61
62
63
НовинкиИСКРЫ МОСКВЫСтоличный завод автотракторной электроаппаратуры МЗАТЭ-2 на свое 60-летие приготовил подарки себе и перспективным отечественным двигателям.Трубопровод с настроенным впуском, топливная рампа с форсунками, куча датчиков, шлангов, проводов - таким в самом ближайшем будущем будет отечественный двигатель. А вот коммутаторов, высоковольтных проводов, модулей и привычных катушек зажигания на моторе или близ него вы не увидите - их заменят индивидуальные для каждой свечи "бобины". Именно такую катушку зажигания разработали специалисты московского завода (фото 1). Подобная конструкция, во-первых, сберегает до 30% энергии, утекающей по проводам и теряющейся между контактами крышки трамблера и бегунка. Во-вторых, "свечные" катушки не только готовят искру, но и по ионным токам в зазоре свечи отслеживают процесс сгорания топлива (другими словами, имеют встроенную систему самодиагностики). Сигнал с катушки идет на контроллер, тот обрабатывает информацию и посылает узлу распоряжения, корректируя не только момент зажигания, но и энергию искры. Если до этого компьютер, управляющий двигателем, умел только правильно дозировать и вовремя воспламенять топливо, теперь он научился полностью дожигать смесь. Одним компонентом системы управления станет меньше - датчик детонации может смело подать в отставку, его функции катушка зажигания берет на себя. Будущее место работы этих узлов - многоклапанные двигатели ВАЗ и 3M3. Опытные образцы уже примеряют нынешние заволжские "четыреста шестые" и перспективные моторы для тольяттинской "Калины". Обещают, что индивидуальные катушки обживут подкапотное пространство к 2002-2003 году. Переходим к другому столичному ноу-хау. Знаете, из-за чего обычно выходят из строя потенциометрические датчики дроссельной заслонки впрысковых двигателей ВАЗа и ГАЗа? Основная причина отказов - износ токопроводящих дорожек потенциометра. Новый датчик (фото 2), разработанный специалистами московского завода, заранее избавлен от недуга. Теперь внутри корпуса расположились магниторезистивные чувствительные элементы - деталей, непосредственно контактирующих друг с другом, здесь больше нет, соответственно, изнашиваться нечему.1. Катушка зажигания на свечу (обозначение 43.3705). 2. Бесконтактный датчик положения дроссельной заслонки.Удельная энергоотдача (энергия разряда, отнесенная к полной массе) нескольких катушек зажигания: "жигулевской" Б117А (а), маслонаполненной 27.3705 (6) и сухой 31.3705 (в) для "самар" на свечу 43.3705 (г) для перспективных моделей.Пока только ВАЗ "положил глаз" на новый датчик. Вероятно, узел поступит в распоряжение следующего поколения контроллеров, разработка которых ведется сегодня на берегах Волги. Не исключено, что и другие заводы надумают устанавливать бесконтактные датчики на свою продукцию.Сервис PPG. Руководство по покраскеПункт 1 . Используйте ту же технологию покраски,что и ведущие производители автомобилей мира. Пункт 2. Второго пункта нет.f !^gr пнищи газhttp://www.ppg.comОбозначение катушки зажигания Б117А 27.3705 31.3705 433705Энергия разряда. Дж 0.020 0.060 0.050 0.040Масса.кг0,800 0.860 0.630 0.200Удельнаязнергоотдача,Дж/кг 0,025 0,070 0.079 0,200ЗАО -ОДИХЕЛ- / Москва Тел.: (095)424-69-90 ООО -AMEC» / С.-Петербург Тел.:(812)560-02-15ООО - А СЕ - / Москва Тел.: (095) 278-70-84 -Акрил Авто Плюс» / Челябинск Тел.:(3512)78-72-51ЗР 12/2000Б1 ТЕХНИКАНовинкиЗАТОРМОЗИ СЕБЯ САМО!Новое - почти всегда хорошо забытое старое. Вот и разработчикам электротормозов пригодился патент... 1963 года.