64
65
Планы сборки "Рено-Клио Символ" в Москве на СП "Автофрамос", похоже, имеют шансы на успех.Анатолий ФОМИНДУМАЕМ ПО-ФРАНЦУЗСКИ "Рено-Клио", буквально покоривший Европу, до сих пор обходил российский рынок стороной. А ведь первое поколение "Клио" появилось еще в 1990 году, прошло рестайлинг в 1994-м и сменилось совсем новой машиной лишь три года назад. В "семье" были такие выдающиеся автомобили, как 150-сильный "Рено-Клио Вильяме" и сменивший его "Клио RS" - настоящие образцы "горячих хэтчбеков". Почему же "Рено-Клио" на наших дорогах встречается реже, чем "Порше"? Похоже, французы руководствовались здравым смыслом: в нашей стране прибыль от продаж довольно дорогого для своих размеров хэтчбека не покрыла бы затрат на продвижение машины. Иное дело "Рено-Клио Символ", выпускаемый с 1999 года на заводе в Бурсе (Турция), - цена этого седана сегодня, кажется, позволяет ему рассчитывать на заметное место на российском рынке. престиж ценится дороже, чем практичность машины, а большой изолированный багажник считают более удобным, чем маленький, но с возможностью трансформации. Это даже комично: муза Клио, властительница истории, дочь Зевса и Мнемосины. - и вдруг такая прозаическая вещь, как багажник. Однако шутки в сторону, ведь это специально для нас - муза... с багажником. ДЕЛАЕМ ПО-ТУРЕЦКИ Гиганты мировой автоиндустрии один за другим выносят производство в страны с недорогой рабочей силой. Оплата труда составляет немалую долю в цене автомобиля, а заработок турецкого рабочего по сравнению с его немецким или французским товарищем меньше в 6-8 раз! Совместное предприятие "Ояк Рено" - альянс между компанией "Рено" (51%) и... пенсионным фондом турецких офицеров (49%). Вот пример истинного патриотизма - вместо того, чтобы строить дачи генералам, открыли маленький заводик (мощностью "всего" 150Однако на предпочтения автомобилистов влияет не только цена. Если в перенасеУ 16-клапанной машины двойные фары (слева). ленной Европе среди компактных машин доминируют хэтчбеки, то в странах, льстиво называемых развивающимися. покупатели явно благоволят седанам. Показнойтыс. автомобилей в год). Люди при деле, страна при автомобилях, да и генералы, надо полагать, внакладе не остались. Завод "Ояк Рено" был основан в 1969 году и два года спустя приступил к выпуску "Рено-12". Его в 1985-м сменил "Рено-9", а затем параллельно стали делать "Рено-11" (1987) и "Рено-21" (1990). В первый год жизни предприятия было изготовлено всего 1514 машин, к началу 80-х годовой выпуск достиг 20 тыс. автомобилей, а к концу десятилетия превысил уже 40 тысяч. После этого предприятие росло рекордными темпами, каждые два года удваивая объем производства и достигнув к 1993-му уровня в 133 тыс. автомобилей. К тому времени в программе появился "Рено-19". Однако в конце 1993 года в Турции начался экономический кризис; ему сопутствовали увеличение налогов и депрессия. Выпуск автомобилей упал почти вдвое, производство дорогого "Рено-21" было прекращено. Зато с 1996 года, когда были приняты новые законы, снижены налоги и объявлено о подготовке вступления страны в ЕЭС, рост возобновился В 1999 году "Ояк Рено" выпустил более 125 тыс. автомобилей, вплотную приблизившись к докризисному уровню. Как ожидается, в нынешнем году предприятие сделает 150 тыс. машин четырех моделей: 19, "Меган Классик", "Меган Брик" с кузовом универсал, "Клио Символ".БУРСАКИ НА "РЕНО" Небольшой город Бурса расположен на восточном побережье Мраморного моря, примерно в двух часах хо-6412/2000 ЗР да на пароме от Стамбула. Того, кто привык к российским масштабам, предприятие вряд ли впечатлит размерами - все2 го 413 тыс. м производственных площадей, персонал - 4082 человека, из которых 3279 рабочих, 803 - руководящих работника (от мастера участка до директора) и, перекреститесь, 666 инженеров. Весь завод вполне можно обойти за пару часов, чем мы не преминули воспользоваться. Челночная торговля изрядно подпортила репутацию турецкой легкой промышленности (тот, кто побывал на базаре в Стамбуле, подтвердит), оттого и высокотехнологичная продукция кое у кого вызывает недоверие. Но уже первое знакомство убеждает, что качество здесь не хуже, чем в Европе. Чистота стерильная, брошенного болта или гайки не найти. Конвейер хитро закрученным серпантином тоПрессовый и кузовной цехи завода в Бурсе.ползет по полу, то теряется где-то под потолком, но никто не суетится. Все происходит словно в немного замедленном тридцатиградусной жарой темпе: смуглые усатые парни с толком и расстановкой делают свое дело, собирая в час ровно 12 машин "Клио Символ", 24 "Мегана" и 19 "Рено-19". И так в две смены. Хотя роботов на конвейере изрядно, ручных операций тут тоже хватает на всех этапах производства. Даже значительную часть сварки кузова делают "живые роботы". Но двери от этого закрываются не хуже. Кстати, завод в Бурсе - с полным циклом производства. Здесь не только сваривают, красят и собирают кузов, но и штампуют его детали, собирают подвеску, двигатели и коробки передач. В штамповочном цехе четыре автоматические линии, участок мощных прессов (800-2000 тонн) и резервныйпресс, который вступает в работу во время переналадки или ремонта основных. ТАК ПОХОЖЕ НА РОССИЮ... "Рено-Клио Символ" - не просто "Клио" с багажником. В расчете на езду по плохим дорогам его конструкцию серьезно усилили. Увеличена толщина металла рамки ветрового стекла, усилителей боковин, лонжеронов, пола, порогов и центральной стойки. Настройка подвески тоже разительно отличается от машин для Западной Европы. Что удалось проверить собственными ощущениями? Попищать шинами журналистам не дали, выстроив машины в колонну под бдительным оком полицейского эскорта. Зато предложенные турецкие дороги оказались настолько похожими на наши, что если б не субтропическая флора и указатели, написанные латиницей, - словно где-нибудь в Воронежской или Ростовской области. Закатанная в битум щебенка, колейность, стыки, трещины, ямы с острыми краями и продольные волны - портрет вовсе не европейской дороги. Зато оценили комфорт и энергоемкость подвески: субъективно "РеноКлио Символ" не уступает в плавности хода ВАЗ2110, а по шумо- и виброизоляции ощутимо превосходит его. Впечатление от уровня доводки и адаптации машины осталось очень благоприятное. что подтвердили мои коллеги в Москве (ЗР, 2000, № 11). Видимо, 34 автомобиля, замученных на испытательных полигонах "Рено", дорогах России и Турции, позволили-таки найти оптимальное сочетание надежности и комфорта.КОНКУРЕНТ - КОМУ? Речь, конечно, о российском рынке. Говорить о том, что "Рено-Клио Символ" серьезно повлияет на сбыт вазовских машин "десятого" семейства, мягко говоря, преждевременно. Хотя неуклонный рост цен на отечественные модели делает их основное преимущество все менее заметным. Узбекская "Нексия" крупнее и дешевле "Символа", а потому ей мало что грозит. Однако новый "Рено" способен осложнить и без того затянувшийся старт фиатовской модели на СП "Нижегород моторе", а главное - сделает более реальными перспективы СП "Автофрамос" в Москве.В•ЗР 12/200065