ЭКОНОМИКАСделано в РоссииЧетвертую часть всех тормозных колодок и дисков сцепления в России делают на Ярославском заводе термостойких изделий - ТИИРе.Денис БОРОВИЦКИЙ Подумать только: на плечах маленького завода, разместившегося всего на шести гектарах спального района в Ярославле (у предприятий-конкурентов на порядок больше) лежат крупные поставки на конвейеры таких заводов, как ВАЗ, ГАЗ, ЗИЛ, а также предприятий, выпускающих автобусы, троллейбусы, тракторы, вагоны метро. На такой объем производство вышло всего за семь лет! В этом нет ничего удивительного: нынешний ОАО "НИИАТИ фирма ТИИР" - наследник Всесоюзного научно-исследовательского института асбестотехнических изделий и потому в курсе последних разработок и передовых технологий в производстве фрикционных материалов. И все-таки есть чему удивляться. Завод вступил в рынок с пятью прессами опытного производства и шестью сотнями сотрудников, две трети которых - персонал испытательных и научных лабораторий. Когда в 1991 году и без того скудное финансирование из центра иссякло, коллективу, чтобы поддержать науку, пришлось переквалифицироваться - налаживать производство тормозных колодок из новейших безасбестовых смесей. Именно такие требовались автомобилям, идущим на экспорт. Семь лет назад представили первые изделия, а с середины девяностых годов, опередив своих российских конкурентов, ТИИР выпускает тормозные колодки и диски сцеплений, соответствующие правилам № 13 и № 90 ЕЭК ООН (в них оговариваются требования к комплектующим на конвейер ив запчасти соответственно). Между прочим, эти правила на территории России вступили в действие только с середины нынешнего года. Такой вот прорыв. Прежде чем занять место на прилавке, новая колодка попадает в лабораторию, где раскрывает свои физико-химические свойства: твердость, прочность при изгибе, сжатии, растяжении, ударную вязкость, коэффициент трения. Затем новинку ждет тормозной стенд, где имитируется масса вращаю78 12/2000 ЗРщихся частей автомобиля, приходящихся на одно колесо. Шесть таких установок заводской лаборатории позволяют испытать колодки любой размерности - от "Оки" до КрАЗа и определить стабильность фрикционных свойств, износостойкость, воздействие на диск, барабан, поведение при различных температурах в оригинальном тормозном узле. И, наконец, - дорожные испытания на автомобилях. Для этого на ТИИРе есть свой гараж. Сдавшие экзамен на "хорошо" и "отлично" получают сертификат соответствия. Среди выпускников последних лет безасбестовый материал шифра ТИИР250, с успехом заменивший своего предшественника ТИИР-221 в дисковых тормозах микроавтобусов - маршрутных такси "Газель". Новинка способна прослужить до 30 тыс. км, тогда как предшественник не выхаживал и десяти. "Крепыш" не точит тормозной диск, обеспечивая ресурс последнего в 180-200 тыс. км. Идущие на комплектацию вазовских "десяток" безасбестовые колодки из материала ТИИР-240 выдерживают кратковременный нагрев до 700 градусов, не теряя фрикционных свойств. Смесь шифра ТИИР-109-08-8, из которой пекут колодки дисковых тормозовH^H^I^Bh^H^^LL шш^^-^ч.( Лг-:"-1 Г^м*~1/^ шщ Кг Я1 \ёг Ю; ТЩПЯ 1^-, Vic- itiffl IH1*1 —_ »п ||н°ШШШ'l'i'для остальных моделей ВАЗа, на такое не способна. В этом году готовятся держать госэкзамен новые пористые фрикционные материалы. Как показали испытания, они более износостойки и лучше сохраняют линейные размеры при нагреве. Гордятся заводчане и своими "интернационалистами", успешно работающими в тормозах импортных автомобилей "Альфа-Ромео", "Ауди", БМВ, "Мерседес", "Порше", ТАМ, "Вольво", ИВЕКО, ДАФ, МАН и др. Отечественные автозаводы указывают свои требования в техническом задании, а для иномарок за точку отсчета берут результаты стендовых испытаний оригинальных деталей. Помимо дисковых колодок, на ТИИРе изготавливают и дефицитные накладки для барабанных тормозов, а также диски сцепления. Разместившийся в городе завод заботится не только о безопасности автомобилистов, но и об экологии. Если вам доводилось хоть раз вдохнуть едкую гарь сожженной фрикционной накладки (а именно так дышат заводские трубы), беспокойство людей станет понятным. Решить проблему помогла уникальная система очистки - биохимические установки. Горячий печной газ после охлаждения и насыщеЧ) ния водяными парами прохо^ "Щ дит через фильтрующий эле^ ^ ^ * -W Ь ^ ч 1 мент, кишащий микроорганизмами. Отчисления на со.^ш ^ ^ ^ Я Нщ Ив**\ держание "зеленого зонтика" - не последняя статья в бюджете ТИИРа, предприятия, которое удержало людей, сохранило связи, не распродало оборудование, а главное, 1 it JL • * • продолжает вкладывать деньги в науку. Таких заводов в России немного.М ЛШМ-*В заводской лаЬоратории.•