Бурное развитие систем управления по проводам (Driveby-Wire) потребовало по-новому взглянуть на исполнительные механизмы - в частности, тормозные. Какая там гидравлика, компьютеру с ней неудобно! Вот электромоторчик - другое дело. Пусть он и прижимает колодки к диску! Но хватит ли силенок у электричества и не придется ли навешивать, грубо говоря, по стартеру на каждое колесо? Опасения небеспочвенные. Усилия и одновременно быстродействие нужны приличные. Особенно для дисковых тормозов - помните, какие большие поршни в них? Правда, еще в 1963 году Фриц Оствальд запатентовал "дисковые тормоза с самоусилеитоге, конечно, часть усилия нием", но практически никто тотеряется, но зато тормозной гда эту идею не опробовал, да и диск сам "затягивает" колодку работала предложенная схема и поджимает ее к себе. Причем лишь при движении автомобиля направление вращения несущевперед. Поэтому в наши дни инственно. Вот и вся идея. А что женер ATE Мартин Земш окапоказал эксперимент? зался со своей конструкцией На стенде моделировакак нельзя кстати - проверка теории практикой Дисковому тормозу "подбили клинья" не заставила себя ждать. Толкающий Подвижный На схеме углы клиньклин шпиндель ев нарочито увеличены, Электродвигатель чтобы легче понять принцип работы. Моторчик (а вовсе не "моторище"!) через редуктор приводит в поступательное движение шпиндель, который давит не на колодку, а на промежуточный клин. Вьлось замедление со 100 км/ч до остановки с тормозным моментом 1200 Нм на одно колесо. Оказалось, что для этого достаточно лишь... 25 Вт электроэнергии! Правда, чтобы максимально быстро выбрать зазор, на пару миллисекунд подавалось 125 Вт мощности, но в целом коэффициент "усиления" составил не менее 5. Более того, управляющая электроника периодически резко уменьшала ток (подобно тому, как работает АБС), чтобы сохранить постоянным заданный тормозной момент. Иначе колодку (а вместе с ней и колесо) вообще могло заклинить намертво Как видите, последний "велосипед" еще не изобретен и элементарный клин может пригодиться модной нынче электронике."ФЛИТБОРД" - ПОМОЩНИК И СУДЬЯКонцерн "Даймлер-Крайслер" внедряет новую телекоммуникационную систему "Флитборд" (FleetBoard), которая позволяет из центрального офиса транспортной компании мгновенно связаться с находящимся в рейсе водителем.Схема такова: со своего компьютера диспетчер через Интернет соединяется с сервис-центром "Флитборд" в Штутгарте, а тот, используя сеть мобильной связи GSM, - с оборудованным соответствующим терминалом грузовиком. Естественно, кроме обычных телефонных переговоров, можно послать и электронное сообщение, и факс. Однако связь - не единственное и даже не главное достоинство новинки. В компьютер грузовика поступает также информация от бортовой системы диагностики, множества датчиков, отслеживающих параметры движения, и даже от навигационного комплекса GPS (Global Position Sistem). Так что оценить износ тормозных колодок, расход топлива, распознать неисправность по коду, определить местоположение автомобиля, оптимизировать маршрут с учетом загруженности дорог или проложить новый можно будет с расстояния в несколько тысяч километров. На случай поломки на тягаче предусмотрена специальная кнопка вызова техпомощи, а при аварии автоматически будут оповещены скорая помощь, аварийная и пожарная службы, спасатели, причем с указанием точных координат машины. Впрочем, "Флитборд" не только помощник, но и строгий судья - он самостоятельно по десятибалльной системе выставляет оценку водителю. Вряд ли последнему понравится быть под колпаком у такого "соглядатая", но в мощном дисциплинирующем воздействии прибора усомниться трудно. Модульная конструкция позволяет в зависимости от желания и сложности задач варьировать цену комплекта в пределах от 3425 до 5595 марок. Стоимость обслуживания для транспортной компании - 750 марок в год независимо от численности автопарка. В прошлом году 'Флитборд" был опробован на восьмидесяти магистральных тягачах в Германии, а к 2001 году зона воздействия системы охватит всю Европу. Причем оборудовать можно будет не только "мерседесы", но и машины других марок, хотя вопрос совместимости 'Флитборда" с их бортовыми системами диагностики пока остается открытым.