90
91
Экспертиа "Автоматический" режим тот же, что у других, - закон Ома! Между тем умельцы давно освоили настоящие автоматы, способные поддерживать заданный ток вплоть до полной зарядки очень старых батарей. Отдельно отметим "Дугу". Прибор выдает до 30 вольт, им можно заряжать одновременно две батареи. Владельцам, к примеру, "бычков" это будет очень кстати. Кроме того, им можно "расшевелить" свежую, но основательно засульфатированную батарею, у которой кристаллы образовались только на поверхности пластин. Есть такой прием - на короткое время (0,5-1 мин) подать на клеммы батареи напряжение в несколько раз больше номинального. Для этого используют режим сварки. Осторожно, напряжение при этом способно достичь 120 вольт! Зато таким способом можно "взломать" корку кристаллов, включая в работу более глубокие и свежие слои обмазки. Затем зарядить обычным способом. Правда, в дальнейшем эта батарея потребует неусыпного внимания. А теперь испытаем устройства в режиме пуска двигателя при "севшем" аккумуляторе. Согласно инструкции, разряженную батарею заряжаем 15 минут и пускаем двигатель, помогая стартеру пускозарядным устройством. Не справилась с заданием опять-таки только "Дубна-автомат". Ее автоматический переход в пусковой режим происходит с большим запаздыванием - к этому моменту батарея успевала окончательно "сесть". Лучшим оказался "тяжеловес" "Дуга" - он способен крутить двигатель и вовсе без батареи. Общие же выводы таковы: если автолюбитель использует гараж только для хранения машины, а батарею ставит на зарядку лишь на ночь - ему подойдет любое маПРИШЕЛЬЦЫПримеры полезнее правил, утверждал сэр Исаак Ньютон. Действительно, галогены давно изучают в школе, но в массовое сознание непонятное словечко вошло только светом противотуманных фар. А полиуретан может запомниться не как синтетический полимер с повторяющимися уретановыми группами, а как символ прочных подметок и элитных элементов автомобильной подвески.Михаил КОЛОДОЧКИИ отечественного производителя. Умом Россию, как всегда, не понять. Честно говоря, национальность новинки определить сложно: сырье для ее производства берут... в Англии! Можно, конечно, съездить на Урал, но там оно хуже и, представьте себе, не дешевле. Зато у готовых изделий проблем с гражданством нет - "Ганза" выпускает их совместно с фирмой "С. П. Б.", тоже питерской. Чтобы заставить клиента раскошелиться, недостаточно сделать изделие ярким тем более что подвеску снаружи все равно не видать. Полиуретан должен превосходить резину по абразивной износостойкости и устойчиво переносить воздействие нефтепродуктов, солевых растворов и прочих жидкостей, встречающихся в наших лужах. Он обладает более высоким пределом прочности при растяжении и долго сохраняет свои эластичные свойства. В результате полиуретановый сайлент-блок должен надежнее хранить подвеску автомобиля при максимальных нагрузках и легче переносить тяжелые дорожные условия. Именно эти качества подобных изделий привлекают внимание членов клубов экстремальной езды, а также тюнинговых фирм, занимающихся доводкой "самар", "волг" и "соболей"... Вот тут-то и начинается самое интересное - несмотря на предполагаемую сложность со сбытом вазовских деталей, выставочные образцы задних шарниров растяжки для "Самары" уже изготовлены! А раз так, значит можно сравнить полиуретанового пришельца с резиновым аборигеном. Обозначение детали по каталогам ВАЗ и Танзы" - 2108-2904046 и HP 011 101 соответственно. Сначала разберемся со статикой. Поочередно зажимаем шарниры в специальное приспособление и оцениваем их де-Если не принимать в расчет отдельные детали трамваев, эскалаторов и погрузчиков, то можно сказать, что отечественный транспорт с полиуретаном практически не знаком. Впрочем, подвеска автомобиля среднего западного налогоплательщика также привыкла к резиновым шарнирам и втулкам - упомянутый полимер преподносится там как изделие с повышенной надежностью, предназначенное в основном для спортсменов и просто "крутых" ребят с лишними марками и долларами. Поэтому появление на российском рынке ярко-синих стоек стабилизаторов, желтых пыльников и красных втулочек сразу вызвало искреннее любопытство: кто? где? почем?