184
свойми. иламиДИАГНОСТИКАИЗ КАКОГО ТЕСТА СЛЕПЛЕН ТЕСТЕР?Словосочетание "система управления двигателем" вошло в нашу жизнь бодрым строевым шагом, явно опередив обоз с терминами "сканер-тестер" или "диагностическая программа".Михаил КОЛОДОЧКИИ^ ~ЧВ Москве или Питере добраться до этого обоза довольно просто, а в низинках и глубинках диагностировать поломку почти невозможно. Нередко "больной" двигатель начинают лечить, по сути, наугад - получается долго, дорого и далеко не всегда успешно. Ульяновская фирма "Поиск 3+" решила не дожидаться милостей из центра и предложила свой вариант "докторского саквояжа'! На фото 1 - диагностический сканер-тестер CTM-2, а на фото 2 - набор TEM-2, состоящий из адаптера и дискет с программами. Чем удобнее пользоваться - специализированным тестером или стационарным компьютером, каждый выберет сам. Ульяновский сканер-тестер выпускается в нескольких вариантах, позволяющих диагностировать распространенные блоки МИКАС, АВТРОН, "Январь" и "Бош" на ульяновских, заволжских и тольяттинских моторах. К тестеру прилагается "пухленькое" руководство пользователя. Понятно, что диагностический тестер общается с двигателем только через блок управления, сканируя содержимое его оперативной памяти и управляя разрешенными процедурами. Поэтому те неисправности, которые не определяет блок управления, CTM-2 тоже не распознает придется звать на помощь газоанализаторы, тестеры форсунок и т. п. Тем не менее ему под силу очень многое - диагностика кодов неисправностей, параметрический контроль системы управления, корректировка от184 12/2000 ЗРдельных калибровок, включение-отключение исполнительных механизмов, проверка версии программного управления, просмотр комплектации системы и т. п. Сравнивать ульяновский тестер с известным изделием ДСТ-2М не вполне корректно - это изделия разного класса, сильно отличающиеся по цене. Ульяновцы сэкономили на многом - СТМ-2 не содержит двух баз данных на русском и английском языках, в нем исключены простенькие тесты по проверке двигателя, отсутствует набор нескольких параметров в окне и т. п. В то же время разработчики считают, что их прибор во многом удобнее - изделие легко умещается в руке, ему не нужны дорогостоящие сменные картриджи, индикатор имеет подсветку. Каждый параметр в СТМ-2 сопровождается его кратким наименованием, при этом выбор происходит очень оперативно. При желании прибор допускает возможность "апгрейда"Основное преимущество СТМ-2 его цена. Самый "навороченный" вариант стоит примерно 350 у. е. - это в несколько раз дешевле, чем ДСТ-2 с комплектом картриджей. Набор TEM-2 (Tester Engine Manager) задуман как связующее звено между системой управления двигателя и персональным компьютером. Требования к компьютеру минимальны - предлагаемый комплект управляется MS-DOS и довольствуется "персоналкой" уровня IBM/PC-486 с видеоадаптером VESA или VGA. Пользователь получает действительно джентльменский набор - осциллографический контроль, одновременное наблюдение до 64 параметров, фоновый справочник по тестируемой системе, журнал обслуживания и т. п. Диагностировать по—,___ добным образом можно ^ Н МИКАСы и АВТРОНы-версия для ВАЗа находится в стадии разработки. Думается, именно подобный способ диагностики самый перспективный. Компьютеры сегодня продают и обслуживают в любой дыре, а программы можно менять по мере надобности, поэтому такая система, в отличие от специализированного тестера, "бессмертна" Тому способствует и ее доступная цена - 120 у. е. D