С^^с^^Так работает система "Флитборд".Сервис-центр "Флитборд' в Штутгарте КАЖДОМУ АККУМУЛЯТОРУ ПЕРСОНАЛЬНЫЙ КОМПЬЮТЕРЭлектронными "мозгами" обзавелись двигатель, трансмиссия, тормоза, рулевое управление, системы безопасности. Настал черед... аккумуляторной батареи.вестей давно. В новой батарее для экономии энергии им управляет микропроцессор, получающий информацию от специального датчика. Да еще и корпус аккумулятора выполнен из пенополипропилена, так что электролит оказывается как бы в термосе. При необходимости микрочип включит и мешалку, что позволяет в итоге "Ай-Кью"батарее емкостью всего 32 А-ч крутить стартер без перерыва не менее 35 секунд на морозе 25 градусов! Процессор батареи, зная ее состояние, гибко командует и генератором, заменяя примитивную "таблетку" регулятора напряжения: при глубоком разряде включается форсированный режим, затем ток будет уменьшен. На приборном щитке перед водителем индикатор показывает степень заряженности аккумулятора, "советуя" при необходимости покататься еще некоторое время, прежде чем поставить машину на ночную стоянку. И даже если утром термометр за окном покажет -35°С, новая батарея без проблем заведет вашего "коня", лишь бы масло в моторе было подходящим.Не батарея, а термос с "электрокипятильником".Всем знаком капризный нрав кислотной свинцовой батареи: на холоде не заряжается, в тепле теряет электричество. Может быть, пора заменить свинец чем-нибудь другим - кадмием или серебром? Фирма "Ай-Кью Пауэ Текнолоджи" считает, что списывать в утиль древний спутник автомобиля - традиционный аккумулятор еще рано. А справиться с его застарелыми болячками поможет всесильная электроника. Вместе с компанией "Тексас инструменте" "Ай-Кью" предложила "интеллектуальный аккумулятор". Он легче стандартного на 40%, хотя внутри - привычные свинцовые электроды, залитые не менее привычной серной кислотой. В чем же особенности новой конструкции? Лютый зимний холод для батареи - двойной враг. Во-первых, при разряде огромным стартерным током плотность электролита около электродов быстро падает, а скорость диффузионного перемешивания низкая. Вот и замирает стартер через несколько секунд; лишь пара минут отдыха возвращает батарее силу. Во-вторых, при температуре ниже -15°С (а это, согласитесь, не так уж и холодно) батарея наотрез отказывается принимать заряд. Несколько коротких поездок - и следующим утром без буксира или "прикуривания" не обойтись. Разработчики "АйКью"-батареи снабдили ее двумя дополнительными устройствами: одно перемешивает электролит, другое поддерживает его температуру. Собственно, подогреватель электролита из-Сервис PPG. Руководство по покраскеПункт 1 . Для достижения наилучшего результата при покраске, используйте краску той же фирмы, что была использована на заводе. Пункт 2. Хмм, вот и все.Графики заряда при -18°С стандартной и "умной" батарей.lasЗАО ОДИХЕЛ» / Москва Тел.:(095)424-69-90 ООО -АМЕС» / С.-Петербург Тел.:(812)560-02-1511МИ1ПШhtlp://www.ppg.comGiSООО-А СЕ.»/Москва Тея: (095) 278-70-84 «Акрил Авто Плюс» / Челябинск Тел.(3512)78-72-510:100:20 0:30 0:40 0:50 1:00 1:101:20 1:30 Время, чЗР 12/200063