Смелость проявила производственнокоммерческая фирма "Ганза" из Санкт-Петербурга. Подвеской питерцы занимаются давно - фирменный каталог выпускаемых изделий насчитывает более 100 наименований для "мерседесов", "фордов" и "тойот". Однако до сих пор в производстве использовалась только резина - пусть маслобензостойкая, но все же знакомая всем. А вот полиуретан - впервые. Причин долгого пути полиуретановых пришельцев в Россию - море. Основная, пожалуй, цена: яркая деталюшка на порядок дороже своей резиновой сестрички. Поэтому "жигулевская" тематика не может считаться перспективной по определению логабаритное устройство. Умелец, навер- владелец "шестерки" не станет выкланое. выберет пускозарядный аппарат, но дывать полсотни рублей за цветную фибез автомата. К нему можно подключить, к тюльку, будь она хоть втрое надежнее. А примеру, переноску или компрессор. Больвот обладатель подержанного "Паджеро" шие устройства типа "Дуги" скорее всего призадумается, поскольку за "родную" реподойдут более мастеровитым: помимо свозинку для захромавшего "проходимца" с их прямых обязанностей, они могут выполнего могут запросить куда больше, чем за русский полиуретан. Поэтому чем больше нять небольшие сварочные работы. в стране древних иномарок, тем лучше для•9012/2000 ЗР С ПОЛИУРЕТАНАформацию при приложении осевого усилия. Через полчаса испытания повторяем. Получилось следующее. В исходном состоянии полиуретановые шарниры оказались жестче резиновых при малых деформациях (216 кг против 184), но мягче при больших (364 кг против 400) - прекрасно. При повторном нагружении жесткость всех образцов уменьшилась, причем пришельцы "устали" побольше. Переходим к разрывной машине фирмы "Шимадзу" (Япония). Она помогает нам проверить реакцию шарниров на циклическое сжатие до 3,15 мм с частотой 160 раз в минуту - и так 25 часов. Затем повторяем начальные испытания. Состояние всех деталей - удовлетворительное, однако жесткость продолжает падать, причем реВыводы из полученных данных можно сделать разные. Пессимист разочарованно зевнет - он хочет видеть не чью-то победу по очкам, а только нокаут. Оптимист отметит успешный дебют совершенно нового отечественного изделия, сумевшего финишировать в своем первом испытательном марафоне. При этом очевидно, что никакой специальной отборки деталей для "зарулевских" испытаний проведено не было - игра шла честная. Для того и проводятся наши экспертизы, чтобы изготовители изделий могли совершенствовать технологию их производства и вовремя вылавливать различные "детские" болезни. Кстати, после московского автосалона Диаграммы жесткости испытанных питерскими сайлент-блоками заинтересовашарниров и соответствующие фото привелись важные господа из Германии... дены ниже. а зина ведет себя лучше (152 кг против 104). Последняя "пытка" - знакопеременное кручение. В течение 130 часов закрепленный шарнир закручивают "туда-сюда" в пределах сектора в 12° с частотой 80 циклов в минуту при радиальной нагрузке 500 кг. Жесткость измученных изделий выглядела довольно интересно. Резиновый шарнир увеличил ее на величину от 22% при малой деформации до 14% при большой. Напротив, пришелец стал мягче при малой деформации, жестче при большой, а при максимальной нагрузке показал те же цифры, что ив начале пути. При этом выглядел он несколько хуже аборигена.Диаграммы жесткости шарниров С резиновым слоем С полиуретановым слое до испытаниAh, мм Ah, мм500 600 Усилие Р. кгс100200300400500 600 Усилие Р, кгспосле испытании на осевое циклическое нагружениеAh, мм500 600 Усилие Р, кгс500 600 Усилие Р, кгспосле испытании на знакопеременное кручениеЗР 12/200091