворники", омыватели и т. п. Часто - даже на заводе - "массовую" клемму фары надевают на болт крепления ее корпуса и так затягивают. Вроде бы, все правильно - болт приварен к кузову. Однако пластмассовый корпус фаДаже начинающему электрику изры податлив - затягивать гайку до отказа вестно: медь и алюминий соединять нельнельзя, иначе пластмасса треснет. Вот и зя - хорошего контакта не добьешься. И получается, что контакт, простите, "на все же сплошь и рядом на алюминиевом соплях": чуть тряхнуло машину на ухабах картере коробки передач или головке дви- и нет его. А стандартная лампа (55/60 гателя можно увидеть прикрученную медВт) потребляет довольно большой ток (до ную клемму "массового" провода. Завод10 А), если под напряжением обе ее нити ские клеммы - луженые, но под слоем оло- дальнего и ближнего света. Контакт нава, который к тому же легко содрать, все чинает подгорать, и ведь чем больше его тот же медный сплав. Сталь с медью тоже сопротивление, тем больше тепла выдеобразуют электрохимическую пару, при ляется на нем при прохождении тока этом сталь будет "отдуваться" за двоих - и т. д.... - школьный курс физики. Возниржаветь намного быстрее. кает замкнутый круг, иногда, впрочем, Как видим, "массовые" соединения прерываемый пожаром. Единственный выход - завести клемуже изначально менее надежны, чем медный провод с медными же наконечниками. му не на болт крепления фары, а на любой А чтобы дойти, например, до электромагдругой, приваренный к кузову, где ее можнитного клапана в карбюраторе "Жигуно хорошо затянуть. Если такого поблизолей", ток должен пройти по медной шине сти нет - не возбраняется просверлить в от батареи к кузову, затем - по другой шикузове отверстие и прижать клемму отне - к силовому агрегату, шпилькам впускдельным болтиком или, в крайнем случае, ного коллектора (через резьбу!) и еще раз саморезом (он должен входить с хорошим через резьбу - в этом случае самого кланатягом). Обязательно зачистите участок пана. Отсутствие контакта в любом месте кузова под клеммой до металла; не бой(например, герметик попал на резьбу клатесь коррозии - пороги и крылья сгниют пана) - и цепь разорвана. Поэтому в совгораздо раньше, чем поржавеет эта дыременном автомобиле все чаще встрерочка. К тому же никто не мешает после тишь полноценные "минусовые" провода: затяжки покрыть соединение "Мовилем" бортовая электроника без них вообще раили другим антикором. Желательно подНачнем с цитаты, попавшейся нам в одной из книг об устройстве и ремонте автомобиля. "Способ соединения потребителей электроэнергии с источниками питания однопроводный. Вторым "проводом" является кузов (корпус) автомобиля". Идея подключением "минуса" к стальному кузову упростить электросхему (заодно удешевить и облегчить автомобиль) вполне естественна. "В долю" вошел и силовой агрегат (двигатель с коробкой передач) - ведь "минус" нужен и стартеру, и электромагнитному клапану карбюратора (на иномарках "присосавшихся" к силовому агрегату потребителей может быть намного больше). Однако, если "плюсовый" провод обычно начинается и заканчивается традиционными вполне надежными клеммами "папа-мама" (реже - с отверстием "под болтик", как на выводе генератора), то "масса" проводит ток по принципу "вода дырочку найдет".1В6 12/2000 ЗРложить под болт или гайку зубчатую шайбу - она обеспечит лучший контакт. Конечно, если корпус фары металлический (как на "копейке" или "шестерке"), то городить огород нет смысла: клемму и так можно затянуть на совесть. Задние фонари с печатными платами - головная боль наших автовладельцев. Мало того, что их разъем быстро разбалтывается и отгнивает (чем хуже контакт, тем быстрее разъем приходит в полную негодность), но и сами дорожки недолговечны. Усики патронов ламп вибрируют и просто сдирают тонкий слой меди на платах, а влага довершает разрушение. Заменяя правый фонарь на "Жигулях", не забудьте завести на шпильку его крепления и "массу" бензобака - иначе ваш указатель топлива будет показывать погоду на Марсе. Низкие обороты или отказ стартера также частенько вызваны пропажей "массы". На "Жигулях", например, к силовому агрегату подходят две шины: одна соединяет передок кузова с головкой цилиндров (на некоторых моделях провод идет непосредственно от "минусовой" клеммы аккумулятора), другая - днище с картером сцепления. Если последняя отвалилась - а это не редкость на старых машинах, стартерныи ток пойдет через резьбу болтов головки блока. Впрочем, бывает и хуже: если нет контакта еще ив верхней шине (или о ней просто забыли при сборке), то при попытке завести двигатель трос подсоса - единственный оставшийся мостик от кузова к двигателю - в буквальном смысле расплавится от огромного тока.U=15BРис. 1. Нарушение работы регулятора напряжения при его плохом контакте с "массой": 1 - регулятор напряжения; 2 - генератор; 3 предохранитель в монтажном блоке; R - паразитное сопротивление (плохой контакт с "массой").